И.П.Мирошников о подвижках полотна виадука к Речпорту над железнодорожной веткой,
расшифровка телефонного интервью 20.05.18
***
"Было перепускное отверстие под железной дорогой, по которой вода уходила.
Но оно всё время под эту дыру проседало, потомуу что там размывает в период сильных дождей и снеготаяния. Поэтмоу дорога в эту сторону запросто может съехать сюда, к этйо дырке, как раз на этом повороте.
-Перепускное отвертие -дренажная система?
Да, под ЖД , большое, почти как мост, но оно не аркой сделано, а прямоугольником, забетонировано всё всязто в бетон.
-Если «всё» взято в бетон, то почему проседает?
Перед этим отверстием, я говорил, там сделан дренажный колодец, большой.Он глубиной 5 или 6 метров, сложен из кирпича, круглый . И при строительстве последней восьмерки, когда делали, его просто засыпали вокруг щебнем и песком. А когда был ливень, и после ливня я там пытался ходить, то вот этот весь колодец оказался голый. Весь этот щебень, весь песок-всё снесло в эту дыру под железную дорогу куда-то по направлению к Волге. Мне сложно было спуститься и посмотреть, куда это выйдет. Но колодец стоял голый на всей этой 5-6 метровой высоте. То есть, склон со стороны дороги, как раз в зоне этого поворота был лишен опоры как раз этим размывом. При ремонте этом <после оползня> они натворили и это. Там много чего не совпадает, я вам рассказывал, не то ,что надо было делать. Это одно из последствий.
-А можно было сделать так, чтобы этого не происходило сейчас?
Ну, надо было учитывать всё. У геологов есть такое понятие «Базис эрозии». Это наибольшая глубина, до которой возможен размыв. Этот базис эрозии довольно устойчив. Например, река, имеет свой продольный профиль, и глубже него она никогда не будет размывать. А если вы возьмете выше него, например, насыпете на этот профиль, то она его размоет обязательно, стараясь взять вот этот свой базисный уровень. А если вы глубже выкопаете уровень, то она его замоет. Точно такая же история для любого оврага. Любой овраг имеет вот такую максимальную глубину, ниже которой он не размывает(он будет замывать), а выше которой он будет размывать.
Вот эту глубину-базис -- грамотный проектировщик должен был определить, все привязать к этому базису. Тогда проект был бы грамотен, ничего бы страшного не было.
А они этого не учли. Не знаю, какие это проектировщики были.
Я же специально для
них писал. "Если вы , ребята, не уничтожите и не ликвидируете вот этот выпуск воды, который давал начало ручью, то вся ваша работа- пустое дело. Потому что, ну, через два года, ну, через три, начнется разрушение."
***
Ниже цитата из большого заключения Мирошникова,
которое мы стенографировали еще 5 мая 2016 года: «Теперь немного об оценке природой результатов расчётов устойчивости оползневого склона. Они в соответствии с требованиями нормативных документов должны быть выполнены на стадии проектирования по линиям, геологическим разрезам, начинающимся на урезе воды реки, водохранилища. Оценке, таким образом, подвергается весь оползневый склон.
В проекте жилого комплекса расчёты выполнены солидной организацией по трём линиям. И если строительство началось, результаты расчётов понятны: склон устойчив. Одна неувязка: на крайней к западу линии происходит оползень. Линия прямо пересекает тело оползня. Природа даёт свою поправку: склон неустойчив.
А далее просто: расчёты по двум другим линиям выполнены по тем же методикам с применением тех же программ. Имеем все основания результатам этих расчётов не доверять. В создавшемся сложном положении принцип безопасности обязывает принять наиболее тяжёлый вариант: склон неустойчив со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И тут логично вспомнить решение 1967-70г.г.: какие спецы были, как далеко смотрели!
Кроме двух построенных тогда объектов, на территории, в том числе и на стройплощадке, без ограничений следует постоянно выполнять только один вид строительства: капитальный ремонт и строительство новых сооружений дренажной системы территории. Только при условии хорошей её работы можно сохранить на долгие годы очень важную для ульяновцев территорию к югу от улицы Минаева на участке между улицами Гончарова и Железной Дивизии. Ещё раз сошлюсь, ради дела, на авторитет профессора Латыповой.
А как же грузовая восьмёрка? И что делать с оползнем?
Вопрос ясен в одном: нужно снять главную причину образования оползня - водоток, ручей. Его на склоне не должно быть, то есть нужно ликвидировать водовыпуск и строить новый, безопасный.
Если оставить всё по-старому, ручей переработает, размоет сползшие массы, доберётся до своего прежнего русла, а далее мы уже проходили - новые подвижки, новый оползень. Это надо?
***
Записала Н.Лазарева, 20.05.18
Использование тлько со ссылкой на источник
Click to view