Тарас Бульба и Груз 200

May 14, 2022 08:46

Навеяно размышлизмами sapojnik

На 9-е, по-случаю впервые посмотрел "Тараса Бульбу" Бортко. Нет, я конечно дедушка культурный, в детстве читал и перечитывал "Миргород". Однако гоголевского "Тараса" я не то чтобы не любил, но не понимал. И, помню, местами было какое-то неприятие и брезгливость на интуитивном уровне. Тогда считал, что из-за юдофобии, сколько себя помню - всегда брезговал расистской блевотиной, так уж воспитали. Интернационализм, "у этой женщины чёрный ребёнок, сон приходит на порог", вот это всё... Но вот посмотрел "Тараса" и визуальный ряд расставил всё по своим местам. Бандиты же. Головорезы. Мафия. Орки немытые, со звериными шкурами на головешках. Парамилитарные силы. На фоне пафосной, напрочь оторванной от происходящего в кадре, бредятины персонажей об "истинной вере", "России" и проч. - резня, грабёж и разорение городов. Поляки же - просто эльфы в сравнении. Да, четвертовали казаков-разбойников, всяко истязали прилюдно, но исключительно для устрашения последних. Вопрос действенности этих контрмер оставлю за скобками. Нынче примерно тем же занимается ИГИЛ, впрочем, условно "цивилизованные" люди бандитов и убийц тоже не жалуют. Сажают их на 100500 лет и казнят за милую душу. Впрочем я отвлёкся.

Итак, бандиты. Почему все русские классики без исключения поют осанны разбойникам? У Пушкина - "Дубровский" с "Капитанской дочкой", у Толстого - "Хаджи Мурат", итд, итп, в какого классика не плюнь - всяк бандитов если не хвалит, то "относится с пониманием", мол, "не всё так однозначно". Почему? В чём причина писательской признательности разбойничьим "подвигам", пиетета пишущей братии перед лихими людьми?

Я думаю, что причина в нашем Государстве. Или в его устройстве, как угодно. Потому что исторически, какую эпоху не возьми, мы имеем дело с одним и тем же Государством, с одной моделью. Как устроена Россия, как она "работает"?

Все видели фильм Баблабанова "Груз 200"? В фильме - ни одного разбойника. Конец 80-х, застой, лихим людям головы не поднять, всё находится под пятой Государства. Полный контроль, полный. Разбойники - единственные люди, способные противостоять Государству, либо истреблены, либо загнаны под плинтус. И что мы видим в фильме? Адов пиздец в исполнении силовиков, которым всё позволено и всё сходит с рук. Абсолютная власть и полная безнаказанность государевых слуг - скрепа из скреп, как минимум, это всё ещё со времён с опричнины тянется. Полоумные мусора в фильме творят всё, что взбредёт им в голову, народ в ахуе, хватай мешки, вокзал отходит. Кто поможет, кто защитит слабого от мусорского пиздеца? Одна только сила способна противостоять Государству - стихийно организованная преступность. Бандиты. Головорезы. Мафия. Орки немытые, со звериными шкурами на головешках. Парамилитарные силы. Уповали на них, уповаем и ныне и присно и во веки веков.

И об этом все балабаноские фильмы, не только "Груз 200". Балабанов и его зритель яростно аплодируют немытому орку Даниле из "Брата" и "Брата 2" и его ещё более немытому слабоумному братцу. Убийцы-избавители с пулемётом. Любо! Романтики с большой дороги. Гойда! Только они в состоянии придти и спасти, только они смогут отомстить. "За что отомстить?"-"ЗА ВСЁ!"

Так мечется всю дорогу Россия - между Тарасом Бульбой и Грузом 200. 80-е годы прошлого века - "Груз 200". 90-е - "время Тараса". Нулевые - недолгий период. когда был какой-то баланс, ни одна из сил не доминировала, мб оттого все и жили норм (кстати, вы не задумывались, почему Путин и Ко так люто ненавидят и всячески оплевывают 90-е?). Потом опять пришёл "Груз 200". Сейчас уже буквально.

Война - средство утилизации пассионарной братии. Немытых орков. Защитников и мстителей, на которых уповает народ. Мысль не новая и логичная. Но, что более важно, война позволяет разбойнику легитимно (и безопасно для Государства) канализировать свою пассионарность. Особенно, если это не война, а "спецоперация" без чётких задач. Убивай, грабь, насилуй - Путин разрешил. И ещё вспомнилось об одной спецоперации, уже безо всяких кавычек. Эту спецоперацию в 30-40-е прошлого века годы в тюрьмах и лагерях провело НКВД. Была создана уголовная каста "воров в законе". Воришек сделали доминантой уголовного мира, искусственно и искусно понерфили уголовный статус разбойников, нивелировали их до людей второго сорта. Воз и ныне там, НКВД не дремлет и всегда протянет дружескую руку помощи своим травоядным подопечным.

И последнее. Возвращаясь к самому началу псто, его подзаголовку, так сказать. Рощин надысь рассуждал на тему любви Прилепина к Мотороле. Так вот, Моторола - абсолютно гоголевский персонаж. Вся эта орочья шайка ЛДНР - гоголевские персонажи. "Тарасы Бульбы нашего времени". Так что Прилепин последователен и мыслит так, как должно мыслить русскому писателю. Что любопытно, за пару дней до этого, я спросил у Рощина: "Гоголь наш?". Не просто так спросил, ясное дело. Рощин ожидаемо ответил: "Конечно". Я-то думаю, что Гоголь и русский, и украинский. И что в этом аспекте, в аспекте всего того, о чём я написал выше, между русскими и украинцами нет никакой разницы. И, соответственно, нет нужды нам Гоголя делить.

губошлёпs, воены, культурная революция, дедушковое, сотрудники с большой дороги

Previous post Next post
Up