Западная Монголия 2015: дни 18-21

Jan 29, 2016 10:14

30.06.2015 Вт. 66 км (34 грунт, асфальт 32). Река Ховд - степь.

Утром +15.
Едем по ущелью реки Ховд с прекрасным тугайным лесом и манящими свежестью лужайками у воды. Представить себе невозможно, что это Монголия. Открываются виды на лужочки и заводи с утками.

Дорога стала лучше, а после грейдера (не верится, что за какими-то из дорог ухаживают) просто хороша, сравнялась гребёнка. Однако, присутствует трафик фур, носящихся на огромной скорости. К чести водителей надо отметить, что при виде нас они, как правило, притормаживали. Да и видно их на пыльной дороге издалека.

Пока ехали в тени ущелья и деревьев, было приятно, но вот мы выезжаем на широкие пространства, и снова над нами жарит солнце. +38. Кое-как на жаре ползем все выше в перевал к Улгию.

Начинается короткий спуск. И вот мы на пороге казахского городка в окружении монгольских гор.

Улгий стоит на реке Ховд, из которой мы вчера вечером напились сырой водицы. Издалека выглядит как монгольские городки. Но вблизи отличается. Есть юрты и домики с веселыми крышами, но они располагаются за глинобитными заборами. Да и многие жилые дома тоже из глиняных кирпичей. Хотя есть и красные кирпичные строения. При въезде в город начался асфальт. А в центре оказалось повеселее. Многоэтажные дома или симпатичные частные дома за гигантской высоты заборами.

Заехали в первый же супермаркет. Съели по мороженому. Очень хотелось. Ассортимент тот же, что у монголов. Сосиски картонные, хранятся замороженными. Брать не стали. А тушенки не оказалось, засада. Ничего, сублиматы есть, решила я. А за поворотом внезапно оказалось еще два супермаркета. один прям огромный. И все есть. И три стеллажа сладостей. И два стеллажа маринадов всяких. Съели еще по мороженому, что уж =Р.
Так странно, на южной окраине Улгия виднеются у склонов прям фумаролины какие-то. Не ожидали.

От Улгия по А0305 начинаем подниматься в очередной перевальчик.

Погода при этом начинает то ли хорошеть, то ли портиться: солнце зашло за тяжелые быстрые облака, появился прохладный встречный ветер. Да вот незадача, едем-то мы в сторону этих свинцовых туч, тянущих вниз полотнища дождя. Я все надеюсь, что нас минует грозовая полоса, как это уже не раз бывало. С тоскою оглядываюсь туда, откуда мы приехали: там светит солнце.

На выезде из города как обычно КПП, где взимают дань на поддержание дорог. Тут мы уже оделись: начало накрапывать. И задул уже настоящий ледяной мордник. А после подъема на перевал нас уже конкретно начало поливать. Температура резко упала до +15.
Трафик не большой. катимся мы по асфальту. Нас поливает и вдруг у встречной фуры, везущей юрту со всем скарбом оторвалась покрышка. И как понеслась по степи. Жесть. Хорошо, не в нашу сторону.
Иногда кажется, что облачность расступается, и даже видны просветы, но тут дождь начинает хлестать с новой силой. Тяжко из каждодневной жары вдруг попасть в такое. Очень холодно. Как в первый раз на ралларвегене.
Вечером не больше +10. Доплакалась я о жаре. Надеюсь, к утру пройдёт. Проехали две долины и встали на ночь недалеко от дороги где-то в степи. Юрт, вроде не наблюдалось, но метрах в пятиста стоял какой-то дом. Без света, так что я надеялась, что нежилой.

01.07.2015 ср. 74 км (асфальт 33, грунт 41). Степь - озерца (Хонгор Эленгийн гол)

Утром долго не хотели вылезать из палатки: холодно и сыро. В палатке +8. На улице, наверно, около +5.
Подождали, пока солнце не появится из-за невысоких гор. Небо чистое, только на горизонте намечаются облака. К 10 утра было уже около +15. Ветра нет, но воздух холодный, прямо ледяной. Едем в поларках и дождевых штанах, которые вчера вовремя не надели. Остальное сушим на солнышке на гермах.
А вокруг снова красота. Зеленеют долины, сверкая реками, на горах слепит глаза свежевыпавший снег, краснеют разноцветные горы.

То тут, то там у склонов гор белеют гэры. Дорога вьется по дивным долинам, плавно поднимаясь и спускаясь.

На 8 километре пути переехали быструю речушку с прозрачной водой. Но выше по течению стоит юрточное поселение.
И вот мы доехали до длинного Толбо нуур. Это пресноводное озеро тянется на 21 км, хотя довольно узкое.

Дорога вдоль озера поначалу скачет холмами. На 14 километре течет быстрая речка с гор, впадая в озеро. На 17м - мутная, набравшая грязей с талых снегов.
Путь наш прекрасен.

Дорога спускается в последний раз, внизу устроено место для стоянки и стоит чудной знак.

Да, в Монголии должен быть какой-то специфический род оленей, но мы их ни разу не видали.
Не хватает слов описать весь тот восторг от красоты, по которой мы успели соскучиться за два дня пустыни и гови.

Сушились до часа дня, ровно до окончания асфальта на 33 километре. Потом влезли во влажные обычные штаны, так как солнце уже припекало. На солнце около +30.

После окончания асфальта ещё 10 километров грунта до начала перевала. Дорога каменистая, но не слишком, с разливами луж. Ехать вполне комфортно. Стали появляться автомобили.

Я с тоской кидаю взгляды на перевал. Он снова с "дублером", что не предвещает ничего хорошего.

По правой стороне остается поселок Толбо, у которого шумит-пылит некая фабрика (наверно, тоже кирпичная).

А перед перевалом я запуталась. Такого монгольского перекрестка мы еще не видели.

В перевал на 5 км покрытие неплохое, даже не нужно пользоваться "дублером", потом 2 км размытого песка вместо дороги.
Справа начали появляться нехорошие дождевые тучи. Я кошусь в их сторону с опаской и восхищением.

На 50м километре пути въезжаем в небольшое ущелье речки. Едем вдоль нее 3 км, но выше в неё впадает речка-грязнючка. Через реку есть мост, но он немного поврежден вчерашним ливнем: размыта часть грунта у моста. Его спешно чинят. Для авто - брод, мы же и на мост можем заехать. Легковушкам в броде горной реки тяжело. А на дороге ходят автобусы и фуры. Как там смог преодолеть брод встречный тягач, не представляю себе.
Очередь на брод.

После моста резкий крутой подъем, но дальше более полого.
Ещё 300 м в высоту прекрасных видов. Дожди обошли нас стороной, но тучи закрыли солнце и резко температура упала до +17. Задул попутный ветер. Приятно.

Покрытие - хорошо спрессованный песок. Приятный для езды.

На подъеме какие-то молодые казахи в теплых халатах фотографировались с нами ;р

Перевал с небольшой впадиной меж холмов. Резво спустились - резво поднялись.

Вспугнули бедного огаря.

С перевала очень плавно начинаем спускаться в чудесную долину с озерцами. Над горами впереди идет дождь.

Дорога первые несколько километров очень хорошая, но потом она пересекает пару вздувшихся речек с каменистыми руслами. На одной из них на нас таращились дети, пока мы старались перепрыгивать узкие ручьи, не замочив ноги. Не вымокнуть не получилось.

Но затем дорога снова хороша.
С этой стороны перевала сплошь стоят юрты. Поэтому я решила докатить вниз до двух холмов, за которыми можно было бы укрыться от лишних взглядов.

И это была ошибка. Но пока мы об этом не знаем, бодро катясь по пологим склонам все ниже и ниже, и восхищаясь снежными шапками, светящимися долинами и полосами ливней.

Докатились до этих двух холмов.

А за ними какое-то сплошное болотце. И появились комары. Я пошла в сторону, посмотреть, где можно бы встать. Иду по каменистому грунту, а из травы что-то поднимается при каждом шаге. Присела посмотреть, что за мошкара такая. Ба! Да это и есть комары! Они живут в траве кругом. Жжжуть.
Поехали дальше. А дальше только либо озерца, опять же комариные, либо снова лезть в перевал. Вечереет, перевал мы уже не осилим. Да и дорога опять стала очень каменистой.

Кругом какие-то то ли лужи, то ли болотца.

В конце перешеек меж озерцами. Снова брод. В последний раз вымокли на сегодня. Встали в мелких пупенечках рядом с озерцами. Вечер очень красив сегодня.

Комары оказались не слишком агрессивные. Вечером +14. Небо почти очистилось, хотя со спуска было видно, что местами идут дожди. Сегодня был прекрасный нежаркий день. Лучший день по погоде, по мнению Женя.
На озерцах водится много птиц: цапли, огари, утки, чайки.

02.07.2015 во. 77 км (грунт). Озерца (Хонгор Эленгийн гол) - степь (Шургын Гуур)

Утром +19, по горизонту облака, днём +38, на нас пару раз упало несколько капель. Вечером +26.
Так выезжаем от места ночевки на дорогу.

Путь до перевала какое-то время очень пологий. Покрытие - утрамбованный песок среди невысокой травы. Здесь можно было бы вчера встать, но неизвестно, были бы комары или нет: слишком близко к болотистым озерцам.

Перевал небольшой, довольно крутой, но покрытие очень хорошее: утрамбованный песок. На спуске с перевала в ущелье покрытие стало жестким как асфальт, но с камнями и выбоинами.
Давненько мы не перегоняли стада овец =Р

Едем очень быстро, поэтому мне даже прохладно, хотя вот только 10-15 минут назад я изнывала от жары на подъеме.

Ущелье симпатичное. Горы снова поменялись. Когда присели передохнуть, к нам приехало два пастуха с отарами, и посидели с нами рядом. Не пытались поговорить или что-то предпринять. Просто посидели и повздыхали.

Это ущелье заворачивает в другое, теперь уже с рекой Баруун. Река мутная. Она, соответственно, течет на всем протяжении ущелья, с 25 по 38 км этого дня.
На повороте стоит юрточное поселение.
Этот поворот какой-то нереальной красоты с изумрудной травой, скалистыми черными и красными горами, выступающими породами и осыпями.

После поворота грунт каменистый, щебёночный, песчаный, какой угодно, только не хорошая добростепь. Устали по нему ехать. Часто останавливаемся размять попы и руки. Однако, красиво.

Балбалы щепчутся о былых временах.

Вскоре показался страшненький цайны газар (столовка, по-нашенски, или забегаловка) с фурами вкруг.
Мы дивимся многообразию холмов и гор. А нам по прежнему дивятся местные жители. машут руками и что-то кричат порой. Улыбаются неизменно.

В ущелье встретили корейского мотоциклиста. Внезапно. Он проехал уже Азию в одну сторону, до Европы, а теперь едет обратно. Потрясающее путешествие у него. Пока болтаем, я кошусь в сторону первого предвестника дождей - фиолетовую тучищу, выплывающую из-за хребта.
На 38 км в наш Баруун гол впадает, как ни странно, та же река, на которой мы ночевали - Хонгор Эленгийн. Она гораздо чище. Здесь же мост и пара кафе с очень ограниченным ассортиментом. Набираем воды впрок.

Через пяток километров выезжаем окончательно из ущелья, триумфально заканчивающегося красными холмами, поросшими кустами.

Дорога, вроде, становится лучше, но щебенки и камней достаточно.

В покинутом нами ущелье стало сумрачно.

Мы же опять словно в пустыне едем. Жара. Сухо. Солнце печет нещадно. Нас подгоняет сильный ветер, который задул сразу после выезда из ущелья. Но тёплый.
Горы красивые. Цветные, щетинистые.

Слева опять виднеются пески.

Движение на этой дороге оживлённое. Как выехали из ущелья, так сразу появилась тьма колей. Сходящихся и расходящихся в разные стороны. Кто где едет, непонятно. Зато разъехаться легко.

Монгольский перекресток.

В конце этой бесконечной пылающей жаром долины трек рисует нам поворот дороги на перевал. Поворот есть, но есть и дорога прямо, которой на картах нет. Странно. Мы стоим в смятении. Чуем мы что-то недоброе. Но сворачиваем по треку. Любуемся видами, а сами напряжены.

Тысяча чертей! Оказалось, старый мост через реку разрушен, и они сделали объезд с новым мостом дальше. Там, куда уводила новая дорога. Ни знака, ничего.

Стоим на этом берегу и смотрим с тоской на ленту дороги, уходящую в перевал, на том.

Возвращаемся. Течение слишком бурное. Дно слишком глубоко. Не мы одни дураки такие оказались: целую дорогу наездили от старого моста к новому.

А вон и новый мост.

После моста дорога стала сплошным трэшем. Она явно новая, за ней явно ухаживают иногда. Сплошная гребенка и камни. Трясемся потихоньку и мечтаем, что это только новый участок такой, а когда мы выйдем снова на старую, нам снова станет хорошо. В конце дня уже нет сил ехать по их дорогам, хочется дать натруженной взопревшей попе отдохнуть.

Мы ищем место для ночевки. Но степь кругом усыпана колючими кустами.

Немного не доезжая до возвращения на старую дорогу увидели полянки, манящие своей изумрудной зеленью среди желтого. Травка мелкая, отнюдь не мягкая. Степь каменистая, жесткая. Но колышки вошли без особых трудов.
Здесь тоже водятся комары. Но не много. От реки прилетают, наверно.
Вот такой чудесный клин дождя был нам наградой сего дня.

03.07.2015 пт. 48 км (43 грунт, 5 асфальт). Степь (Шургын Гуур) - Ховд.

Несмотря на облачность, в 6.30 уже +20, а через два часа +26. Днём +36.
С утра нас зажрали комары. Воздух от них звенит. Вчера вечером дул ветер, а сегодня утром штиль. Кажется, это утро было почище, чем на Ачит нуур. Заглотнули завтрак и погнали. Не очень-то, правда, гонится по их дорогам в перевал. Остановились передохнуть - опять комары. Что за чорт! Погнали снова. Остановились. Снова комары. И тут я осознала, что все по Чуковскому: "ехали комарики на воздушном шарике". Только в нашем случае на сумках и рюкзаках. Хитрые бестии. с этого момента каждая остановка начиналась с похлопывания по сумкам и плечам.
Успела сфотать приятное.

Едем сегодня через сплошные пупени. Дорога плохая, то песок, то камни торчат, то гребёнка.

Комары не отставали весь день. Где они только здесь размножаются? Кажется, ясно, где. В том гигантском пресном озере, что мы видим каждый раз, поднимаясь на пригорок.

Хар-Ус нуур - второе по площади пресноводное озеро Монголии (при этом средняя гдлубина всего 4 м), образует одноименный нацпарк. Хар-Ус означает «Черная вода». Цвет воды тёмный из-за большого количества органических и минеральных веществ и планктона. На озере обитают редкие животные и птицы, поэтому туда ездит много туристов. В озеро впадает, создавая огромную дельту, река Ховд, вдоль которой мы ехали довольно продолжительное время.
С утра холмики были симпатичные, а потом вплоть до последнего перевала, мне кажется, ничего интересного. Только солнце и пот.

Асфальт начинается только при въезде в Ховд. А вот вид на город с последнего в этом походе перевала.

Дорога с перевала стала слишком песчаной. До этого было все более менее как всегда. Но вот на этом спуске, который мог бы быть победно стремительным, мы подкручивали педали, чтобы велосипед не притормаживал. Разгоняться я лично не могла. Глубокий рыхлый песок. Местами очень непредсказуемо непроезжаемые засыпи и ямы.
На въезде городок очень милый. Вокруг стоят щетинистые скалистые горы.

А вдоль реки за чертой города стоят живописные "пригороды" - юрточные деревеньки. Или одна большая юрточная деревенька, уж не знаю. С лошадями, стадами, автомобилями, яркими дверями, синими телегами, красными халатами. Красочно и празднично как-то.

А вот в городе не так ярко и весело. Ховд - город 5 улиц, на которых ездит 5 новых шикарных авто дорожной полиции. В центре города идет сплошной ремонт площадей.
"Большой", как всегда розовый, театр.

Аймачная площадь, на которой сегодня возлагали цветы.

Мечеть довольно крупная. С позолотой даже, несмотря на общую аскетичность. Минарет явно новый.

Проехали почти через весь город к автовокзалу. Ни за что бы не признала в будке за забором автобусную станцию, если бы не плакат и один ПАЗ во дворе.

Касса находится в этой красной будке. Билеты оформляют очень долго. Нужны паспорта. Наши ФИО записали неверно. Здесь по-русски не говорят. Парень-кассир, несмотря на то, что я показывала, где что написано, принял отчество за фамилию.
Водитель завтрашнего автобуса тут же, на кассах. Надо ему отдать по 150к за багаж. Дорого. Рядом какой-то мужик предлагает довезти за 100. Но хрен его знает, за 100 чего, и не потребует ли на полдороге ещё. С водителем мы общались посредством телефона. Он позвонил знакомой, говорившей по-русски, и она нам переводила. Комедия какая-то. Как только я подходила к нему за чем-то, он набирал свою знакомую.
Как-то вытребовала квитанцию на багаж у водителя. Посмотрим, что там завтра выйдет.
Загрузились в гостиницу Буян. Самая дешёвая из всего, что у нас было. Но без завтрака, с тоненькой струйкой горячей воды после 17.00. У нас ещё какая-то беда с дверью была.
Телевизор, чайник, тапки, номер прохладный, хотя на улице жара, широкий подоконник.
За хранение велосипедов в гараже тётка, подсуетившись, взяла с нас ещё 5000.
Предложили стирку, а я не отказалась. В итоге мне за эту услугу насчитали безумную сумму. Потому что стирка идёт отдельными партиями, и каждая партия считается. 6000 вышло. Сушки нет. Через пару часов мне принесли чуть влажное бельё, которое, впрочем, высохло за час на балконе и на солнце да ветру.
Персонал не говорит ни по-английски, ни по-русски. А вот дети богатых современных постояльцев лет 8-9 говорили. Переводили мне. Причем, сами предложили помочь. Прелесть.
Сходили к рынку. Поужинали в дешевом цайном газаре буузами и хушуурами. Купили сока, мороженого и пива на вечер. Я объелась конкретно.
Когда чист, кажется словно и солнце не так уж жарит. Но сегодня довольно много облаков. Нас большую часть езды закрывало.
Чистый прифигевший Юль.

Отель в центре. Прямо напротив стоит тот розовый Большой Театр. Периодически с центральной площади громко играет европейская музыка с такой громкостью и басами, что стены дрожат.
Прогулялись немного по этому зелёному городу (он действительно утопает в зелени) до китайских крепостных стен и по центру чуть.

Стены китайской крепости 18 века в плачевном состоянии. Заросли колючими кустами и мусором.

Внутрь двора ведут огромные ворота. Но внутри уже ничего и нет. Руины.
Прохладно, приятно. Теперь ясно, почему продавщица в супермаркете что-то пыталась возразить по поводу пива: сегодня студенческий праздник, и спиртное не продают. Прилавки в других магазинах закрыты. Нам продали потому что мы просто не понимали ничего, и продавщице было лень нам объяснять правила.
Это же местный наукоград. В городе есть институт с общинами, несколько политехнических колледжей.

На центральной площади ставят сцену, хоть площадь ещё частично разворочена: плитку кладут.
Уже 21.00, а праздник ещё не начался. Чую, нам сегодня не поспать. Дискотека это под открытым небом для студней.
А вот еще прекрасное.

На супермаркете, который по-монгольски звучит как "их делгуур", написано supermarche. Это по-французски ;р