Велопоход по Новой Зеландии. Зачин

Jun 08, 2014 14:45

С 1 по 30 ноября 2013 мы совершили велопутешествие по Южному острову Новой Зеландии и проехали 1856 км за, примерно, 22 ходовых дня.

Какие представления о Новой Зеландии (далее НЗ) мы имели до похода? Это кусочек суши в южном полушарии недалеко от Австралии; там снимали сцены для фильма “Властелин колец”; там очень красиво; нашей зимой там лето; и там, должно быть, живут антиподы… там точно живут маори-людоеды и бывшие англичане, чьейная это бывшая колония. Бетсон еще знал про фьорды и кое-что сверх того. А столица НЗ - Окленд. Как-то так...



(оранж - морской транспорт, зеленый - автотранспорт, желтый - пешком, красный и синий - вело)
ссыль ведет на гуглокарту
ссылки на gpsies в конце поста в таблице


В ходе подготовки и самого путешествия выяснилось… (постараюсь излагать очень коротко)

НЗ (Aotearoa) - это два крупных острова, Южный (Te Wai-pounamu) и Северный (Te Ika-a-Māui), и множество мелких вокруг. На Северном сосредоточен бизнес, в то время как по Южному распределено сельское хозяйство. Столица НЗ очень даже Веллингтон, хотя Окленд самый крупный город.

На Северном острове есть действующий вулкан и несколько вулканических зон, а так же самое большое в НЗ озеро Таупо, вокруг которого ежегодно проходит велогонка =). Туда мы как-нить поедем...

Южный остров знаменит горным массивом Южные альпы, ледниками и горой Кука, крупнейшим нацпарком Fiordland, внесенным в список ЮНЕСКО, и эндемичными животными (попугай кеа, например) и растениями (манука, например).

В НЗ все речи на церемониях произносятся дважды, сначала на маорийском, потом на английском. А по прибытии в аэропорт Окленда первой бросается в глаза надпись Kia Ora, что означает Welcome. В НЗ два национальных языка. В некоторых вузах обучение идет только на маорийском. А новозеландский английский имеет свою специфику.

У НЗ есть неофициальный гимн. Это песня маорийского солдата времен первой мировой Pokarekare Ana. В школах с 5 лет дети изучают маорийскую культуру, в частности, танец капа хака. Но, насколько я поняла по выражению лица одного русского школьника, учащегося в НЗ, детям это не особо по душе.

В НЗ много праздников. Каждая область имеет какие-то свои выходные дни. Приезжаешь в город; надо закупиться, а у них все закрыто: праздник.

Коренное население - маори - имеют выраженные льготы по сравнению с потомками англичан.
А вообще, новозеландцы почему-то называют себя kiwi people. Это не поддается логическому объяснению.



НЗ входит в десятку самых безопасных стран мира. Я бы так сказала, по показателям умышленных преступлений. Потому что ехать по их трассам страшно. Особенно, когда каждые 5 километров встречаешь крест за упокой чьей-нибудь души, покинувшей этот мир на дороге. А, уже улетая, я прочитала заметку в их газете о стрельбе охотников в кемпингах DOC (department of conservation). В 2010 году из-за случайной пули охотника погибла женщина, просто чистившая зубы в кемпинге на озере.



В НЗ нет опасных животных. Есть мифический ядовитый паук катипо (черная вдова). Встретить его - шанс на миллион. Хотя в том же 2010 году одному из отдыхающих выпал тот самый шанс. Его яд смертелен, если не оказать помощь вовремя. Так что я каждый раз придирчиво осматривала палатку перед сном, а в итоге привезла какого-то черного паучка в Москву в чехле от вела. По моему мнению, самое опасное животное в НЗ, помимо человека, это sandflies. Аналог нашей мошки. Водится в лесах и на болотцах. Сначала кажется немного простоватой: ну летает, ну ползает, но не кусает. Но в некоторых местах спасу от нее нет. Меня заели на Persy saddle так, что 10 дней спустя я вся еще в пятнах. У моего организма на яд этой мошки есть некая аллергическая реакция: после укуса образуются огромные шишаки, которые проходят только через пару дней. А место укуса остается темным пятном еще на неделю.



Небольшую опасность представляет высокая концентрация солнечной радиации. Но для месячного пребывания это не играет существенной роли.

По сведениям википедии “климат Новой Зеландии меняется от тёплого субтропического на севере Северного острова, до прохладного умеренного на юге и в центральных регионах Южного острова; в горных районах преобладает суровый альпийский климат. Цепь высоких Южных Альп разделяет страну пополам и, преграждая путь преимущественным западным ветрам, делит её на две различные климатические зоны. Западное побережье Южного острова - самая влажная часть страны; восточная часть, находящаяся всего в 100 километрах от неё - самая сухая.” Температура колеблется, приблизительно, от зимнего 0 до летних 26. Нам попалась нестандартная погода. Мы намеренно поехали весной в ожидании прохладного воздуха и отсутствия толп туристов. Воздух был прохладный. Ночью температура в среднем 8 градусов. Но вот днем… Из 26 дней у нас было только 5 пасмурных. Солнце к полудню жарило так, что стоять на месте было невозможно. А к двум часам прогревался и воздух. И невозможно было даже ехать. До 5-6 часов вечера сплошное мучение. Как в Марокко. Сами местные утверждают, что это весьма необычно. Особенно для западного побережья.

Что касается светового дня, то он уже весьма длинный. Светает в 4.30. Темнеет в 20.30. Новозеландцы встают рано. Начать работать в 5 утра для фермеров нормально. 21.00 -  для них уже очень поздний вечер.

Аптечка, как всегда. Я еще крем прихватила от солнца с SPF 70. И свой дневной взяла с SPF 35.
Горелка Kovea Booster+ мультитопливная. Готовили только на бензине. Газ продается только в специализированных магазинах (туристических). Их немного. И они могут быть закрыты из-за какого-нибудь локального праздника. С бензином гораздо проще. Мы за поход истратили порядка 3 литров. Пополняли емкость по мере необходимости (3 раза).
В НЗ можно купить бензин (91-й, 95-й) как на автоматизированных заправках, где для его покупки нужна банковская карта, так и на обычных, где могут придраться к емкости для его перевозки. Мы теперь возим с собой спецканистру.
Ремнабор, как всегда, огромен.

Питание и цены. С утра мы ели вкуснейшую овсянку на сухом молоке, и съедали по какой-нибудь сосиске или купаты. К сожалению, несмотря на огромные стада, сосиски новозеландцы делать не умеют. Или не хотят. Перекусы - фрукты. Стоят они, примерно, как у нас, а дыню медовую иногда можно купить дешевле. В основном, фрукты местного производства, австралийского или филлипинского. На обед мы останавливались только в городах и ели какие-нибудь пироги или сэндвичи в закусочных. У них есть национальное блюдо - пирог из слоеного теста с начинкой внутри. Честно - это не вкусно. Зато в забегаловках можно встретить иногда кучу других вкусностей, на которые я падка.





Если города нет, то подъедали имеющееся. Суп готовили всего пару раз. Когда фрукты кончались в ход шли батончики (у них есть классные ореховые батончики Enduro. к сожалению, очень редкие) и печеньки. На ужин - картошка с рыбой (у них куча разных вкусных рыбных консервов), или макароны по-флотски. Нередко, все это заливалось пивом, которое новозеландцы готовят весьма вкусно и изобретательно. Но даже бутылочка самого завалящего пива стоит 5 долларов (примерно 130 рублей).



У них, в принципе, все раза в полтора дороже, нежели у нас. Но вот чашка кофе, в зависимости от вида, везде стоит одинаково - и в захудалой забегаловке на отшибе деревни, и в аэропорту - от 100 до 140 р.
В каждом городочке встречается один из сетевых супермаркетов. В совсем уж деревнях - свой минисупермаркет. В туристических районах часто соседствуют два сетевых магазина. Можно походить и выбрать скидки ).
Продуктов везли на 2-3 дня. В Новой Зеландии довольно много магазинов. Они есть в каждом городе и представляют собой полноценные супермаркеты. Только в совсем уж деревнях их нет или они типа сельского магазина всего-всего и купить поесть можно только мороженое и печеньки. Нет магазина в Mount Cook village и Arthur's Pass Village. Только кафе. Но закрываются магазины рано. Лучше приезжать до 18.00.
У нас есть примерная раскладка, и я четко представляю себе, сколько чего мы съедаем. Закупки мы планируем заранее в зависимости от графика движения.

+ Немного занудства, объясняющего почему маршрут был именно таким, от Бетсона и полезности.

"Сначала передо мной встал выбор - по какому острову ехать. На Южном острове больше дикой природы, горы, фьорды и ледники, Северный же более урбанизирован но на нем есть вулканы и гейзеры. Я выбрал Южный, поскольку 26 дней маршрута позволяли проехать его с севера на юг целиком, отвлекаясь на экскурсии. Вулканы и гейзеры мы видели в достатке во время нашей Исландской трилогии, да и 26 дней на относительно небольшой Северный остров на мой взгляд слишком много. Идея проехать сразу по двум островам была практически сразу отметена, лучше сделать еще один поход, посвященный только Северному острову, и тщательней изучить Южный в этот раз.
По Южному острову целесообразна линейная схема движения в одном из направлений, север-юг или юг-север. Я выбрал направление север-юг исходя из робкого предположения, что в начале лета погода во Fjordland будет менее противной чем в начале последнего месяца весны. Хотя погода там противная всегда, и только воля локальных богов может вам с ней помочь.

После этого я составил список мест, дорог и экскурсий, обязательных к посещению. В список первичных целей вошли:
* Rainbow road (но она оказалась недоступна по погодным условиям, и пришлось ехать по Molesworth trail, о чем никто из нас не жалеет);
* дорога через Arthur's Pass;
* Aoraki/Mount Cook National Park, с небольшим треккингом и дневкой;
* переправа через озеро Wakatipu на 100 летнем пароходе TSS Earnslaw;
* дорога к Milford Sound через Fjordland National Park;
* экскурсия в Milford Sound;
* экскурсия в Doubtful Sound.

Для того чтобы путешествие не было слишком простым, я старался разбавить асфальтовые участки горными грунтовками, в итоге соотношение грунт/асфальт получилось 30%/70%. Скажу честно, я не фанат грунта ради грунта, и выбирал только дороги, логично вписывающиеся в маршрут. В планировании мне очень помог этот сайт http://www.adventureguide.co.nz/. Его автор - мотоциклист, очень подробно описывает различные грунтовые (и не только) дороги обоих островов. Он без сомнения большой молодец. Так же про веломаршруты можно посмотреть сайт http://www.nzcycletrail.com".

Так же в планировании использовались:
* карты и снимки гугла,
* сервис gpsies,
* карта гарминовская (для gps брали NZ Open GPS Project),
* путеводитель по Новой Зеландии от LP (приобрести либо на офсайте либо на торрентах качать). У них также есть велопутеводитель,
* сайт DOC.
Кемпинги смотрели на https://www.rankers.co.nz ну и на сайте DOC (Department of conservation).

Треки наши залиты на gpsies. Вот ссылка на группу треков. Или с гуглокарты можно перейти на каждый из них.

По тратам на двоих:
* закупки в супермаркетах - 866 nzd
* бензин - 13 nzd
* кемпинги - 525 nzd
* стирка - 6 nzd
* ланчи и прочие вкусности - 521 nzd
* экскурсии (Milford sound, Doubtful sound, Earnslaw) - 700 nzd
Итого: 2631 nzd на двоих.
Надо сказать, что мы не любим готовить обеды, предпочитая есть в закусочных. Кроме того, мы часто пили пиво, не отказывали себе в мороженом и фруктах. Так что без трат на "ланчи", конечно, выходит гораздо скромнее и приличнее сумма.
На тот момент курс nzd был равен примерно 26 рублям.

В коммерческих холидей парках все по-европейски. Душ горячий. Он входит в стоимость кемпингов, как правило, и неограничен по времени. За стирку и сушку надо платить - или купить специальные токены на ресепшене, или кидать монетки. В холидей парках еще может быть мини-бассейн, сауна и все дела.
Так же, как правило, есть кухня и рядом гостиная/столовая. Плита, мойка, губки, тряпки, моющее средство, микроволновка, чайники, холодильник, посуда, все такое. Розетки. Интернет, входящий в стоимость мы обнаружили только раз. Но случайно, так что, возможно, он есть чаще.
В бесплатных кемпингах DOC - только туалет и места под палатку. В бюджетных кемпингах DOC, кроме туалета, - столики, иногда с навесом. Вода в них или в краниках или прямо в озере/речке, на котором стоит кемпинг. Что несомненно подкупает - наличие туалетной бумаги в бесплатных кемпингах ). Я просто часто ее забываю напрочь.

На автобусе мы ехали один раз для экономии времени, и так как у нас не было желания ехать по одной и той же дороге дважды. Мы проехали ее до Милфорд саунд в одном направлении на велах, а в обратном - сели на автобус. Вполне удобно. Мы ездим не с велоштанами, а с отдельными сумками, и нас попросили сложить их в транспортные чехлы. У велов не пришлось снимать колеса, но за них взяли еще по 10 nzd. Разбирать велы или нет - решает водитель.

Набираем воду в ручьях и речках, иногда озерах. Озерную кипятим только для еды. Проблемы с набором воды были только на Перси сэдл (лучше набрать в визитер центре у пристани. хотя наверху есть озера), а еще пришлось искать ручей где-нибудь до подъема на Little saddle перед нацпарком Oteake. Ни разу не покупали. Стояли мы, в основном, в кемпингах, поэтому с утра набирали там примерно на день. Выпивали, наверно, литра три на двоих. У нас два трехлитровых гидратора, и мы не привязываем дикий кемпинг к воде, набирая за несколько километров до ночевки воду для ужина/завтрака/прочих нужд.

Сводная таблица высот и километража

День

Асфальт

Грунт

Общее

Подъем

Спуск



1

Auckland - Wellington; паром в Picton

15

0

15

125

125

0

2

Picton - Havelock - Blenheim

90

0

90

850

825

1

3

Taylor pass - Awatere valley

26

42

68

1325

900

1

4

Awatere valley - Molesworth

0

40

40

1075

675

0.5

5

Molesworth - Acheron road

0

73

73

950

1025

1

6

Jacks pass - Hanmer Springs - Lewis pass road

71

10

81

1225

1250

1

7

Lewis pass - Reefton - Ikamatua

96

0

96

800

1450

1

8

Ikamatua - Stillwater - Arnold valley - Moana - Jacksons retreat

91

0

91

675

550

1

9

Jacksons - Otira - Arthur’s pass -  lake Pearson

69

0

69

1325

900

1

10

Lake Pearson - Great Alpine hw - lake Lyndon rd - Rakaia gorge

46

22

68

950

1225

1

11

Rakaia gorge - Geraldine

84

0

84

375

525

1

12

Geraldine - Fairlie - Tekapo

92

0

92

1200

575

1

13

Tekapo - Glentanner

56

38

94

825

1000

1

14

Glentanner - Hooker valley / Hooker lake - Tasman valley / Tasman lake - Glentanner

49

14

63

575

600

0.75

15

Glentanner - Twizel - Omarama - нацпарк Oteake

84

10

94

925

525

1

16

Oteake - St Bathans - Omakau

34

40

74

850

1450

1

17

Omakau - Clyde - Hawksburn rd - Nevis rd

31

27

58

1550

1100

1

18

Nevis rd - Kingston

18

61

79

1375

1750

1

19

Kingston - Queenstown

50

0

50

500

525

0.5

20

Queenstown - Walter peak - Mavora lakes

0

58

58

750

450

0.75

21

Mavora lakes - Te-Anau - Henry Creek

55

40

95

375

750

1

22

Henry Creek - Gunn’s Camp

66

8

74

975

1050

1

23

Gunn’s Camp - Homer tunnel - Milford Sound

33

24

57

1025

1175

0.75

24

Wilderness cruise - bus to Te-Anau - Manapouri

25

0

25

125

125

0.25

25

Manapouri - West Arm - Doubtful sound - Percy saddle

0

13

13

1075

250

0.25

26

Percy saddle - Borland saddle - lake Monowai

0

26

26

100

875

0.5

27

lake Monowai - Otautau - Invercargill

115

11

126

750

1000

1

28

Invercargill - аэропорт

3

0

3

0

0

0

Итог

Группа треков

1299

557

1856

22650

22650

22.25

Другие посты серии:

По сказочной Aotearoa на велосипеде. Часть 1. Заброска
Перелетное
По сказочной Aotearoa на велосипеде. Часть 2. Molesworth muster trail
По сказочной Aotearoa на велосипеде. Часть 3. Arthurs pass
По сказочной Aotearoa на велосипеде. Часть 4. Mount Cook
По сказочной Aotearoa на велосипеде. Часть 5. Nevis road
По сказочной Aotearoa на велосипеде. Часть 6. Earnslaw - Walter peak - Te-Anau
По сказочной Aotearoa на велосипеде. Часть 7. 1. Fiordland: Te-Anau - Gunn's camp - Homer tonnel
По сказочной Aotearoa на велосипеде. Часть 7. 2. Fiordland: экскурсии Milford sound - Doubtful sound
По Aotearoa на велосипеде. Часть 7.3. Fiorland: Percy pass или Unexpected journey
По сказочной Aotearoa на велосипеде. Часть 8. Успешное завершение.

Велопоход по Южному острову Новой Зеландии

путешествия, зачин, велопоход, Новая Зеландия

Previous post Next post
Up