Борис Годунов

Nov 18, 2016 21:55

нет в русской истории более оболганного имени.
Н.И.Костомаров: «Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать»
Так и вдалбливают историки всех мастей, вот, пришли Романовы и пошло строительство империи.
а так ли было на самом деле?
и чем так опасен Борис Годунов, что и ныне затирают его государственные старания, словно не было оных?
миф об убийстве Годуновым царевича встречается чаще всего в иностранных и проромановских источниках Смутного времени.
Историк С.Б.Веселовский установил исконное русское, а именно костромское, происхождение Захарии Чета, а стало быть, нет никакой возможности говорить о Годунове как о «татарине». Веселовский: «в истории боярских и княжеских родов мы можем нередко наблюдать вековые связи родичей с тем или иным монастырем», тем не менее «ни один род не превзошел в этом отношении Годуновых, которые более трехсот лет всем родом, а не отдельные лица, оставались верными Ипатьеву монастырю» и проявили себя как благочестивые представители русской знати. Предок Годуновых уже при Иване I Калите выехал из Костромы в Москву, но вплоть до XVII века род продолжал холить и лелеять родовой монастырь, построенный пращуром. Видные бояре Сабуровы и Годуновы, разбогатев на службе отечеству, превратили небольшой окраинный Ипатьев монастырь в общеизвестную и повсеместно почитаемую обитель." Т.о. это Сабуровым и Годуновым Романовы обязаны своим спасением в стенах монастыря, о чём столетиями с благодарностию умалчивается в научных трудах.
В XVII-XIX веках бытовало мнение, что Борис Годунов был неграмотен. Однако при изучении архивных материалов обнаруживается целый ряд подписей Годунова под грамотами. А то, что мы знаем о его детях - Федоре и Ксении, напрочь рушит и этот миф.
Известно, что Федор Годунов (1589-1605) с малых лет готовился отцом к управлению государством и занимал положение соправителя (сохранилась их совместная печать). Трагически закончившееся правление Федора II Борисовича продолжалось менее года, но этот сын якобы неграмотного государя остался в истории как составитель карты России (издана в Германии в 1614 году), а перед убиением поляками мужественно защищал себя и свою вдовую мать (событие достоверно воссоздано художником К. Маковским в картине «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»). В этот момент ему было всего 15 лет.
«Царевна же Ксения… отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа… Во всех женах благочинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистину во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше».
В Троице-Сергиевой лавре хранятся две работы Ксении Годуновой: покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором вышито изображение Пресвятой Троицы, и покров на жертвенник: выполненная за счет комбинирования пятнадцати различных узоров и швов, работа отличается выразительностью лиц, объемностью фигур, изяществом и вкусом в подборе цветов драгоценных камней, в сочетании жемчужного и золотого шитья.
Что касается истории воцарения потомков Захарии и отношения к ним Рюриковичей, то это отдельная, сколь интересная, столь и неисследованная тема: не успел внук Захарии Дмитрий Александров сын Зерно выехать к Ивану Калите на службу, как его дети уже подписывают духовные великих князей и выполняют особые поручения, и так происходит на протяжении XIV и XV веков (в отношении Сабуровых).
К вопросу "захудалости" бояр Годуновых и Сабуровых: (по материалам М.Емельянова-Лукьянчикова, к.и.н)
Василий III женился на Соломонии Сабуровой (по иностранным источникам «ворожея», сопротивлявшаяся пострижению, позднее была канонизирована как преподобная София Суздальская), а его внук, царевич Иван, женился на Евдокии Сабуровой. Одновременно с возвышением Сабуровых произошло возвышение и их близких родичей - Годуновых, и тем самым поднялся род, который, по словам Веселовского, «из всех боярских родов отличался совершенно исключительной сплоченностью и верностью старым боярским традициям, а после пресечения династии Рюриковичей - воцарился». Это воцарение средней ветви потомков Чета, сменившей у престола старшую, произошло, не в последнюю очередь, благодаря тому, что Годуновы сумели «сохранить на протяжении трех веков родовую дисциплину и верность родовым традициям». Мало того, царь Борис «не только не боялся соперничества своих сородичей, как это часто бывало, но, очевидно, был уверен в их родовой дисциплинированности и неизменной поддержке не за страх, а за совесть».
И Борис Годунов не «почивал» на троне - он трудился, служил Церкви и воспитывал народ. Как в 381 году Константинополь был назван на Вселенском Соборе Новым, Вторым Римом, так в 1589 году, еще до своего воцарения, Борис способствовал тому, чтобы в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора, утвердившего в России патриаршество (давняя мечта Русской Церкви) была официально закреплена идея России как Последнего, Третьего Рима. При царе Борисе началось массовое церковное строительство: будучи благочестивым человеком, правитель тратил огромные средства, делая грандиозные пожертвования монастырям.
Но вернемся к Святая Святых Бориса Годунова. При Лжедмитрии I реликвии святыни, призванной стать центром сакрального мира, были разграблены и уничтожены поляками. Все, что осталось, - это похожие на иерусалимские по исполнению (как бы миниатюрные макеты) раки русским чудотворцам, созданные при царе Федоре и царе Борисе. Со Святая Святых был связан и проект переустройства Кремля, который Годунов не успел осуществить; это удалось, но уже не в русском стиле, правителям XVIII и последующего веков.
Таким образом, именно царь Борис Годунов был первым русским самодержцем, который попытался внутреннее, духовное осознание сакрального преемства Древний Израиль-Рим-Византия-Россия закрепить внешне - посредством грандиозного архитектурного проекта.
Нельзя не согласиться и с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном: «Есть все основания считать Годунова человеком благонамеренным… Настойчивые попытки многих исследователей найти в характере Бориса одну из причин обрушившихся на Россию бед объясняются довольно просто: не умея или не желая вникнуть в духовную подоплеку событий, историки искали “виноватого”».
http://www.pravoslavie.ru/5717.html
также всемерно умалчивается, что помазание на царство Борис Годунов получил от самого Ивана Грозного.
И фактически 20 лет управлял государством с 1585 по 1605 года, когда был отравлен.
Коротко что сделал:
учредил патриашество, со всеми вытекающими;
построены города: крепость Воронеж 1585, Ливны 1586, Архангельск 1584, Самара 1586, Царицин 1589, Саратов 1590, восстановлен Елец 1592, Белгород 1596, Верхотурье 1598, Царёв-Борисов 1600, Томск 1601, Туринск 1601, Мангазея 1601, восстановлена крепость Смоленск, основаны Оскол и Валуйки;
освоение территорий: заселение рязанских земель, южной Сибири, заселение по рекам Дон, Воронеж, Волга;
в Москве: построил первый водопровод, возведены стены Белого города(Бульварное кольцо), укреплена линия земляного вала со сторожевыми башнями(Садовое кольцо);
гражданские свободы: торговцы и ремесленники, проживавшие в белых слободах, причислены к чёрным слободам (уход от двойного налогообложения), 1597 Указ об урочных годах - после 6 лет не разыскивать, началось формирование казачьего сословия.
Если отойти от попугайства, принятого в исторических кругах, то становится ясным от вышеперечисленного: Годунов ярый продолжатель дела Ивана Грозного по созданию главного дела жизни - построения торгового пути из Азии (Индия, Китай, Персия) в Европу (Англия, Австрия, Дания, Голландия) по удобному и безопасному пути Каспий(Кавказ)-Волга-Балтика-Северная Двина-Белое море. Конечно, сильно мешал конкурентам туркам, англичанам, голландцам. Уж я не упоминаю какие проференции делал Годунов для английских и немецких купцов, вплоть до выдачи ссуд по 300-400 рублей.
Особенно сложились отношения с турками: "турки жаловались на донских казаков, которые приходили под Азов, нападали на турецкие корабли. Требовали также, чтобы русские покинули крепость на Тереке, основанную Грозным для защиты своего тестя, кабардинского князя Темгрюка. Эту на время оставленную крепость москвитяне восстановили, когда прославленный катехинский князь Александр, угрожаемый турками и персами, бил челом московскому государю принять его в подданство со всем народом. Борис Годунов согласился на сию просьбу и отправил в Грузию священников и иконописцев, чтобы обновить там храмы и христианское богослужение. По просьбе Александра из Терской крепости послан был князь Хворостинин с войском на Тарковского шамхала(предков режиссёра Андрея Тарковского), обижавшего грузин. Хворостинин взял и разорил Тарки; но, не получив помощи от коварного Александра, ушел назад и дорогой потерял несколько тысяч в битвах с горскими племенами. После того политика Годунова на время прекратила связи с этими отдаленными краями. Тем не менее царский титул Федора увеличился прибавкой «государя земли Иверской, Грузинских царей и Кабардинской земли, Черкасских и Горских князей». Персидский шах Аббас Великий(откуда золотой трон появился в царских палатах), желая привлечь Федора Ивановича к союзу против турок, отказывался в его пользу от притязаний на Кахетию, но союз с ним не состоялся.
( http://rushist.com/index.php/historical-notes/1875-vneshnyaya-politika-borisa-godunova )
"Думая и дальше руководиться во внешней политике дружбой с Западом, Борис Годунов выбрал нескольких молодых людей и отправил их учиться языкам и наукам в Любек, в Англию, во Францию и Австрию. Эта первая отправка русских учеников за границу кончилась полной неудачей: все они там и остались, никто не вернулся на родину. Впрочем, виной тому могло быть наступившее Смутное время. Явное пристрастие Бориса к иноземцам встретило неудовольствие у многих русских людей; хотя между придворными немало нашлось льстецов, которые в угоду царю стригли свои бороды, и, по насмешливому выражению современника, «в юноши пременяхуся».
Романовы только к третьему поколению династии в лице Петра Великого освоили премудрость государственного управления, но льстецы приписали все заслуги по построению государственной власти им. Пожалуй, самая прогибательная закостенелость "мнений" сложилась в исторических школах и шагает через века, навязывая мнимую отсталость России всегда и во всём. На самом деле московские цари наипервейшими прочухали про торговые трафики и в чём счастье, братья.
оторвитесь уже от айфончиков, штоле

действия из Германии, Всюду Добро под ногами

Previous post Next post
Up