Этим летом четверо ульяновцев совершили автовояж в соседнюю «братскую республику». Всего было пройдено более 3-х тысяч километров. О том, чем примечателен сегодня туризм в Белоруссию, особенно - если поездка совершается через провинциальную часть России, рассказывается в этих путевых заметках.
Идея поехать в Белоруссию зрела несколько лет - тем более что в нашей компании друзей, вместе с которыми я путешествую уже не один год, нашелся свой «кровный» белорус, никогда не бывавший на своей исторической родине.
Основной целью поездки был банальный «сравнительный туризм» (как «у нас» и как «у них»), но, естественно, ограничиться только этим мы не могли. Все-таки на пути до соседней республики располагается более полутора тысяч километров российских городов и весей, есть, как говорится, что посмотреть и посравнить.
Кроме того, наша путешествующая группа состояла, в основном, из филологов - именно этим отчасти оправдывался выбранный нами маршрут. Промчаться мимо и не заехать в родовые имения Лермонтова, Тургенева, Льва Толстого, жены Пушкина Натальи Гончаровой… Одним словом - без этого поездка утратила бы половину своей прелести.
Экономический расклад
Поскольку путешествие имело вполне конкретную цель, мы были вынуждены продумать все его детали - в том числе такие немаловажные моменты, как места ночевок и необходимый «объем наличности». Маршрут также был проложен заранее: Ульяновск-Пенза-Тамбов-Орел-Гомель-Могилев и обратно - через Смоленск, Калугу, Тулу и Рязань.
Кульминацией нашего автовояжа решено было сделать вовсе не столичный Минск, а небольшое сельцо Птичь, которое находится в 40 километрах от главного города Белоруси. Дело в том, что именно здесь располагается большой музейный комплекс «Дудутки» - целая этнографическая деревня под открытым небом. Уж если искать «национально-белорусское» (а зачем еще ехать в соседнюю страну?), то именно в Дудутках. На том и порешили.
Добавлю, что в качестве транспортного средства была выбрана вазовская «семерка» - не столько из-за патриотических соображений, сколько по принципу «на безрыбье и рак - рыба», то бишь в связи с тотальной безлошадностью большинства участников поездки.
Что касается ночевок, то тут мы также долго не колебались и избрали уже не раз испытанный способ. За день до очередного «пункта назначения» путем несложных манипуляций с планшетником находились объявления о сдаваемых посуточно квартирах. Далее следовал звонок хозяину жилплощади и - вуоля! - в каждом городе нас ждал и стол, и дом. Кстати, выходило значительно дешевле и удобнее гостиницы.
На всякий случай в темном багажнике вазовского детища была скрыта и четырехместная палатка - на обратном пути по дорогам Смоленщины она нас очень выручила.
Пенза-Тамбов-Орел
До Пензы мы ехали через Кузоватово. Из запомнившегося: много подсолнухов - до самого горизонта; изредка попадались такие участки асфальта, на которых удавалось развивать скорость положенные 90 км в час, и машина от этого не приходила в изрядный металлический трепет.
В Пензе сняли квартиру не так далеко от исторического центра города. Судя по сохранившимся в наших цифровиках фотографиям, Пенза - это город, где есть памятник Белинскому, билборды с цитатами из Лермонтова и неплохая набережная возле Суры с утками и пешеходным мостиком в стиле «а-ля Бруклинский». Ленин на центральной площади Пензы, в отличие от аналогичного памятника в Ульяновске, держит правую руку в кармане брюк.
Больше запомнилось посещение лермонтовской усадьбы в Тарханах. Здесь и пруд, и приобщение к высокому в виде подлинных вещей поэта.
В Тамбове (там мы очутились уже на следующий день) всех более порадовала прогулка на прогулочном катере по местной реке Цне. Кстати, речная инфраструктура - в том числе развлекательная - в Тамбове вне конкуренции: тут тебе и почти часовые прогулки на катерах по самым красивым набережным города по очень демократическим ценам, и удачно пристроившиеся возле самой Цны различные кафе и рестораны. Главный символ города, по понятным причинам, волк. «Нахолодильные» магниты с его изображением были немедленно куплены и - в Орел. На все путешествие мы запланировали 10 дней, так что надо было торопиться.
К сожалению, был выбран маршрут до Орла по знаменитым Тульским дорогам (поехали через городок Ефремов). Ямы и ухабы на этом участке - просто фантастические. Результат - порвали обе реактивные тяги; владельцы вазовских авто знают, что это такое. Одну деталь заменили в орловском СТО, другую - втридорога - уже на самой границе с Белоруссией. Не забыли мы купить и белорусскую «зеленую карту» - российская автостраховка на территории республики не действует.
Пограничье
Собственно говоря, границы - той границы, которая, кажется, должна быть между двумя государствами - мы и не заметили. Да, несколько фигур в форме где-то промелькнули на обочине, но никаких проверок, досмотров, остановок не было - ни туда, ни на обратном пути. Кто знает - может, спасал безобидный вид «семерки»?
Первое, о чем нельзя промолчать - пусть это и будет тривиально - это, конечно, качество белорусских дорог. Как этого добивается «батька» Лукашенко - одному Богу ведомо. Сам цвет и «консистенция», что ли, асфальтового покрытия дорог республики здесь в корне отличаются о тех, что привычны российскому глазу. Когда знаки возвестили о том, что скоростное ограничение - 120 км в час и наша «семерочка», словно вытянувшись вперед, пошла столько километров, сколько ей разрешили - мы поняли, что водительский рай где-то рядом.
Почти на протяжении всей трассы до Гомеля и позже лесная полоса вдоль дороги огорожена металлической сеткой: и животные не выбегут, и заехать в лес, чтобы намусорить, не получится.
Гомель
В Гомель приехали уже ближе к вечеру, остановились также в квартире, сдаваемой посуточно. Заплатили за отличную трехкомнатную квартиру 1500 рублей (в конвертации на наши деньги). Вообще, белорусские «зайчики» - это отдельная тема: цены в магазинах сначала немного пугают, но затем привыкаешь. Достаточно сказать, что 100 российских рублей равны сейчас около 30 тысячам белорусских.
Красоту вечернего Гомеля нужно описывать стихами. Особенно хорош дворцово-парковый ансамбль, который мы посетили еще раз утром.
Несколько исторических зданий - дворец Румянцевых-Паскевичей, собор святых Петра и Павла плюс отличная парковая зона с белками, фонтанами и лебедями. Тут же благоустроенная набережная реки Сож, беседки и пешеходные мостики. В общем, только здесь можно было бы провести целый день, но такой роскоши мы себе позволить не могли. Нас ждала другая Белоруссия…
Дудутки
В этнографической деревне мы решили остановиться на ночь в местной гостинице. В итоге нам удалось погулять по селу в вечернее время, а уже утром мы попали в сам музейный комплекс.
Если коротко, то Дудутки - это современный и со вкусом сделанный бизнес-проект, ориентированный именно на туристов, желающих приобщиться к «национально-белорусскому». Здесь можно увидеть и купить все - от белорусской одежды до гончарных и бондарских изделий. Есть подлинные вещи и даже подлинные архитектурные постройки - например, ветряная мельница. В Дудутках можно попробовать и узнать рецепты традиционных сыров, хлеба и самогонки. Кстати, данный музейный комплекс - одно из немногих мест Белоруссии, где официально разрешено гнать и продавать продукты самогоноварения.
Если же читатель возжелает подробностей, то у музейного комплекса есть свой сайт, куда и отсылаю всех жаждущих -
http://www.dudutki.by.
Эпилог
Описывать возвращение в Ульяновск не буду - за неимением места на газетной полосе. Но не могу удержаться от того, чтобы не сказать о том, что в Могилеве - отличная католическая церковь (костел) и уже много лет практикующийся раздельный сбор городского мусора (бумагу - в один контейнер, бутылки в другой и т.п.). Ну, и, конечно, стоит упомянуть о Ясной Поляне Льва Николаевича. Будете в Тульской области - не проезжайте мимо, нисколько не пожалеете!
Путешествовал Евгений Нувитов