Угол ул.Вилоновской и ул. Братьев Коростелевых.
Еще несколько букв выше клейма
Клеймо я обнаружила днём, но оно было настолько нечитабельно, что глаза отказывались идентифицировать даже пару букв, поэтому я решила попробовать сфотографировать его вечером, после работы с подсветкой велосипедным фонариком. Как видите эксперимент превзошёл все ожидания и рельс «заговорил». В 1868 году английский промышленник Джон Юз покупает у князя Сергея Викторовича Кочубея за 24000 фунтов стерлингов концессию на строительство рельсового завода в Екатеринославской губернии.
Джон Юз
В мае 1869 года в Великобритании семью учредителями был подписан устав « Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства». Капитал общества поделили на 6000 акций по 50 фунтов стерлингов каждая. Юза не было среди учредителей, но как управляющий он получил пакет из пятиста акций с 19-ти процентной доходностью и годовой зарплатой 10000 рублей. Концессионеру Кочубею на 10 лет гарантировали право выплаты по 50 копеек с пуда произведенных рельсов (но не более 300000 пудов в год) и беспошлинный ввоз оборудования из-за границы. В 1870 году начали закладку домны в Александровской степи.
Развитие завода происходило тяжело т.к Юзу приходилось создавать с нуля всю инфраструктуру - шахты по добыче руды, подъездные пути (Константиновская железная дорога), административные и жилые здания, да и само предприятие строилось в чистом поле. Первый годный чугун выпустили только в 1872 году. Весь следующий год шла подготовка к выпуску рельсов. Первая партия не была принята Техническо-инспекторским комитетом железных дорог. К лету 1874 года путем проб и ошибок рельсовое производство «встало на рельсы», и с тех пор дела Юза пошли в гору.
Продукция завода удостаивалась наград на Российских и международных выставках. Жители Донецка считают, что если бы не было Юзовского завода, то не было бы и Донецка.
Очень подробно о становлении и развитии «Новороссийского общества» можно почитать
здесь и
здесь, по этим же ссылкам взяты материалы и архивные фотографии.