«Какой простор для мысли и труда!
Какая сила дерзости и воли!
Кто, чародей, в необозримом поле
Воздвиг потомству эти города?
Кто выстроил пролеты колоннад,
Кто вылепил гирлянды на фронтонах,
Кто средь степей разбил испепеленных
Фонтанами взрывающийся сад?»
Николай Заболоцкий «Город в степи»
В один из выходных дней осуществила давнюю задумку посмотреть Сызрань. И вот электричка мчит меня через жар занимающегося дня вперед, к приключению... Составив предварительный маршрут, думала, что уложусь в один день, но реальность внесла коррективы))) Первым пунктом путешествия я назначила святой источник в Кашпире. Я люблю заныривать в источники и выбор был сделан. На картах, знаете ли, все красиво - расстояния кажутся пустяковыми и дело не стоит выеденного яйца, а на деле случаются казусы)))) Источник оказался совсем неблизко, автобус стремился вытрясти кишочки из снулых пассажиров тесно прижатых друг к другу, а закрытые окна не добавляли оптимизма. Но все это мелочи по сравнению с мировой революцией, ведь вожделеемый первый пункт плана практически достигнут!))) Надо сказать, что местность, в которой находится подворье Свято-Вознесенского монастыря очень живописна. Волны холмов золотисто-соломенные от выгоревшей под солнцем травы плавно спускаются к пронзительно-синей Волге и рассыпаются по берегам розоватыми песками.
По пути к подворью, вы никак не минуете дорогу на рудник - пейзажи не хуже чем в горах Демерджи.
Любопытно, что о руднике, находящемся по пути к источнику, информация минимальна. Нашла ссылку на то, что в 40-х годах туда ссылали репрессированных добывать горючие сланцы, но, однако, дорогу к руднику перегораживает шлагбаум с надписью, что разработки ведутся химпромом и вход на территорию запрещен. Эта «волчья морда» получилась в результате эрозии и выветривания и состоит она из жил серы перемежающихся розовым порфиритом, сланцами и кварцитом. Не думаю, что химпрому интересны горючие сланцы...
Но вернемся к источнику и монастырскому подворью.
Купальни
Вода в источнике холодная, кристально-чистая и бархатисто-мягкая. Полное ощущение очищения и света. Очень медитативное место...
Летом 1713 года пастухи, перегонявшие скот, в течении нескольких дней наблюдали свечение, исходившее от родника, при приближении к источнику свет исчезал. В день же, когда свечение стало невыносимо ярким, пастухи приблизились к роднику, свет померк, а на камне у источника осталась стоять икона Федоровской богоматери. Красивую легенду о явлении иконы Вы можете полностью прочитать
здесь. Конечно же все постройки новодел, но место это воистину прекрасно.
Первый пункт моего маршрута выгрыз существенную брешь во времени отведенном на осмотр Сызрани. Радужные замки моих планов рушились на глазах))) Около трех часов дня добралась до Вознесенского мужского монастыря.
Монастырь основали в 1685 году по указанию царей Иоанна и Петра Алексеевича на два года позже Сызранского кремля. Первоначально монастырь был деревянным, но в 1738 году возвели храм Вознесения Господня с приделом в честь иконы Федоровской Божьей Матери. До наших дней не сохранился.
В 1852 году архимандрит Августин возвел пятиглавый храм в русско-византийском стиле - церковь Вознесения Господня (фотографии выше). В этот день храм был закрыт, да и территория для осмотра достаточно ограничена, поэтому показываю лишь детали.
Церковь Федоровской иконы Божьей Матери.
Сейчас церковь на реставрации и миру явлена кирпичная кладка без штукатурки. Тщетно я нарезала круги в поисках кирпичных клейм - увы мне, лишь редкие метки попадались на глаза)))
Нужно было направлять стопы в сторону вокзала. Две остановки на автобусе через мост и я в Сызранском кремле.
Кремль компактный, чистый и... стерильный. Конечно, хоть одна старая икона есть в каждой церкви, но тут отбушевал пожар 1906 года, да и большевики, судя по всему, постарались на славу. Увидев на полах плитку типа Керама Марацци и крашеные стены не стала тратить, буквально тающее на глазах время.
Вид от кремля на набережную реки Сызранки
В колокольне сызранского кремля находится краеведческий музей (как я поняла - таблички не было). Поднялась по приставной лесенке и услышала, что безнадежно опоздала (время 15:40... Однако!). Благообразный мужчина в возрасте с лучистыми глазами, чем-то похожий на Врубелевского Пана перебирал черепки керамической посуды. Обратилась к нему с вопросом о клеймении кирпича в Сызрани. С явно сквозящим удивлением во взгляде, он прекратил своё занятие и ответил мне, что кирпич в Сызрани не клеймили и кроме счетных меток ничего найдено не было... Запомните этот ответ!))
Далее мой путь лежал к кафедральному собору Казанской Богоматери.
Собор считается жемчужиной Сызрани, но сфотографировать его нормально, не имея дрона, практически нереально т.к собор буквально стиснут зданиями со всех сторон.
Заложили собор на месте деревянной Казанской церкви в 1866 году. Здание построено по проекту архитектора К.А. Тона в эклектичном стиле. Казанский кафедральный собор единственное здание не пострадавшее от страшного пожара 1906 года. Работа его прерывалась лишь на 11 лет с 1930 по 1941, вся обстановка и убранство дошли до наших дней практически в первоначальном виде.
Очень красивые полы из натурального камня с орнаментом из октаграмм и совсем не характерный для православия трехрядный иконостас. Впрочем и фасады храма орнаментированы четырехконечными католическими крестами.
Орнаменты и росписи собора принадлежат кисти московских живописцев -Ефиму Антонову и Алексею Стороженко.
Икона Казанской Богоматери - главная святыня храма.
Дальнейший путь к вокзалу пролегал по правой стороне улицы Советской (бывшая Большая), на которой сосредоточены практически все архитектурные памятники Сызрани.
Дом с магазином фабриканта Белоусова поразил воображение чудесным чугунным литьем балконных решеток. В Сызрани оказалось множество прекрасного чугунного литья, не на всех зданиях были памятные доски, поэтому прошу прощения за то, что некоторые шедевры останутся безымянными.
Согласитесь, что крыльцо великолепно...
Следующим по пути следования был торговый дом А. Н. Пермяковой построенный в 1907 году по проекту городского архитектора С.П. Щербакова в эклектичном стиле. По периметру всего здания под крышей декор из подков))) видимо счастья много не бывает... При строительстве здания впервые в Сызрани использовали железобетонные конструкции
Далее безымянный балкон - красавец...
Дом купца А.А. Стерлядкина и еще один великолепный балкон
Дом купца первой гильдии Афонтия Григорьевича Сыромятникова. Построен для детей купца в 1910 году. Сыромятников занимался продажей зерна и муки и неплохо на этом зарабатывал. Дом построен в стиле модерн с элементами эклектики. Архитектора найти не смогла. Угол здания украшен башенкой-эркером с чешуйчатым куполом. Вообще Сызрань удивила прекрасно сохранившимися элементами крыш - металлическая черепица, напоминающая шкуру дракона, встречается тут и там.
А теперь - Тадаммм!!- Помните фразу хранителя башни?))) Дом мещанина Клерова преподнес мне подарок - кирпичное клеймо. Я ведь упертая, и если мне сказали, что чего-то не существует, то не успокоюсь пока не убежусь в правоте или неправоте заявления.
Итак, клеймо ИСГ. пока не удалось найти кому оно принадлежало, но это вопрос времени
Наконец добралась до самого примечательного здания улицы Советской - особняк сына, уже упоминавшегося ранее, купца-миллионщика Стерлядкина Александра Александровича.
Здание было построено в 1915 году. С архитекторами целый детектив))) Версий аж четыре!!! Первая - городской архитектор Щербаков, но его творения мы уже посмотрели и могу сказать - «Не верю!»))) Стиль проходит через все творчество красной линией и есть детали, которые почти, как автограф. Вторая - самарский архитектор Зеленко. Вот это уже теплее, очень он любил северный модерн и плитку-кабанчик, но, если посмотреть на самарские и московские творения Зеленко, то увидим, что превалируют растительные орнаменты, а тут..
Знаете, вся эта «чешуя дракона» напоминает мне Гауди... Может под впечатлением от его работ был архитектор?
Барельефы - аллегории, символизирующие Торговлю и Промышленность
Чуть дальше, в подворотне меня ждал еще один сюрприз в виде маленьких рамочных клейм. К сожалению они сидели так высоко, что нормальные фотографии сделать не удалось. Видит око, да сотик неймет))))))
Времени до электрички почти не оставалось и пришлось двигаться практически галопом))) Следующий памятник архитектуры на моем пути - особняк гласного Сызранского уездного Земского собрания Петра Васильевича Ревякина. Дом построен в 1908 году в стиле модерн.
Вокруг особняка чудесная чугунная ограда
И, напоследок, маскароны-оборотни на безымянном доме
Все снимки сделаны мной на правой стороне улицы Советской. Есть повод для еще одной поездки в Сызрань, тем более, что город не раскрыл мне все свои тайны...