Лето этого странного года было полно больших и маленьких находок. Одна из них случилась в селе Виловатое Богатовского района. Абсолютно новое кирпичное клеймо, расшифровать которое пока не удалось.. Рамка прямоугольная, на тычковой части кирпича, по вертикалям украшена зубчатым орнаментом, по горизонтали разделена линией на две половины, верхней части ГАВР., в нижней - САМС.
Мои фотографии с сотика не очень качественные, возможно у товарищей по поездке они получились значительно лучше.
Еще попалась странная счетная метка или древняя царапка по сырой глине.
По сводному
списку выявленных объектов культурного наследия Михайло-Архангельская церковь (1836г.) числится 8 пунктом.
Может возникнуть закономерный вопрос, - почему датировка проходит 1836 годом, когда как официальные годы строительства церкви с 1900 по 1914? По всей вероятности за дату взята дата строительства первоначального - деревянного храма. Деревенька Виловатовка упоминается в архивах с 1787 года, а вот статус села Виловатое она обрела как раз в 1836 году, когда началось строительство деревянной церкви. Строили церковь долгих 8 лет на деньги прихожан. К началу 20 века село разрослось и старая церковь уже не вмещала паству. В 1900 году на сельском сходе постановили строить новую каменную церковь на 1500 мест, начали сбор пожертвований большую лепту при этом внес купец первой гильдии Василий Тихонович Прохоров. Строительство продолжалось долгих 14 лет. Церковь радовала сельчан лишь до 1920 года, - ее закрыли. В 1930 активисты собрали подписи под ходатайством о сносе храма. Купец Прохоров был арестован, а в последствии расстрелян за активное участие в строительстве церкви. В принципе информацию о церкви можно почерпнуть
здесь. Все же вернемся к клейму, - оно обнаружено лишь в одном месте кладки - на входной группе. Я в поисках информации о загадочного Гавр. Самс. перерыла подшивки Епархиальных ведомостей и все которые есть за этот период Адресные, Памятные книги, Списки фабрик и заводов, но пока - увы. Думаю еще как вариант снова поехать в Виловатое и попробовать побеседовать со служителем храма. Самое печальное что архивная документация села начинается с 1936 года, (есть сведения на начало 19 века, но этот период в данном поиске интереса не представляет) так что, вполне вероятно, тайна этого клейма так и останется тайной.