В обществе принято считать, что "подросток" = "teenager", а подрастковый возраст начинается с 13 лет... В принципе, я была с этим согласна, но в последнее время Злата ведет себя так, что обычными "устала", "переутомилась", "перевозбуждена", "перенервничала" и т.п. себя уже не успокоишь, когда эмоции меняются как питерская погода, когда уровень хамства и агрессии превышают допустимые пределы, причем по поводу, который с взрослой точки зрения является пустячным... Поневоле тут начнешь задумываться о гормонах и подрастковом возрасте.
После вчерашнего инцендента я вдруг вспомнила, что давно собиралась посмотреть одно видео...
Click to view
Про цикл передач с этим психологом
я уже писала, но передача про подростков мне тогда была не актульна, поскольку Злате было всего 7 лет... а вот Наташе она понравилась и она мне ее очень советовала.
Неожиданным оказалось открытие, что подрастковый возраст делится на "младший подрастковый", к которому относятся дети 9-11 лет, и "старший подростковый", которым обычно нас всех так пугают, рассказывая об этих "ужасных тинейджерах". И проблема заключается в том, что, ожидая и боясь возраста 13-14 лет, мы теряем контакт с детьми в их 9-10 лет... Именно в это время они уходят из-под нашего контроля и создают себе собственные референтные группы из ровесников, повлиять на которые мы имеем довольно мало возможностей.
Я как раз стала замечать это по Злате, когда обсуждая вопрос проколоть-ли ей уши, она интересовалась тем, а как после этого к ней будут относиться окружающие и ее друзья? Донести до нее идею, что сережки, прическа и т.п. являются вопросом вкуса каждого конкретного человека и угодить всем не представляется возможным, удалось с большим трудом.
Кстати про вчера. Вчера Злата распсиховалась из-за того, что я купила не тот подарок, который она хотела, ее маленькому двоюродному брату. Вадим с Владом ушли в гости, а Злата орала, рыдала, бросала вещи, а под конец стала кричать, чтоб мы все оставили ее в покое, т.к. она хочет жить одна и ни с кем больше не разговаривать. В тот момент я конечно вспомнила про
Петрановскую и про то, что разговаривать с ребенком в таком состоянии бесполезно - сначала нужно, чтобы он успокоился. Проблема была в том, что в этот момент я сама была на взводе, поэтому наорала и ушла хлопнув дверью. А потом, стоя на площадке, слушала как за дверью рыдает Злата и понимала, что сама себя загнала в ловушку - я немогу вернуться прямо сейчас, чтобы ее успокоить (да у меня это и не получится), но и оставить ее одну в такой ситуации тоже не могу. Выход подсказал по телефону Вадим, предлаживший ненадолго сходить в магазин.
Через десять минут я вернулась на законном основании и спокойно раскладывала покупки в холодильник. Злата зло и обиженно сопела у меня за спиной. Закончив с покупками я молча развернулась и подошла к Злате. Опустилась с ней на один уровень и минуты три смотрела ей прямо в глаза. Злата пыталась изобразить независимость, но в глазах плескались слезы. Затем я погладила ее по голове и прижала к себе. Несколько минут Злата была как деревянная, но потом вдруг размякла и сама прижалась ко мне всем телом. Постояв минут десять в обнимку, пока ребенок совсем не расслабился, я сказала, что сейчас мы будем собираться в гости. И спустя минимальное время мы уже шли за руку, а Злата при этом весело болтала
Когда я вечером в разговоре о том, что подростки часто сами не понимают что именно с ними происходит, спросила ее, что она чувствовала в тот момент, когда я вернулась за ней, Злата сказала, что это были "злость, радость и стыд", т.ч. любое мое неаккуратное слово в тот момент могло запустить скандал и истерику на новый виток. Я же применила прием
завладевания.
После просмотра видео понимаю, что нужно больше включаться в Златину жизнь, ее интересы и увлечения, чаще общаться с ее друзьями. Причем не теми, которые нравятся мне, а теми, которые нравятся ей и являются для нее авторитетами. Это очень сложно для взрослого, который хочет заниматься своими делами, а не "играться в бирюльки", но, на самом деле, результат того стоит.
А у Вас как? Чувствуете, что Ваши дети приближаются к подростковому возрасту? Что предпринимаете?