Оказалось, что это просто. Только то и надо было рассказать ребенку, что в 7 лет ты ела на стройке ворованные шоколадные конфеты, которые стащил кто-то из одноклассников. Это я про Злату, если что... Так вот факт воровства ее ни капли не смутил. Первое что она спросила - были ли конфеты вкусными?А потом сказала, что я лучшая на свете мама и она меня очень любит. - Я тоже люблю тебя, доченька! - Любой? Даже когда я скандалю и качаю права? - Любой. Ты подросток, т.ч. качать права для тебя нормально. Хуже будет если ты будешь загонять свои эмоции внутрь... Только твой протест должен быть выражен в социально-приемлемой форме. Если ты пойдешь сейчас бить лампы в метро, то тебя не пойму ни я, ни окружающие. А если захочешь в своей комнате поорать и побросать свои вещи об стенку, то пожалуйста, бросай на здоровье. Я даже не буду против, если ты вдруг решишься побриться налысо... Разве что папа расстроится и в школе немного удивятся. - Мама, ты такая понимающая! Я все-все тебе могу рассказать! Мама, ты знаешь... я завела себе тик-ток
С Владом так нельзя. Ему категорически нельзя рассказывать, что родители себя в детстве плохо вели. Он тут же мотает это на ус, а потом возмущается, что "эти люди запрещают ему ковырять в носу" (с). Впрочем, в последнее время он приходит домой в 9 вечера и все, что ему нужно, это чтобы его обняли покрепче и хорошо накормили. А еще похвалили за отметки. Тем более что он и правда стал лучше учиться и лучше себя вести Смешно и грустно вспоминать, что всего месяц назад меня аж трясло, когда я видела новое сообщение от учительницы... Примерно тогда мне на глаза попалось это видео, которое очень меня поддержало
You can watch this video on www.livejournal.com
А еще я начала ходить на тренинги по поддержке родителей в ресурсный центр... Попала я туда абсолютно случайно. Началось все со Златы, которая вдруг заявила, что ей срочно нужен психолог, т.к. она боится отвечать у доски перед классом и заикается. Потом, гораздо позже, выяснилось, что отвечать она не может стихотворение, которое плохо выучила... а заикается потому, что боится сказать об этом учителю. Но в тот момент у меня сработал сигнал "Ребенок в беде" и я бросилась искать психолога. Первое, куда мы сунулись, были уже знакомые мне 12 коллегий. Тем более что у меня там зависло одно оплаченное занятие и я попросила заменить его на консультацию. Злате там понравилось, а вот я осталась разочарована, т.к. после консультации психолог сообщила мне в качестве резюме все то, что я рассказала ей до консультации. Понятно, что за одну сессию глубоко не закопаешься, но тут, похоже, никто и не пытался. Обращалась я и на Черную речку, но там мне сообщили, что если у меня здоровый и адекватный ребенок, то мне у них делать нечего. То есть они со мной побеседуют разово, но занимаются они лишь клиническими случаями... По ходу дела я нашла целую кучу разных служб психологической поддержки, а потом через знакомую вышла на ресурсный центр. Оказалось, что они работают с детьми до 10 лет, а подростки не их сфера, но зато у них как раз стартует группа поддержки родителей... Так я во все это и вписалась )))
Пока было три занятия, первое из которых я пропустила. Оно было посвящено ресурсу. [Тема второго занятия Идеальный родитель;]Тема второго занятия "Идеальный родитель" Группа составляла портрет идеального родителя, а заодно выяснила, что образ такового родителя с точки зрения общества, самого родителя и ребенка может категорически не совпадать. Потом нужно было вспомнить случаи, когда тебя критиковали как родителя и отрефлексировать свои эмоции. А напоследок понять чего в детстве (да и сейчас тоже) тебе недодали твои собственные родители (эмоций / поддержки/ свободы/ границ/ и т.п.), а потом от лица своего "внутреннего родителя" написать себе поддерживающее письмо. И тут я поняла, что я счастливый человек. Мне сложно было придумать что-то чтобы я такого хотела услышать от своих родителей, а они мне этого не говорили или не давали... Хватило всего на три предложения: "Аня, прекрати думать за других. Думай побольше о себе. Будь счастлива"
[Тема третьего занятия Беспомощность;]Тема третьего занятия "Беспомощность" Опять составляли описание того, что мы понимаем под беспомощностью. Договорились до того, что беспомощность не рано бессилию. С бессилием остается только смириться, а беспомощность преодолима самостоятельно или с помощью других людей. Обсуждали о том как возникает выученная беспомощность. Что мы организуем ее себе сами или нам ее навязывают извне, убеждая, что мы "ничего не можем", "не справимся", "не способны" и т.п. Раздумывали о том, что мешает нам помочь самим себе или обратиться за помощью к другим. А заодно, что мы зачастую даже не знаем сами какая именно помощь нам нужна, а просто хотим, чтобы "все было хорошо, но так, как я хочу" Искали способы справляться с ощущением беспомощности. А напоследок провели эксперимент, в ходе которого нужно было представить себя полностью беспомощным и отрефлексировать свои ощущения. Эксперимент я провалила. Четвертое занятие планируется на тему границ в детско-родительских отношениях, и, чувствую, что для меня это будет особо интересное занятие.