На обочине / Sideways (2004)

Mar 24, 2009 11:54

Жанр: Комедия, Драма, Роман
Режиссер: Александр Пэйн /Alexander Payne/
Актёры: Пол Джаматти /Paul Giamatti/, Томас Хэйден Черч /Thomas Haden Church/, Вирджиния Мэдсен /Virginia Madsen/, Сандра О /Sandra Oh/, Мэрилуиз Берк /Marylouise Burke/, Джессика Хехт /Jessica Hecht/




Сюжет фильма:

Майлз Рэймонд, школьный учитель, закончивший свой первый роман, решает помочь другу Джеку, актеру, перебивающемуся случайными заработками, устроить прощальный холостяцкий тур по винодельням Калифорнии: целых семь дней им предстоит наслаждаться дегустацией напитков. Так, по крайней мере, предполагает провести это время Майлз - оптимальный компаньон в таком путешествии, поскольку он не только прекрасно разбирается в винах, но еще и имеет неудачный опыт семейной жизни, которым наверняка захочет поделиться.

Sideways - один из фаворитов только что завершившегося «оскаровского» «гона», лидер национального независимого кино (снятого вне голливудской системы) и главный любимец американской критики минувшего года. Почти все «городские кружки» (бостонский, чикагский, etc.) кинокритиков (состоящие в основном из мужчин среднего возраста) воздали немеряные почести этой картине, наверное, еще и потому, что обнаружили наконец оптимальное кино про таких, как они сами.

Sideways явил миру Америку с нормальным человеческим лицом. И лицом этим - а вернее, лицами - стали физиономии двух лузеров, рохли Майлза (внешне - смесь из Ленина и Крупской, с явным преобладанием последней), плотно зажатого в тиски давно приобретенных комплексов, и «супермена» Джека (внешне - «горючая смесь» из Джаггера и Шварценеггера), который накануне женитьбы больше всего хочет разрядить свой ствол в первую попавшуюся цыпочку и лишь приличия ради внемлет рассуждениям друга о винных сортах.

Майлз Рэймонд, все-таки являющийся для авторов главным героем, отдаленно напоминает чеховского Платонова, который устами Калягина 28 лет назад в «Неоконченной пьесе…» восклицал: «Прошла половина жизни, а мне нечего предъявить миру!» Здесь же почти один в один: «Я словно пятно дерьма, которое несет в море!» И это притом, что Майлз только что завершил роман всей своей жизни - «День после вчерашнего» (что в русском звучании приобретает исключительно похмельный смысл), 700 страниц которого не влезли в одну коробку из-под обуви и потому пришлось брать вторую.

Единственное, чем Майлз способен искренне наслаждаться - дегустация напитков: он «плавает» в вине, как рыба в воде. Его винные монологи оказывают просто-таки опьяняющее воздействие: начинает казаться, что хмелеешь вместе с героями. Можно понять тех зрителей, что рванули в Калифорнию - по следам этой парочки. Фильм спровоцировал массовый интерес к винным турам: дал начало новому модному веянию.

Киты местного бизнеса отреагировали моментально: тут же запустили в обиход путеводители «По следам Майлза и Джека», переиздали винные справочники, вооружившись которыми неофиты уже более здраво - со знанием необходимых терминов - могли рассуждать о достоинствах дегустируемых напитков, которые вообще вряд ли до того пробовали. Даже если это массовое паломничество ограничится только одним сезоном, спустя годы пузатые янки, разглядывая винные карты, смогут искренне поностальгировать: «Это было в год «винной лихорадки», когда мы путешествовали по маршруту героев Sideways».

Америка, показанная в фильме, больше напоминает Европу - Тоскану, Сицилию, Шампань, Бретань… - все что угодно, что не вписывается в представления о киношной Калифорнии. И хотя звучат названия - Санта-Роза, Санта-Барбара - кажется, еще чуть-чуть, и раздастся голос Лоретти, поющего «Санта Лючия». Добропорядочные туристы в шортах и панамах здесь только тем и заняты, что разъезжают от одной винодельни к другой, дабы отпробовать свежее или, наоборот, хорошо выдержанное вино, а потом предаться длительным задушевным беседам. Сначала о качествах напитка, а потом, по мере их все большего распознания, уже о самой «жизни» («А можно тебе задать один очень личный вопрос: почему ты так любишь «Пино» и игнорируешь «Шардоне»?).

Отрадно, что 44-летний Александр Пэйн так и не соблазнился посылами Голливуда и предпочел сохранить независимость. Несмотря на внимание критиков и фестивалей к каждой из трех предыдущих его картин, он не стал эксплуатировать одну какую-то тему. В итоге за истекшие восемь лет его кино эволюционировало от социальной сатиры («Гражданка Рут», «Выборы») к «грустнявым» (меланхолично-трагикомичным) историям про аутсайдеров и лузеров, не вписавшихся в магистральное направление Жизни и оказавшихся на ее обочине («О Шмидте», «На обочине»).

В этом фильме Пэйн неожиданно забрел на тропу, протоптанную Отаром Иоселиани, давно разрабатывавшего «винную тему», которая неожиданно была подхвачена на другом континенте. Пэйн снял, может быть, даже более грузинское кино, чем это удавалось сделать в последнее время офранцузившемуся Иоселиани: если уже не по стилю, то, по меньшей мере, по чувству юмора - производной иронии и интеллекта.

Во всяком случае, винные байки, выжатые Пэйном и его соавтором Джимом Тэйлором (куча премий на двоих, в том числе «Оскар» за адаптированный сценарий) из романа Рекса Пиккета, - это тот случай, когда герои говорят одно, подразумевают другое, а делают вообще третье. И благодаря точному выбору актеров, которым есть что играть, зрители могут получить от фильма несказанное удовольствие. Во всяком случае, в Америке эта картина уже четырежды себя окупила.

В России же Пэйн, как и Иоселиани, скорее всего останется на обочине зрительского внимания: из всех «оскаровских» лауреатов у этого будет самая незавидная прокатная судьба. Автор этих строк лишь со второго захода смог попасть на премьерный сеанс. Не из-за полного аншлага, а как раз по обратной причине - из-за отсутствия зрителей. Необходимый кворум в три человека смог набраться лишь благодаря выходному дню.

image Click to view

фильм, trailer, США, кино, usa, film

Previous post Next post
Up