= Если не возражаете, я вынесу Ваш комментарий в отдельный пост. =
Не возражаю. Вообще-то обо всём этом и раньше писали. Лев Гумилев, например.
"В XV в. древнерусская этническая традиция сошла на нет, а на ее месте возникли три этноса: великороссы, белорусы и украинцы, которые сами себя до XVII в. называли русскими."
И далее:
"По поводу происхождения этноса, принявшего название "украинцы", есть огромная литература, в которой легко выделить две противоположные точки зрения. Польские историки XVI в (Г.Ф. Миллер и др.) единодушно считают украинских казаков холопами или беглыми крестьянами. Украинские историки XVIII в. Г.Грабянка, П.И.Симоновский и анонимный автор "Истории русов" считают украинских казаков военной организацией, подобием рыцарских орденов (в которой не было социальных различий), предназначенной для войны с мусульманами.
Думается, что сама постановка проблемы некорректна. Крестьяне не могли обрести безопасность на степной границе, где так легко попасть на аркан ногайцам и крымцам. Защита и обучение военному искусству были им нужны как воздух и вода; обучить их могли только князья и их дружинники. С другой стороны, Шемятичи и Ольгердовичи нуждались в пополнении войска; следовательно, они должны были охотно принимать тех крестьян, которые предпочитали вечную войну на границе спокойной жизни около Витебска и Полоцка. Иными словами, на степной границе скапливались пассионарии, тяготившиеся жесткими порядками Москвы и бесправием Польши.
Для того чтобы адаптироваться в новых условиях и обзавестись семьями, которые возникали при браках с местными женщинами половецкого происхождения и православного исповедания, им понадобилось около ста лет.
За это время князья Рюрикова дома (князь Дмитрий Вишневецкий), польские магнаты (Предслав Лянцкоронский) и простые крестьяне, способные к обучению военному делу, одинаково превращались в "козаков", столицей которых стала Запорожская Сечь. Последнюю, по принятой нами терминологии, следует считать консорцией, из которой вырос малорусский субэтнос, превратившийся через 200 лет в украинский этнос, освободившийся в XVII в. от власти католической Польши, а в XVIII в. завоевавший ведущее место в Российской империи. Не следует забывать, что в число украинцев было инкорпорировано немало "красных девок половецких" и их потомков. Но дальнейшая история Украины выходит за хронологические рамки нашего повествования."
Вообще-то только в больной фантазии Грушевского запорожские козаки (эмигрировавшие в большинстве после разгрома Сечи Петром в 1709 и отчасти вернувшиеся прсле известного Манифеста Екатерины) = "украинский народ".
Не читала Грушевского, но Лев Гумилев вполне обоснованно указывает на определяющую роль казачества в "происхождении этноса, принявшего название "украинцы"". :)
Если бы "на степной границе" не "скапливались пассионарии, тяготившиеся жесткими порядками Москвы и бесправием Польши", все эти "русины" (это не самоназвание народности, как и "малороссы"), послужили бы простым материалом для этногенеза поляков и, в меньшей степени, русских. Как им стали финно-угорские племена, населявшие когда-то нынешнюю Европейскую часть России и частично входившие в состав Древней Руси. (Извините, но из песни слова не выкинешь.:)) Даже не потребовалась бы концепция триединого народа. :) О том же, по сути, в своё время писал и Н.В.Гоголь.
А.С.Пушкин. "Борис Годунов":
"Самозванец: А хочешь ли ты знать, кто я таков? Изволь, скажу: я бедный черноризец; Монашеской неволею скучая, Под клобуком, свой замысел отважный Обдумал я, готовил миру чудо - И наконец из келии бежал К украинцам, в их буйные курени, Владеть конем и саблей научился; Явился к вам; Димитрием назвался И поляков безмозглых обманул."
Глупости. Не выдерживавшие критики даже в конце 80х. Гумилев разбирался в чем угодно, только не в (древне)русской истории, при всем уважении. Русины - это самоназвание. Различные русинские субэтносы представлены по ссылке выше. В том числе о запорожцах говорится: Азовскіе козаки (бывшіе Запорожцы, вышедшіе изъ Турціи въ 1828 году), въ Азовскомъ градоначальствЂ. Сегодня история запорожского казачества прекрасно изучена, кто куда эмигрировал после 1709 и откуда возвращался. Записать всех крестьян Окраины в запорожцы - это ход!))
"Украинцы" - сборная солянка, которая с таким же успехом выводятся из черкас/запорожцев, как и из домонгольских "полян"))) Из серьезных историков (не мифотворцев, "делающих" историю) можно прчитать еще Ульянова Н., Щеголева...
Чьё самоназвание? Небольшой народности, проживающей в Закарпатье, Словакии и Венгрии? Но их так назвали австрийцы. Ещё во времена, когда города там были германоязычными. Потом они проявили упрямство и не захотели называться украинцами. Только и всего. :) Попробуйте доказать, что русинами называли себя жители Среднего Поднепровья - исторической Украйны. :) Украинцами они тоже себя, правда, не называли. Кто был "в теме", называли себя "руськымы" до второй половины 17 века. Но московские русские не признали в них соплеменников - только единоверцев. Поэтому название "русские" уже в 18-м веке закрепилось за "концептуальными" великороссами. В терминах концепции триединого народа, которая так и не была реализована на практике.
= Украинцы" с таким же успехом выводятся из черкас/запорожцев, как и из домонгольских "полян"))) =
А из кого же они выводятся? Из галичан, что ли? Так ведь те "примазались" только к концу 19 века. А теперь русские шовинисты и почти официальные пропагандоны плетут, что даже украинский язык в Галиции изобрели по заказу австрийцев, а клятые большевики его 70 лет насаждали. :)
= Из серьезных историков (не мифотворцев, "делающих" историю) можно прчитать еще Ульянова Н., Щеголева... =
Даже не знала об их существовании. Можете назвать их книги, чтоб не перепутать с кем-то?
Въ Галиціи, Русины составляютъ сплошную массу населенія къ востоку отъ рЂки Сана; въ Венгріи сплошною массою занимаютъ Мармаришскую, Беречскую, Угочскую и Унгварскую столицы (комитаты) и большую часть Сукмарской, Саболчской и Землинской, а также часть Шаришской столицы. Въ БуковинЂ, Русинское племя составляютъ треть населенія. Малоруссы поселены также мЂстами по ВолгЂ и въ Сибири, за Байкаломъ, еще со временъ Петра I, и въ Турціи, въ такъ называемой ДобруджЂ, т. е. въ углу, образуемомъ Дунаемъ и Чернымъ моремъ. Эти послЂдніе суть потомки Запорожцевъ, ушедшихъ въ Турцію при ЕкатеринЂ II и бЂглыхъ русинскихъ крестьянъ, и называются тамъ Бутколами, Русины, по происхожденію, быту и языку, представляютъ одно племя, но по мЂсту жительства носятъ различныя наименованія, а именно: Гетма́ньці - жители Черниговской губерніи, или, вЂрнЂе южной ея части, потому что живущіе къ сЂверу отъ Десны извЂстны у сосЂдей подъ именемъ Литвиновъ. Степовики́ - жители Полтавской и Екатеринославской губерній. Украі́ньці - жители Кіевской губерніи, которая называется Украиною. Польщаки́ - жители Подольской губерніи, называемой у простонародья Польшею (1). Поліщуки́ - жители ПолЂсья. Патлачи́ - Русины, живущіе въ Бессарабіи и БуковинЂ; названіе получили по длиннымъ волосамъ (патли), ими носимыхъ, Пинчуки́ - жители Пинскаго уЂзда Гроденской губ. Южноруссы Люблинской губерніи сохранили свое древнее названіе Русиновъ. Въ Галиціи, жители плоской ея части также называются Русинами, или Русняками. Гуцу́ли - Русины, живущіе по Карпатамъ, (у туземцевъ называемыхъ: Горбы, Верхи и Бескиды). - По венгерски гуцулъ значитъ разбойникъ. Это названіе дано русинскимъ горцамъ за ихъ отчаянную защиту православной вЂры, въ то время, когда Венгры вводили у нихъ унію. ВпослЂдствіи, когда со словомъ Гуцулъ стало нераздЂльно понятіе о храбромъ человЂкЂ, эти горцы съ гордостью начали сами называть себя этимъ именемъ.
(1) Въ Новороссіи нерЂдко называютъ Польщею Волынь и Украину, т. е. Кіевскую губ. /265/
Въ Венгріи, живующіе въ горахъ Русины называются Лишака́ми, а въ долинахъ - Лимака́ми, по часто-употребляемымъ ими въ разговорЂ частицамъ лишъ и лемъ. Сотаки, живущіе въ Шаришской столицЂ, составляютъ переходъ отъ Русиновъ къ Словакамъ. Бойки - жители юговосточной части Галиціи. Шля́хтичами называются Русины-католики, въ Кіевской, Волынской и Подольской губерніяхъ.
Украинцы - это просто название "по территории", только и всего. Ульянов* - это классика. Не понимаю, как можно, не читая, вообще высказываться по теме?
Да читала я эту статью давным-давно. Но с чего вы взяли, что "русины" - самоназвание? Автор ведь сам пишет "Южноруссы, Малоруссы, или, правильнЂе, Русины". Ему, просто, такое название больше по душе. Потому как - борец с царизмом. :)
= Украинцы - это просто название "по территории", только и всего. =
Разумеется. А что тут сверхъестественного? Большинство народностей так и получили своё название. Вас же не возмущает, что в Чехии живут чехи, в Молдавии - молдаване, в Шотландии - шотландцы и т. п.
= Ульянов* - это классика. Не понимаю, как можно, не читая, вообще высказываться по теме? =
Да какое мне дело, что думал по этому поводу русский эмигрант, никогда не живший и даже не бывавший на Украине? Нашли авторитета...
Одно дело - что "украинцами" поименовали в начале 20 века всю эту сборную солянку, а Грушевский написал им историю (вплоть до 4 века от РХ))). Пускай даже так. Другое - что 1. в основу современного "украинства" положили западенские мифологемы (upgraded Грушевский), и 2. нас теперь заставляют принимать весь этот идиотский миф про "украинцев" за чистую монету и им восторгаться.
Ульянов - прекрасный внимательный, добросовестный и компетентный историк, что по нынешним временам большая редкость.
= "украинцами" поименовали в начале 20 века всю эту сборную солянку =
Поименовали по самому простому признаку - языковому. Точно так же, как и во времена РИ в "малороссы" записывали. Тех, кого переписчики в 1926-м однозначно идентифицировали как "хохлы", они назвали украинцами. Согласно разнарядке. Кто-то мог и из идейных соображений записаться или за компанию с сельскими родственниками. Но оказалось новоявленных украинцев в итоге даже меньше, чем малороссов в 1897-м на той же территории. Что опровергает измышления о "насильственной украинизации путём записывания русских людей в украинцы". В Харьковской области по сей день есть русские сёла. Всегда их жители считались русскими и говорят по-русски, старики - с явными следами южнорусского диалекта ("тады", "куды", "пойтить" и пр.) Доказательств того, что эти украинцы не только официально назывались, но и были до революции малороссами, считали себя русскими и их тоже не отличали от русских, попросту нет. Потом большевики, по крайней мере, всем рассказали о трех братских народах. А то ведь при РИ мало кто знал о концепции триединого народа, и даже те, кто проходил её в гимназии, на практике всё равно хохлов русскими не считали. Почитайте хотя бы последние публикации в моем журнале - Белинского, Бунина, Чехова. Где вы там малороссов видите?
= Ульянов - прекрасный внимательный, добросовестный и компетентный историк, что по нынешним временам большая редкость. =
Ну, я погляжу, конечно. Но очень сомневаюсь, что это возможно в принципе - реально разглядеть что-то через океан. Концепцию придумать - можно.
= "Коренизации" с Кагановичем и Скрипником разве не было, до начала 30х?? =
А что такое, на Ваш взгляд, коренизация? В Википедии написано:
"Корениза́ция - политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, призванная сгладить противоречия между центральной властью и нерусским населением СССР. Коренизация выражалась в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей национальных меньшинств, создании национально-территориальных автономий, внедрении языков национальных меньшинств в делопроизводство, в образование, поощрении издания СМИ на местных языках."
На Украину эта политика тоже распространялась в какой-то степени. По крайней мере, требовали от управленцев выучить украинский язык, с разной степенью успеха. :) А что большевики должны были делать? Ведь до революции основным объединяющим фактором была тут вовсе не "нация", а православие. Которое они дезавуировали, в силу своей идеологии. Про братские народы всем объяснить ещё не успели. :) НУ, и пытались "сгладить противоречия между центральной властью" и не вполне русским (в уже давно устоявшимся к тому времени представлении) населением, а ещё - между городом и селом. Ведь они видели совсем не ту картину, что мы видим теперь. Тогда в огромном крестьянском море торчали островки городов, где только и можно было слышать русский язык. В Полтавской губернии, к примеру, в 1897 году было 3% "великороссов по языку", в Харьковской - 17%.
= ю-русских говоров =
Но "южно-русские говоры" - это просто принятая в Петербурге терминология. Или, думаете, крестьянин с Полтавщины мог вам сказать - "мой говор называется южно-русским, а сам я малорос"? :)
В том-то и дело, что в 19 веке "объяснить еще не успели", зато этим активно занимались все следующее столетие. Драгомановы и костомаровы с грушевскими нашли в большевиках благодарных слушателей. Недавно мне скинули любопытную подборку о том, как пытались внедрить укра(св)инство на Кубани, можете полюбопытствовать: http://monop.livejournal.com/297060.html?thread=1830756#t1830756
Поименовали "от балды" (Грушевского), т.к ни языкового (см. карту выше), ни территориального (три государства , два императора) , ни географического, ни культурно-исторического единства между маркированными как "украинцы" этносами (в т.ч. русскими субэтносами) не наблюдалось. И даже сейчас региональные различия имеют место быть.
Не возражаю. Вообще-то обо всём этом и раньше писали.
Лев Гумилев, например.
"В XV в. древнерусская этническая традиция сошла на нет, а на ее месте возникли три этноса: великороссы, белорусы и украинцы, которые сами себя до XVII в. называли русскими."
И далее:
"По поводу происхождения этноса, принявшего название "украинцы", есть огромная литература, в которой легко выделить две противоположные точки зрения. Польские историки XVI в (Г.Ф. Миллер и др.) единодушно считают украинских казаков холопами или беглыми крестьянами. Украинские историки XVIII в. Г.Грабянка, П.И.Симоновский и анонимный автор "Истории русов" считают украинских казаков военной организацией, подобием рыцарских орденов (в которой не было социальных различий), предназначенной для войны с мусульманами.
Думается, что сама постановка проблемы некорректна. Крестьяне не могли обрести безопасность на степной границе, где так легко попасть на аркан ногайцам и крымцам. Защита и обучение военному искусству были им нужны как воздух и вода; обучить их могли только князья и их дружинники. С другой стороны, Шемятичи и Ольгердовичи нуждались в пополнении войска; следовательно, они должны были охотно принимать тех крестьян, которые предпочитали вечную войну на границе спокойной жизни около Витебска и Полоцка. Иными словами, на степной границе скапливались пассионарии, тяготившиеся жесткими порядками Москвы и бесправием Польши.
Для того чтобы адаптироваться в новых условиях и обзавестись семьями, которые возникали при браках с местными женщинами половецкого происхождения и православного исповедания, им понадобилось около ста лет.
За это время князья Рюрикова дома (князь Дмитрий Вишневецкий), польские магнаты (Предслав Лянцкоронский) и простые крестьяне, способные к обучению военному делу, одинаково превращались в "козаков", столицей которых стала Запорожская Сечь. Последнюю, по принятой нами терминологии, следует считать консорцией, из которой вырос малорусский субэтнос, превратившийся через 200 лет в украинский этнос, освободившийся в XVII в. от власти католической Польши, а в XVIII в. завоевавший ведущее место в Российской империи. Не следует забывать, что в число украинцев было инкорпорировано немало "красных девок половецких" и их потомков. Но дальнейшая история Украины выходит за хронологические рамки нашего повествования."
Reply
Пока оформлял пост, именно эта фраза в голове крутилась.
Reply
Более-менее правдоподобная карта украинского русинского народа составлена, например, Левченко: http://litopys.org.ua/rizne/rusyny1.htm
Reply
Если бы "на степной границе" не "скапливались пассионарии, тяготившиеся жесткими порядками Москвы и бесправием Польши", все эти "русины" (это не самоназвание народности, как и "малороссы"), послужили бы простым материалом для этногенеза поляков и, в меньшей степени, русских. Как им стали финно-угорские племена, населявшие когда-то нынешнюю Европейскую часть России и частично входившие в состав Древней Руси. (Извините, но из песни слова не выкинешь.:))
Даже не потребовалась бы концепция триединого народа. :) О том же, по сути, в своё время писал и Н.В.Гоголь.
А.С.Пушкин. "Борис Годунов":
"Самозванец:
А хочешь ли ты знать, кто я таков?
Изволь, скажу: я бедный черноризец;
Монашеской неволею скучая,
Под клобуком, свой замысел отважный
Обдумал я, готовил миру чудо -
И наконец из келии бежал
К украинцам, в их буйные курени,
Владеть конем и саблей научился;
Явился к вам; Димитрием назвался
И поляков безмозглых обманул."
Reply
Русины - это самоназвание. Различные русинские субэтносы представлены по ссылке выше. В том числе о запорожцах говорится: Азовскіе козаки (бывшіе Запорожцы, вышедшіе изъ Турціи въ 1828 году), въ Азовскомъ градоначальствЂ.
Сегодня история запорожского казачества прекрасно изучена, кто куда эмигрировал после 1709 и откуда возвращался. Записать всех крестьян Окраины в запорожцы - это ход!))
"Украинцы" - сборная солянка, которая с таким же успехом выводятся из черкас/запорожцев, как и из домонгольских "полян")))
Из серьезных историков (не мифотворцев, "делающих" историю) можно прчитать еще Ульянова Н., Щеголева...
Reply
Чьё самоназвание? Небольшой народности, проживающей в Закарпатье, Словакии и Венгрии? Но их так назвали австрийцы. Ещё во времена, когда города там были германоязычными. Потом они проявили упрямство и не захотели называться украинцами. Только и всего. :)
Попробуйте доказать, что русинами называли себя жители Среднего Поднепровья - исторической Украйны. :) Украинцами они тоже себя, правда, не называли. Кто был "в теме", называли себя "руськымы" до второй половины 17 века. Но московские русские не признали в них соплеменников - только единоверцев. Поэтому название "русские" уже в 18-м веке закрепилось за "концептуальными" великороссами. В терминах концепции триединого народа, которая так и не была реализована на практике.
= Украинцы" с таким же успехом выводятся из черкас/запорожцев, как и из домонгольских "полян"))) =
А из кого же они выводятся? Из галичан, что ли? Так ведь те "примазались" только к концу 19 века. А теперь русские шовинисты и почти официальные пропагандоны плетут, что даже украинский язык в Галиции изобрели по заказу австрийцев, а клятые большевики его 70 лет насаждали. :)
= Из серьезных историков (не мифотворцев, "делающих" историю) можно прчитать еще Ульянова Н., Щеголева... =
Даже не знала об их существовании. Можете назвать их книги, чтоб не перепутать с кем-то?
Reply
Русины, по происхожденію, быту и языку, представляютъ одно племя, но по мЂсту жительства носятъ различныя наименованія, а именно:
Гетма́ньці - жители Черниговской губерніи, или, вЂрнЂе южной ея части, потому что живущіе къ сЂверу отъ Десны извЂстны у сосЂдей подъ именемъ Литвиновъ.
Степовики́ - жители Полтавской и Екатеринославской губерній.
Украі́ньці - жители Кіевской губерніи, которая называется Украиною.
Польщаки́ - жители Подольской губерніи, называемой у простонародья Польшею (1).
Поліщуки́ - жители ПолЂсья.
Патлачи́ - Русины, живущіе въ Бессарабіи и БуковинЂ; названіе получили по длиннымъ волосамъ (патли), ими носимыхъ,
Пинчуки́ - жители Пинскаго уЂзда Гроденской губ.
Южноруссы Люблинской губерніи сохранили свое древнее названіе Русиновъ. Въ Галиціи, жители плоской ея части также называются Русинами, или Русняками.
Гуцу́ли - Русины, живущіе по Карпатамъ, (у туземцевъ называемыхъ: Горбы, Верхи и Бескиды). - По венгерски гуцулъ значитъ разбойникъ. Это названіе дано русинскимъ горцамъ за ихъ отчаянную защиту православной вЂры, въ то время, когда Венгры вводили у нихъ унію. ВпослЂдствіи, когда со словомъ Гуцулъ стало нераздЂльно понятіе о храбромъ человЂкЂ, эти горцы съ гордостью начали сами называть себя этимъ именемъ.
(1) Въ Новороссіи нерЂдко называютъ Польщею Волынь и Украину, т. е. Кіевскую губ. /265/
Въ Венгріи, живующіе въ горахъ Русины называются Лишака́ми, а въ долинахъ - Лимака́ми, по часто-употребляемымъ ими въ разговорЂ частицамъ лишъ и лемъ.
Сотаки, живущіе въ Шаришской столицЂ, составляютъ переходъ отъ Русиновъ къ Словакамъ.
Бойки - жители юговосточной части Галиціи.
Шля́хтичами называются Русины-католики, въ Кіевской, Волынской и Подольской губерніяхъ.
Украинцы - это просто название "по территории", только и всего.
Ульянов* - это классика. Не понимаю, как можно, не читая, вообще высказываться по теме?
Reply
= Украинцы - это просто название "по территории", только и всего. =
Разумеется. А что тут сверхъестественного? Большинство народностей так и получили своё название. Вас же не возмущает, что в Чехии живут чехи, в Молдавии - молдаване, в Шотландии - шотландцы и т. п.
= Ульянов* - это классика. Не понимаю, как можно, не читая, вообще высказываться по теме? =
Да какое мне дело, что думал по этому поводу русский эмигрант, никогда не живший и даже не бывавший на Украине? Нашли авторитета...
Reply
Другое - что 1. в основу современного "украинства" положили западенские мифологемы (upgraded Грушевский), и 2. нас теперь заставляют принимать весь этот идиотский миф про "украинцев" за чистую монету и им восторгаться.
Ульянов - прекрасный внимательный, добросовестный и компетентный историк, что по нынешним временам большая редкость.
Reply
Поименовали по самому простому признаку - языковому. Точно так же, как и во времена РИ в "малороссы" записывали. Тех, кого переписчики в 1926-м однозначно идентифицировали как "хохлы", они назвали украинцами. Согласно разнарядке. Кто-то мог и из идейных соображений записаться или за компанию с сельскими родственниками. Но оказалось новоявленных украинцев в итоге даже меньше, чем малороссов в 1897-м на той же территории. Что опровергает измышления о "насильственной украинизации путём записывания русских людей в украинцы". В Харьковской области по сей день есть русские сёла. Всегда их жители считались русскими и говорят по-русски, старики - с явными следами южнорусского диалекта ("тады", "куды", "пойтить" и пр.)
Доказательств того, что эти украинцы не только официально назывались, но и были до революции малороссами, считали себя русскими и их тоже не отличали от русских, попросту нет. Потом большевики, по крайней мере, всем рассказали о трех братских народах. А то ведь при РИ мало кто знал о концепции триединого народа, и даже те, кто проходил её в гимназии, на практике всё равно хохлов русскими не считали. Почитайте хотя бы последние публикации в моем журнале - Белинского, Бунина, Чехова. Где вы там малороссов видите?
= Ульянов - прекрасный внимательный, добросовестный и компетентный историк, что по нынешним временам большая редкость. =
Ну, я погляжу, конечно. Но очень сомневаюсь, что это возможно в принципе - реально разглядеть что-то через океан. Концепцию придумать - можно.
Reply
Концепция триединого народа - это всего лишь имперское упрощение.
См. Толочко.
Хорошая карта ю-русских говоров:
Ссылка 1,
Ссылка 2.
Reply
А что такое, на Ваш взгляд, коренизация? В Википедии написано:
"Корениза́ция - политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, призванная сгладить противоречия между центральной властью и нерусским населением СССР. Коренизация выражалась в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей национальных меньшинств, создании национально-территориальных автономий, внедрении языков национальных меньшинств в делопроизводство, в образование, поощрении издания СМИ на местных языках."
На Украину эта политика тоже распространялась в какой-то степени. По крайней мере, требовали от управленцев выучить украинский язык, с разной степенью успеха. :) А что большевики должны были делать? Ведь до революции основным объединяющим фактором была тут вовсе не "нация", а православие. Которое они дезавуировали, в силу своей идеологии. Про братские народы всем объяснить ещё не успели. :) НУ, и пытались "сгладить противоречия между центральной властью" и не вполне русским (в уже давно устоявшимся к тому времени представлении) населением, а ещё - между городом и селом. Ведь они видели совсем не ту картину, что мы видим теперь. Тогда в огромном крестьянском море торчали островки городов, где только и можно было слышать русский язык. В Полтавской губернии, к примеру, в 1897 году было 3% "великороссов по языку", в Харьковской - 17%.
= ю-русских говоров =
Но "южно-русские говоры" - это просто принятая в Петербурге терминология. Или, думаете, крестьянин с Полтавщины мог вам сказать - "мой говор называется южно-русским, а сам я малорос"? :)
Reply
Недавно мне скинули любопытную подборку о том, как пытались внедрить укра(св)инство на Кубани, можете полюбопытствовать: http://monop.livejournal.com/297060.html?thread=1830756#t1830756
Reply
Поименовали "от балды" (Грушевского), т.к ни языкового (см. карту выше), ни территориального (три государства , два императора) , ни географического, ни культурно-исторического единства между маркированными как "украинцы" этносами (в т.ч. русскими субэтносами) не наблюдалось. И даже сейчас региональные различия имеют место быть.
Reply
<Почитайте хотя бы того же Бузину, пописторию о подольском разбойнике Кармелюке :
Повседневную жизнь малой родины Кармалюка такая смена подданства почти не изменила. Правящим классом в Подолии остались польские помещики, торговым - местечковые евреи, а крепостными - будущие украинские крестьяне, тогда именовавшиеся просто "русинами". Российская империя не очень понимала, что делать с новоприобретенными землями, и старалась лишний раз не вмешиваться в их традиционный уклад.
Reply
Кем именовавшиеся? "Тот же Бузина" ведь не пишет, "тогда называвшие себя просто русинами", правда?
Reply
Leave a comment