Шагреневая кожа российской геополитики

Apr 02, 2015 20:32




Оноре де Бальзак поразительно емко описал все те проблемы, с которыми российскому руководству пришлось столкнуться за прошедший год.

Молодой человек Рафаэль де Валентен, просадив деньги в игорном доме, от безысходности решает утопиться в Сене. Но перед этим заходит в лавку древностей, где получает от хозяина-старика волшебный талисман - шагреневую кожу. На ней выгравированы слова на санскрите, обещавшие исполнение всех земных желаний в обмен на сокращение размеров кожи и жизни владельца: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне… Желай - и желания твои будут исполнены… При каждом желании я буду убывать, как твои дни… Да будет так!»

Украинский кризис выявил неспособность российского руководства соизмерять свои возможности с теми вызовами, которые бросает ей геополитическая реальность. В результате Россия оказалась в плену собственных несбыточных желаний, которые лишь приближают неизбежный крах.

После присоединения Крыма Россия всячески пыталась уклониться от военной конфронтации с Западом. Предлоги назывались разные: техническая неготовность к горячему конфликту с НАТО, борьба за химеру единой пророссийской Украины, дружественную Европу, выработка действенной геостратегии борьбы с истинным разжигателем кризиса - США.

В результате вместо традиционной войны пришлось столкнуться с куда более опасной - гибридной и экономической. При этом у России нет ни опыта такой борьбы, ни даже понимания, как противостоять подобным угрозам.

Шагреневая кожа сократилась, сузив пространство для геополитического маневра.

А ведь у России были все возможности обезопасить себя от экономических ударов, которым она подвергается в настоящее время. Еще в середине прошлого десятилетия президент Путин озвучил концепцию «энергетической сверхдержавы». Суть ее заключалась в том, чтобы нефть и газ в первую очередь направлялись на производство энергоемкой технически сложной продукции. Такая продукция за счет высокой степени передела могла бы с легкостью нивелировать изменения цен на энергоносители, от которых в значительной степени зависит бюджет РФ.

Увы, проект энергетической сверхдержавы остался на бумаге, а российская власть продолжила эксплуатировать привычную модель монотоварной сырьевой экономики. С наступлением кризиса результат подобной практики не заставил себя долго ждать: доходы, накопленные в предыдущие годы высоких цен на нефть, бессмысленно растрачиваются на поддержание ослабевшей экономики.

Не сложилось у России и с внешнеполитическими амбициями. Желая утвердиться в качестве великой державы, РФ не уделяла должного внимания изменившимся геополитическим реалиям.

В отношении той же Украины Россия продолжала архаичную политику кнута и пряника, умасливая деньгами местные элиты, а в случае излишней строптивости закручивая газовый вентиль. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, за годы независимости Россия оказала Украине помощь на сумму 250 млрд долларов. Тщетность подобных усилий красноречиво продемонстрировали США, потратив на организацию в Украине антироссийского государственного переворота 5 млрд долларов, пачку печенья и командировочные Маккейну.

Сдачу позиций на международной арене, провалы в экономике и предательство живущих на Донбассе людей пока еще удается скрыть от сограждан за пеленой всевозможных «хитрых планов». Но государства из числа формальных союзников Москвы внимательно наблюдают за ее поведением в текущем конфликте и, безусловно, уже успели отметить неспособность Кремля в полной мере отстаивать национальные интересы. В итоге крупные игроки подходят к совместным с Россией проектам без былого энтузиазма, партнеры по ЕврАзЭс все чаще поглядывают на Европу и Китай, а сербские и белорусские предприниматели не стесняются исполнять роль транзитного хаба для поставок из ЕС запрещенных санкциями товаров. России же остается лишь строить многополярный мир в Зимбабве и Танзании, в обмен на деньги получая у местных вождей уверения в дружбе и осуждение западных санкций.

Предпринимаемые Россией попытки разрешить кризис ценой все новых уступок не приносят долгосрочного успеха. При этом каждый новый этап конфронтации оставляет все меньше вариантов приемлемого исхода. Вряд ли российское руководство осознает это в полной мере, оставаясь заложником собственных желаний.

А шагреневая кожа продолжает неумолимо сокращаться…

геополитика, Россия

Previous post Next post
Up