Российские антропологи оставили попытки найти в Москве "коренное" население

Sep 20, 2011 21:47


Благодаря антропологической реконструкции по методу Михаила Герасимова сегодня можно даже увидеть, как выглядело население московского региона в те далекие времена. В стенах Специальной лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии Российской академии наук (РАН) воссозданы графические и скульптурные облики древних обитателей нынешнего Подмосковья, живших на территории сел Волково, Потапово и Шишмарево, а также города Звенигорода.

Если судить по пластическим данным антропологических реконструкций, то у вятичей из московских курганов приплюснутый нос, а также более узкое и плоское лицо. Антропологически они очень похожи на мордву-эрзю, относящуюся к финно-угорской группе народов, в которую входят венгры, финны, эстонцы, марийцы, удмурты.

Кроме того, на некоторых графических портретах сильно выступает верхняя губа (и это хорошо просматривается и на черепе). По мнению некоторых исследователей, "это - явный показатель проникновения на земли вятичей на очень ранних стадиях их заселения какой-то негроидной крови", - сообщает академик-антрополог РАН Татьяна Алексеева.

По сведениям ученых, примерно треть вятичей умирала еще в детском возрасте. Продолжительность жизни у мужчин редко превышала 40 лет, что, правда, можно считать нормой при том, средневековом, уровне развития медицины и правил гигиены.

Женщины жили еще меньше, что может свидетельствовать об их более низком статусе и "уровне жизни". Однако более вероятно, что главной причиной ранней женской смертности оставались роды. Частично прояснить ситуацию могли бы исследования женских тазовых костей: антропологи могли бы по специальным зарубкам даже определить количество рожденных детей, но, к сожалению, до последнего времени археологи собирали преимущественно краниологические серии костей, то есть коллекции черепов. Последние до сих пор хранятся в Научно-исследовательском институте и музее антропологии Московского государственного университета.

Кости человека несут немало информации о болезнях, которыми страдали наши предки. По зубам древних поселенцев историки делают вывод, что многие из них болели кариесом. Причем хуже всего зубы были у вятичей, живших в верхнем течении Москвы-реки и ее притока Истры, а также в нижнем течении Москвы-реки и бассейне реки Пахры.

По словам Александры Бужиловой, ведущего научного сотрудника Института археологии РАН, специалиста по палеопатологиям (то есть болезням древних людей), ничем особенным вятичи не выделялись. Страдали от поражения суставов и позвоночника (начиная от остеохондрозов и заканчивая деформирующим артрозом). От доброкачественных опухолей в своде черепа и от воспаления надкостницы. Нередки были и травмы: особенно "травматичной" оказалась зона среднего течения Москвы-реки, возможно, территория самых частых военных столкновений.

По дырочкам на верхнем своде глазниц, которые достаточно часто встречаются в коллекциях московских вятичей (для этой аномалии есть свой медицинский термин - cribra оrbitalia), можно заключить, что средневековое население преследовала анемия, вызванная дефицитом железа, магния и цинка. Отчего это происходило - от недоедания, частых инфекционных заболеваний или стресса, - сказать трудно. Исследования продолжаются, и ученые надеются отыскать ответы на постоянно возникающие новые вопросы. В конце концов, вятичи оставили после себя несколько тысяч курганных групп, и многие из них еще не исследованы.

Помешать работе ученых могут "черные археологи" - сегодня они методично "исследуют" курганы: грабят захоронения, а кости при этом просто выкидывают. По сведениям Николая Макарова, директора Института археологии РАН, из 11 курганных групп в районе Одинцова часть потревожена грабительскими шурфами (ямами). От "черных археологов" пострадал и курганный могильник Семивраги-1 в Домодедовском районе Московской области: из 32 насыпей Х-ХIII вв. сегодня сохранились лишь 12. Свою добычу кладоискатели сбывают на московском рынке "Вернисаж в Измайлове".

О древних вятичах много сведений содержится в летописях. Известно, что в IХ-Х веках они платили дань Хазарскому каганату. Нравы этого племени описаны подробно и нелицеприятно. Киевский монах - летописец Нестор сообщал, что вятичи - грубое племя, "яко звери, ядуще все нечисто". Да и русский мат, если верить ему, пошел гулять с легкой руки вятичей. Они этим славились: по свидетельству летописца, срамословье было у них пред отцами и снохами, браков не было, жен умыкали на плясаньях и бесовских игрищах, а некоторые имели по две и по три жены.

По словам академика-антрополога РАН Татьяны Алексеевой, еще в 1950-х годах была проведена масштабная антропологическая экспедиция, исследовавшая современное русское население. "Мы исследовали тогда 17 тысяч человек из 117 районов, каждого третьего из них сфотографировали. С помощью этих фотопортретов уже в 1990-е годы методом аппликационной съемки были сделаны обобщенные портреты великоруссов из разных регионов России, - вспоминает Алексеева. - Причем у жителей столичного региона они оказались самыми нечеткими и размытыми. Потому что современное подмосковное население оказалось самым разнообразным по своему физическому облику. Кстати, и от мигрантов-вятичей в нем осталось не так уж много".

По словам Алексеевой, сильное сходство с исходным антропологическим славянским типом сохранили разве что поляки, а восточно-славянские племена сильно перемешались с представителями балтских и финно-угорских племен, обитавших на Восточно-европейском нагорье. "По мере продвижения на восток в славянском населении проявляется все больше черт, присущих финно-угорскому населению, и все меньше - западно-европейскому. Когда я впервые увидела краниологические серии, то есть коллекции черепов вятичей, мне сразу бросилось в глаза, что они в сущности не отличаются от финно-угорского населения, скажем, из древнемордовских могильников", - свидетельствует антрополог.

О населении города Москвы важные сведения сообщает ономастика (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая собственные имена - например, фамилии). С ее помощью историки установили, что основу древнего населения Москвы составляли потомки вятичей. Значительный процент населения - переселенцы из Рязани, то есть те же вятичи.

Небольшую часть московского населения составляли бывшие жители Смоленска, то есть кривичи. Судя по фамилиям, Москву недолюбливали жители соперничавшего с ней древнего Владимиро-Суздальского княжества - выходцев оттуда в городе почти не было

Эти выводы можно проверить на антропологических материалах ХVI-ХVIII веков. "В рамках проекта "Древние москвичи" мы предлагали изучить не только имеющиеся коллекции, но еще и материалы из захоронений при церковных приходах Москвы ХVIII века, - сообщает Алексеева. - В те времена жители разных улиц были "приписаны" к своим приходским кладбищам. Так что можно было бы узнать, как различалось население разных улиц. Этой темой занималась Татьяна Ивановна Трофимова. Первые результаты оказались чрезвычайно интересны. К примеру, Остоженка дала невероятно грацильный (мелкий) антропологический материал".

Вятичи в целом имели невысокий рост, но население Остоженки имело еще меньшие размеры. Объяснения этому еще предстоит найти.

Технологический прорыв современной цивилизации открывает новые возможности в изучении происхождения предков россиян. Например, по уровню минерализации скелета и микроэлементному составу волос и ногтей древнего населения можно предположить, каким был в прошлом биохимический состав среды обитания. А исследуя древнюю ДНК, попытаться проследить пути миграции. Правда, по свидетельству Татьяны Алексеевой, такие научные работы остаются безумно дорогими для российских ученых.
http://www.newsru.com/russia/07mar2007/moscow_antropology.html
Previous post Next post
Up