Матеріал (оскільки не маю часу на переклад) розміщую російською - попри "легкий стиль" викладу (і наявність лайливих слів в оригіналі, які я у цьому пості все ж таки "відцензурувала" :)) подумати є над чим.
***
Для промывки мозгов не нужны никакие научно-фантастические штучки или гипноз.
Существует целая куча реальных и испытанных способов, с помощью которых можно обойти мыслящую часть вашего мозга и щелкнуть выключателем, расположенным глубоко внутри, на котором написано «ПОДЧИНЯТЬСЯ».
Имеется целый арсенал способов манипулирования.
№ 6. Скандирование лозунгов
Все лидеры культов, сержанты-инструкторы по строевой подготовке, гуру по самосовершенствованию и политики знают, что если вы хотите заглушить все эти дурацкие сомнения в толпе, заставьте их скандировать повторяющуюся фразу или лозунг. Такие методы называют методами остановки мышления, потому что, плохо ли, хорошо ли, но они делают именно это.
Почему это работает:
Аналитическая часть вашего мозга и часть, которая отвечает за выполнение повторяющихся действий, работают в разных «комнатах». Но не надо быть экспертом, чтобы понять это. Вы и так знаете, что не сможете решить сложную логическую задачу, если я заставлю вас во время решения постоянно выкрикивать припев из песни группы Chumbawamba. Попробуйте сами.
Медитация работает точно так же. Заклинания и мантры, предназначенные для «успокоения разума» - тоже. Утомленным людям бывает полезно заглушить эти надоедливые голоса, но еще полезнее это бывает для того парня, который хочет заглушить аудиторию, наполненную надоедливыми внутренними голосами, которые намекают, что то, что он говорит, может быть абсолютным бредом.
№ 5. Подсовывание дерьма в ваше подсознание
Развитие новостных интернет-порталов породило совершенно новый коварный метод подсовывания чуши. Они (далее под словом «Они», с большой буквы «О», будут подразумеваться те, кто получает зарплату за манипулирование вашим мнением) поняли, что большинство не читает статьи целиком, а лишь просматривает заголовки. И этим можно воспользоваться, благодаря тому, как мозг хранит воспоминания.
Сайт Drudge Report за счет этого живет. Предположим, какой-нибудь анонимный источник сообщает новостному блогу, что сенатор Смит заправляет тайным борделем для геев в Новом Орлеане. На сайте появляется заголовок:
НОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРО ТАЙНЫЙ БОРДЕЛЬ СМИТА ДЛЯ ГОЛУБЫХ
Или, возможно, в конце будет поставлен вопросительный знак:
СМИТ: МАСТЕР ТАЙНОГО БОРДЕЛЯ ДЛЯ ГОЛУБЫХ?
Неважно, что заголовок лишь содержит вопрос про бордель. Идея была посеяна и пару месяцев спустя, когда кто-то в разговоре возле автомата с водой упомянет сенатора Смита, вы скажете: «Это тот парень из борделя для голубых, да?».
Похоже на:
«TOYOTA PRIUS - РАСТОЧИТЕЛЬНЕЕ ХАММЕРА?»
«ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК НАЗЫВАЕТ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ТОРГОВОГО ЦЕНТРА «НЕВЫЯСНЕННЫМИ»
Почему это работает:
Это называется «амнезией источника». Например, вам известно кто такая росомаха, но, вероятно, вы точно не помните, откуда вы это узнали. Хранилище мозга ограничено, поэтому он хранит лишь важные крупицы информации (что росомаха - это маленький свирепый зверь) и, как правило, избавляется от незначительного контекста, т.е. когда и где вы узнали об этом (возможно из фильма «Красный рассвет»).
В эпоху интернета и информационной перегрузки Они очень легко могут использовать этот механизм. Еще Они узнали, что частица информации - например грязный слух о неком политике - может подаваться с различными уточняющими деталями (вопросительный знак, отнесение к плохому источнику, слово «неподтвержденный»), но зачастую мозг запоминает лишь сам слух и полностью забывает детали.
И вот еще что: такое происходит, даже если заголовок, который мы прочли, относится к тому, что слух ложный.
Это можно видеть ежедневно, в каждом цикле выборов. Весь смысл того, чтобы запустить сомнительный слух в прессу, заключается в том, чтобы заставить оппонента опровергнуть его. Зачем? Потому что Они знают, что опровержение работает так же хорошо, как и обвинение. Благодаря амнезии источника, для миллионов людей все три заголовка…
СМИТ ОПРОВЕРГАЕТ СЛУХИ О БОРДЕЛЕ ДЛЯ ГЕЕВ
СМИТ ОТКАЗЫВАЕТСЯ КОММЕНТИРОВАТЬ СЛУХИ О БОРДЕЛЕ ДЛЯ ГЕЕВ
СМИТ СОГЛАШАЕТСЯ СО СЛУХАМИ О ГОЛУБОМ БОРДЕЛЕ
…запомнятся, как одно и то же.
Недавно было замечено:
Во время предварительных президентских выборов на Drudge Report появилась огромная фотография Барака Обамы в чалме. Под ней был подстрекательский заголовок о том, как это отвратительно, что сотрудники аппарата Клинтон распространяли такую фотографию.
Огромное количество людей, которые видели ее, запомнят лишь саму фотографию (спустя несколько месяцев 13% избирателей все еще думали, что он мусульманин). В этом и заключается весь смысл.
№ 4. Контролирование того, что вы смотрите и читаете
Ограничение читаемого и просматриваемого материала распространено практически во всех культах. Мы все читали в интернете ужасные истории о культе сайентологии, доступ к интернету членов которого тщательно фильтруется. Очевидно, что смысл этого заключается в том, чтобы изолировать их от противоположных точек зрения и удерживать в марширующем ряду.
Этот метод так же хорошо работает и вне стен культа, но в этом случае Им приходится действовать аккуратнее. Все что нужно, это подсыпать немного яда в колодец и готово.
Почему это работает:
Экспериментально подтверждено, что мозг устроен таким образом, что получает «быстрый кайф» от чтения того, что согласуется с нашей точкой зрения. Те же эксперименты показали, что, как ни странно, мы тащимся и от намеренного отклонения информации, которая не согласуется, не зависимо от того, насколько хорошо она подкреплена фактами.
Так что, получив небольшой толчок, сторонники определенных точек зрения с удовольствием закрываются в эхокамере одних и тех же радиопередач, блогов и новостных передач, которые дают им тот самый кайф типа «Они согласны со МНОЙ!».
Еще 20 лет назад такое было бы невозможно. Я вырос в 80-х в доме с тремя телеканалами. Тремя. У нас была одна местная газета. Мне не приходилось выбирать между консервативными и либеральными новостями.
Сегодня я получаю такой же объем информации по одним только новостям индустрии видеоигр.
А с появлением круглосуточных новостных кабельных каналов, а за ними - интернета и блогосферы возникли настоящие параллельные вселенные правых и левых СМИ, вооруженные собственными видами оружия для обнародования информации.
И любимая тема для обсуждения каждой стороны строится на том, насколько коррумпированы и смешны СМИ их оппонентов. У каждой из них есть свои наблюдательные группы, единственная цель которых заключается в том, чтобы «бить по врагу», т.е. друг по другу (у левых это FAIR и MediaMatters, у правых - Media Research Center).
№ 3. Сдерживание при помощи стыда
Во время учебы в колледже я выиграл несколько формальных споров, используя свой запатентованный метод, который заключался в том, что я просто повторял доводы своего оппонента повышенным, насмешливым тоном, покручивая пальцами в воздухе. Против этого нет никакой защиты.
Это называют призывом высмеять заблуждение. На что я отвечал так: «Ооооо, призываем высмеять заблуждение! Лучше посмейся над заблуждением в своих штанах, студент».
У профессионалов есть более изощренные методы, но в общем все сводится к тому же. «Они» знают, что если удастся выставить идею на посмешище, то слушатель, как правило, не станет утруждаться, чтобы изучить ее поближе и выяснить насколько это высмеивание обоснованно.
В конце концов, зачем рассматривать что-либо смехотворное? Этим будут заниматься только смешные люди! А вы ведь не такие… да?
Почему это работает:
Не секрет, что при помощи стыда можно закоротить мозг. Кто из нас не делал глупостей в школе, боясь быть пристыженным? Черт возьми, у меня на спине до сих пор осталась эта огромная татуировка Dokken.
Ну, так почему же это работает? Во всем виноваты эти примитивные нижние части мозга под названием мозжечковые миндалины, которые контролируют базовую эмоциональную реакцию. Именно там коренятся такие вещи как стыд и позор. Их стимуляция может полностью заглушить аналитическую часть мозга.
…Если человек, идея или тип поведения превращался в объект насмешек, то ему присваивался более низкий социальный статус, и становилось ясно, что любой, связанный с этим, также разделяет этот низкий социальный статус, оставаясь без охоты/еды/трахания - т.е. того, ради чего и нужно было жить в племени. Спустя тысячи лет насмешка все так же может отключить критическое мышление и заставить нас без вопросов подчиняться.
№ 2. Выбор между черным и белым
Послушайте спор своих друзей. Любой спор. Послушайте, как один говорит, что Джон Маккейн фашист, а другой - что Барак Обама коммунист. Посмотрите, как даже болельщики одной и той же футбольной команды разделяются на две группы, одна из которых утверждает, что новый защитник будет крутым игроком, а другая - что он отстой.
Никогда ничего посередине. Каждый человек либо друг, либо враг. Каждая музыкальная группа либо крута, либо сосет. Черное или белое, но не посередине. Им (большая «И») это нравится, потому что Они могут убедить тебя, что ты должен выбирать между их взглядом и абсолютно дебильным взглядом на противоположном краю.
Похоже на:
«Будем драться? Или убежим как трусы?!?»
«Вы против смертной казни? Значит вы за то, чтобы убийцы свободно разгуливали по улицам!»
Поэтому, когда кто-то хочет обойти ваше критическое мышление, все что ему нужно сделать, это испугать или встревожить вас - зачастую это делается установкой временного ограничения или внезапной угрозой («Мы должны немедленно действовать или потеряем свой образ жизни!»).
Вместо того чтобы обдумать ситуацию аналитической новой корой головного мозга, вы применяете примитивную лимбическую кору, сканируя ландшафт в поисках возможностей для «правильного» и «неправильного» хода. У вас не хватает терпения на хилые разговоры о «спектре вариантов».
Уж насколько плох этот приемчик, и вы сами можете догадаться, что 80% всех глупых решений люди принимают именно из-за этого, есть еще более мощная штука. Она является некой разновидностью этого приема и лучшим способом заставить мыслящих людей действовать подобно дрессированным псам.
№ 1. Мы и они
Да, мы знаем очевидные примеры, они вписаны в учебники истории кровью и пулевыми отверстиями. Расизм, геноцид, ужасные карикатуры на плакатах пропаганды.
Еще Они просекли, что тот же самый способ, которым люди втягиваются в смертельные апокалипсические бойни, можно также использовать, чтобы продавать им машины или гамбургеры или компьютеры.
Похоже на:
«Сердце Америки не в Голливуде! Оно здесь: в [вставьте название любого маленького городишки]!»
«Вы можете выслушать меня или засунуть голову в песок вместе с остальными слепыми крысами!»
«У тебя есть Nintendo Wii? Ты что, ребенок или просто дебил?»
Почему это работает:
В сущности, мы так устроены, чтобы образовывать племена. Чем большее давление мы ощущаем, тем сильнее любовь и привязанность к тем, кто выглядит и говорит так же как и мы, и тем сильнее ненависть к тем, кто не похож на нас. Это всего лишь старый механизм выживания, перешедший к нам с тех древних времен, когда парней, которые не выказывали достаточной слепой преданности, убивали жестокие племена, образованные парнями, которые эту преданность выказывали.
Вот сегодня мы и получаем эту мелочную дегуманизацию всех, кто не входит в нашу группу (хиппи, деревенщины, фундаменталисты, гики, ничтожества, либералы, консерваторы, гетеросексуалы, неверные, полотенцеголовые, белые, черные, распутники, женоненавистники).
Они играют на этих древних примитивных позывах, добиваясь даже самых дебильных результатов, например лютой преданности (форумные войны PS3 vs. 360 vs. Wii заставят вас выцарапать себе глаза).
Но чтобы этот способ сработал по-настоящему, Им недостаточно лишь определить вашу группу, Они должны определить вашу группу как элитную - луч света в царстве слабоумного ходячего дерьма. Все приемы, представленные в нашем списке, лучше всего работают в различных комбинациях, и в этом приеме вы увидите элемент насмешки и оскорбления чужой точки зрения, о которых мы упоминали ранее (зачем слушать мнение этих слепых крыс?). Часто это комбинируется с терминологией осады («Целая страна летит в тартарары, но мы должны крепиться и прислушиваться к здравому смыслу, ребята! Мы против целого мира!»).
Недавно было замечено:
Посмотрите пять секунд агитационной предвыборной речи. Каждая сторона делает это.
«Мы и они» - это не только первый и самый важный способ списка, это кульминация и цель всех остальных способов. Втянуть вас в правильное племя - вот чего Они хотят больше всего, потому что без соплеменников им ничего не удастся.
Если мы не сможем этому противостоять, то может случиться так, что от всей нашей планеты останутся лишь обуглившиеся радиоактивные развалины. А знаете, что еще мы потеряем, если такое случится?
взято звідси:
http://www.diggreader.ru/2008/09/30/shest-sposobov-promyivki-mozgov-primenyaemyih-na-vas-pryamo-seychas/Шесть способов промывки мозгов, применяемых на вас прямо сейчас
cracked.com