Sep 14, 2015 14:11
Умер Юрий Николаевич Афанасьев сегодня - человек, который основал РГГУ и сделал его сильнейшей гуманитарной школой страны (если не Европы). Он собрал туда все лучшие умы от исторической науки, философии, языкознания. Заложил либеральную научную платформу, которая на своем коротком веку взрастила тысячи выдающихся сегодня специалистов (большинство из них сейчас трудится не в этой стране, правда).
Поверьте, мне есть с чем сравнивать: я поучился и в гнилом болоте МГУшного истфака, плотно пообщался в свое время с коллегами из Казанского университета, побывал и на истфаке в СПГУ. Могу сказать однозначно: Историко-Архивный институт РГГУ был сильнейшим. Я это говорю не потому, что сам там учился (меня оттуда вообще выперли за распиздяйство - и совершенно справедливо), а потому что наука, тем более гуманитарная не терпит регулирования. Юрий Николаевич позволил ученым заниматься наукой так, как они себе представляли этот процесс. И помогал организационно и финансово, никому не объясняя, как родину любить. Разве что собственным примером, моральным авторитетом и научными трудами.
Так на одном историческом факультете появилось разом несколько научных школ. Я помню баталии, которые велись между сотрудниками кафедры Источниковедения, половина из которых отстаивала идеи Сигурда Оттовича Шмидта, а половина - Ольги Михайловны Медушевской. А ведь оба этих мастодонта (ныне уже тоже оба покойные) работали на одной кафедре. На других кафедрах было тоже самое. Студент только ходил и выбирал. Покажите мне исторический факультет МГУ, где хоть кто-нибудь прочитал хотя бы одну книжку, кроме трудов кафедр исторического факультета МГУ! Не найдете. Вот потому исторический факультет МГУ выпускает Никит Тихоновых, а РГГУ выпускал ученых-историков.
Я говорю об РГГУ в прошедшем времени потому, что сегодня его уже не существует: эта большевистская власть его разорила, а Фима Пивовар, на мой взгляд, так добил окончательно. Сейчас все мало-мальски толковые ученые и преподаватели сбежали оттуда в Вышку - последний оплот гуманитарного образования в этой стране - кстати, во многом носитель идей Юрия Николаевича. А РГГУ пришел теперь в полное уныние. Я помню, как в МГУ приходил сдавать какой-то зачет Фиме Пивовару, когда он еще околачивался на кафедре Южных и западных славян. Он был такой возбужденный, напомаженный какой-то, постоянно двигался и от него пахло духами. И вот он мне говорит: "Ну, вы прочитайте мою монографию, которую написал я с академиком Чубарьяном". И тут у меня все упало. Твою же растуды в качель дивизию! "Я написал с академиком Чубарьяном!" Где вы, Фима, а где академик Чубарьян?! У вас совесть-то, вообще была когда-то? Как язык-то повернулся такое ляпнуть? Вы думали студента в самое сердце поразить? Вы поразили, да. В общем, у меня больше к этому человеку вопросов не было, а РГГУ - жаль до слез.
Но не о Фиме речь - бог ему судья. Речь о том, что наша с вами страна, братцы, адски, категорически просто лишена моральных ориентиров. А эти ориентиры задают люди, которые всей своей жизнью, трудом и творчеством заслужили глубокое уважение народа - не только интеллигенции, но и простых работяг, и даже той советской власти. Эти люди называются нравственными авторитетами. В свое время такими людьми были Окуджава, Лихачев, Сахаров, Антоний Сурожский. Даже Высоцкий в чем-то. Был таким человеком и Юрий Николаевич. Кто остался теперь? Всеволод Иванов? Он очень стар и, насколько я знаю, живет в США. Шендерович? Злобен он для этого, людей не любит. Алексеева? Ну, пока да. Но она тоже стара - долго ли ей еще?
Так что с каждой вот такой потерей, братцы, остаемся мы с вами все более и более с Кобзоном и Валерией. И родину любить нас все безнадежнее учат разного пошиба Милоновы и Сладозадовы (зачеркнуто) Залдостановы. За державу обидно, вот что, братцы.