Форд Большого Билла

Sep 08, 2024 12:34

В продолжение темы Фордов из 1930-х, сегодня - рассказ о "Человеке и пароходе", основателе знаменитой американской NASCAR (Национальной ассоциации гонок серийных автомобилей), автомеханике, гонщике и талантливом менеджере Билле Франсе-старшем (также известном под прозвищем "Большой Билл"), и масштабной модели одного из автомобилей, на котором она участвовал в гонках.

Ныне почившая в бозе фирма Team Caliber в 2003 году выпустила серию прекрасных масштабных моделей, посвящённую истории американских автогонок. Серия называлась "Столетие скорости" (Centennial of Speed 1903-2003), в которой выходили как отдельные модели, так и наборы из трёх моделей автомобилей знаменитых американских гонщиков. Билл Франс в этой серии был представлен моделью купе Ford 1935 года.




О компании Team Caliber информации не очень много, поскольку занималась она, в основном, моделями американских гоночных автомобилей, а в настоящее время её деятельность прекращена, и даже доменное имя "припарковано" (т.е. сайт не существует).

Намного больше информации о человеке, создавшем ассоциацию NASCAR, и благодаря которому автогонки в США стали массовым и зрелищным явлением. Уильям Генри Гетти Франс (26 сентября 1909 - 7 июня 1992) родился в семье Эммы Грэм, иммигрантки из Ирландии, и Уильяма Генри Франса. Подростком будущий Большой Билл прогуливал школу, чтобы гонять на семейном Ford Model T по трассе неподалеку от городка Лорел (штат Мэриленд). На этой трассе Билл накатывал круги до тех пор, пока не научился обгонять отца, тоже любившего скорость. После окончания школы Франс работал на нескольких работах - в частности, красил дома и работал в автосалоне. Собственную мастерскую Франс открыл в Дайтоне по адресу 316 Main Street Station, и эта мастерская существует по сей день, как место проведения мероприятий, связанных с автомобилями.

В 1935 году гонщики перестали использовать изрытую трассу в Дайтоне, сделав выбор в пользу солончаков озера Бонневилль в штате Юта. Дайтона потеряла свои претензии на известность, но городские власти были полны решимости сохранить мероприятия, связанные со скоростью, которые в середине зимы были источником дохода местных отелей и ресторанов.

8 марта 1936 года на трассе Дейтона-Бич-Роуд состоялась первая гонка на серийных автомобилях, организованная местным гонщиком Сигом Хогдалом. Гонка для автомобилей, построенных в 1935 и 1936 годах, и легализованных Американской автомобильной ассоциацией (AAA), длилась 78 кругов (250 миль или 400 км). Городские власти собрали призовой фонд в сумме 5000 долларов, из которых 1700 было предназначено для победителя (весьма существенные суммы: в ценах 2024 года победитель получил бы 38 тысяч долларов, а призовой фонд в целом составлял бы 113 тысяч долларов). Гонка была омрачена спорным результатом и огромными финансовыми потерями для города. Из-за никудышной организации, городской бюджет потерял 22 000 долларов (т.е. около полумиллиона современных долларов): в частности, билетеры, приехав на трассу для продажи билетов, обнаружили тысячи болельщиков, уже занявших все места вдоль трассы. Повороты оказались практически непроходимыми из-за автомобилей участников, застревавших в песке. Гонщики, занявшие второе и третье места, опротестовали результаты. Билл Франс в этой гонке финишировал пятым.



На фото: молодой Билл Франс возле своего Форда 1935 года.

Вместе с Сигом Хогдалом, Франс уговорил клуб Daytona Beach Elks Club провести еще одно мероприятие - в сентябре 1937 года. Гонка прошла более успешно, но городской бюджет всё равно понёс убытки. Тогда Франс взял на себя организацию следующих гонок - в 1938 году, в июле и сентябре (где он занял второе место летом и победил в сентябре). В 1939 и 1940 годах им было проведено по три гонки. Франс финишировал четвертым в марте, первым в июле и шестым в сентябре 1940 года. А в 1941 году было проведено уже четыре мероприятия.



В 1942 году произошло нападение на Перл-Харбор и США официально вступили в войну. В это время автомобильные гонки не проводились, Билл занимался работой в компании Daytona Boat Works, а его жена управляла семейной автозаправкой.



После войны Франс решил сосредоточиться на продвижении автогонок Seminole Speedway, закончив карьеру автогонщика. К этому времени, он успел поучаствовать в шестнадцати соревнованиях в Дайтона-Бич, где им было завоёвано две победы и шесть финишей в Топ-5. В 1947 году Билл Франс организовал строительство гоночной трассы Окконичи. Билл, как гонщик и организатор, знал о проблемах автогонок: например, были случаи, когда промоутеры сбегали со всеми деньгами (призовыми и выручкой от продажи билетов зрителям). Франс инициировал переговоры о единых правилах, страховках и гарантий выплаты призовых с гонщиками, механиками и владельцами автомобилей, которые завершились 21 февраля 1948 года образованием ассоциации NASCAR.

К 1953 году Франс понял, что пришло время построить постоянную трассу с большим количеством мест для зрителей. 4 апреля 1953 года он предложил проект новой скоростной трассы под названием Daytona International Speedway. В 1956 году началось строительство этой трассы протяженностью 2,5 мили (4,0 км) для проведения того, что впоследствии станет новым главным событием серии - Daytona 500. Мероприятие дебютировало в 1959 году и с тех пор стало главной гонкой серии NASCAR. Позже Франс организовал строительство ещё одной гоночной трассы - Alabama International Motor Speedway открылась в 1969 году, а в 1989 году получила новое название: Talladega Superspeedway.



На фото: Билл Франс на трассе Daytona International Speedway (1959 год).


Трасса Daytona International Speedway в наши дни.
В 1971 году титульным спонсором NASCAR стала табачная компания R. J. Reynolds Tobacco Company, что изменило название серии с "Grand National" на "Кубок Уинстона". Менеджеры "Рейнольдс Тобакко" убедили Франса исключить все грунтовые трассы и гонки длиной менее 100 миль (160 км) из расписания NASCAR, и с 1972 года гонки ассоциации приобрели современный вид. Позднее Большой Билл передал бразды правления NASCAR своему сыну Биллу Франсу-младшему. "Большой Билл" Франс умер 7 июня 1992 года в своем доме в Ормонд-Бич во Флориде, после перенесенной болезни Альцгеймера, в возрасте 82 лет.

Что касается Форда 1935 года, на котором Билл Франс участовал в той самой гонке в Дайтоне, то он сохранился до наших дней:



Как я уже рассказывал в публикации о "фордовской "Двойке" (Deuce), с 1932 года Форды с двигателем V8 стали весьма популярны у любителей скорости. В каталоге 1935 года 3-оконное купе Ford было представлено так:
















За $565 (примерно 13 тысяч современных долларов) покупатель Ford Three-Window Deluxe Coupe получал стильную машину с двигателем V8 объёмом в 3,6 литра и мощностью 85 л.с., но с помощью доработок можно было добиться увеличения мощности в полтора раза! В "базе" автомобиль весил около 1200 кг, разгонялся до 60 миль/ч (около 100 км/ч) приблизительно за 20 секунд, а максимальная скорость составляла 85 миль/ч (около 135 км/ч)..

Масштабные модели Team Caliber серии "Centennial of Speed 1903-2003" продавались в своеобразных "коробочках-книжках", с познавательной информацией об истории американских автогонок:









Форд Билла Франса:







Сразу бросается в глаза, что у модели поворачиваются передние колёса. Эта "фишка" применялась также в моделях фирм AUTOart и Classic Carlectables, а также в некоторых моделях небезызвестной фирмы Cararama. С ними машинки получают сразу +100 очков харизмы. К большому сожалению, искусство оснащать модели поворотными колёсами ныне утеряно... Хочется верить, что не навсегда.




Помимо поворачивающихся колёс, машинка может позвастаться открывающимся капотом, и то, каким образом он открывается, впечатляет!







Но и это ещё не всё! У модели открываются двери, и даже... так называемое "тёщино место" (в оригинале эти дополнительные сиденья на месте современного багажника назывались "dickie seat")!




М-да, друзья... Что называется, "таких больше не делают"... Машинку хочется вертеть в руках, рассматривать и удивляться, а также умиляться и восхищаться. Есть, конечно, и упрощения, вроде простовато выглящего пластика дверных карт и сидений, но, на фоне остального, эти мелочи совершенно не раздражают.




В заключение - несколько традиционных фотографий с девушками-моделями:










К моделям автомобилей фирмы Team Caliber мы ещё вернёмся, а пока - благодарю за внимание!
Надеюсь, получилось  интересно.

сша, ford, фигурки, 1930-е, team caliber, 1:43

Previous post
Up