История автомобильной марки Jaguar началась с имени Swallow Sidecar Company, торгового названия компании Walmsley & Lyons, основанной в 1922 году для производства стильных колясок для мотоциклов. Её соучредителями были Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли. В мае 1927 года компания Swallow Sidecar объявила, что будет производить двухместные кузова на шасси Austin и Morris, а в 1929 году Джон Блэк из Standard Motor Company и Лайонс договорились об объединении своих предприятий, чтобы осуществить свою давнюю мечту - создать неповторимый спортивный автомобиль.
Работа закипела, и в октябре 1931 года компания SS Cars представила собственный автомобиль - SS 1. "Первый SS" представлял собой открытый двухместный автомобиль с откидным верхом, оснащавшийся 6-цилиндровыми двигателями, дизайн которого создавал лично Лайонс. За ним последовал SS 2 с более доступным 4-цилиндровым силовым агрегатом. Машины пользовались успехом и пришло время замахнуться на большее.
В апреле 1935 года Уильям Лайонс пригласил в компанию талантливого инженера Била Хейнса (Bill Heynes), который, вместе с немногочисленной командой помощников, менее чем за шесть месяцев спроектировал новое шасси с независимой передней подвеской. Это шасси создавалось под новый двигатель объёмом 2.6 литра с верхнеклапанной головкой блока цилиндров и мощностью 103 л.с. Новый двигатель и новое шасси прекрасно подходили для первого в истории компании четырехдверного седана (saloon). Мощный, отлично оснащенный седан стал краеугольным камнем в развитии компании на многие десятилетия.
1/43 SS Jaguar 2.5 Saloon фирмы Oxford
Название компании SS Cars (Standard Swallow - как наследницы Swallow Sidecars и Standard Motor Company), которое указывалось на автомобилях SS1 и SS2 после их коммерческого успеха, стало смущать Лайонса, т.к. часть названия - Standard, намекала на использование чужих шасси, тогда как новый автомобиль был полностью собственной разработкой компании. В начале 1935 года он решил найти более благозвучное название для своих новых автомобилей.
Компания Nelson Advertising, по просьбе Лайонса, подготовила целый перечень вариантов новых имён. Одно из них, Jaguar, сразу же бросилось заказчику в глаза, напоминая о гибкой кошке из южноамериканских джунглей. Однако Лайонс не хотел использовать в 1935 году имя Jaguar для всей компании и размышлял над возможностью использовать «звериное» имя только для одной модели. Видя колебания заказчика, Nelson Advertising пошли на хитрость, сообщив ему, что рекламная компания в Daily Mail уже началась.
Это сработало, и новый автомобиль получил имя SS Jaguar 2.5-liter Saloon.
1935 SS Jaguar 2.5 Saloon
Представить публике новый автомобиль нужно было эффектно, и организаторы не ударили в грязь лицом. 21 сентября 1935 года в Лондонском отеле Mayfair Hotel, за две недели до открытия Лондонского Мотор шоу прессе был представлен SS Jaguar 2.5 liter Saloon.
Гостей попросили указать цену, по которой, по их мнению, будет продаваться автомобиль, и средний результат их ответов составил 765 фунтов стерлингов. Фактическая же цена всего в 395 фунтов стерлингов стала приятным сюрпризом для многих покупателей.
Журнал The Motor в своем выпуске от 24 сентября 1935 года упомянул о выдающемся внешнем виде SS Jaguar, его превосходных динамических характеристиках и привлекательной цене.
11 октября 1935 года, в речи Лайонса перед акционерами в качестве председателя и управляющего директора компании, говорилось: "Этот новый автомобиль, который называется Jaguar и получил самый восторженный прием от всего бизнеса и общественности, был доведен до идеала. Он оправдал все наши самые оптимистичные ожидания, поскольку предполагалось создать автомобиль чрезвычайно высокого качества и производительности, который до сих пор ассоциировался только с самыми эксклюзивными марками автомобилей, по умеренной цене".
Основной моделью в линейке стал Saloon (седан), однако предлагался также и Tourer (drophead coupe, DHC) - автомобиль с откидным верхом. Автомобиль 1935 года выпуска имел несущее шасси, кузов на деревянном каркасе с металлическими кузовными панелями и два варианта двигателей: рядный шестицилиндровый объёмом 2,6 литра с верхнеклапанной головкой блока цилиндров мощностью 103 л.с., и рядный четырехцилиндровый 1.6 литра Standard мощностью 53 л.с.
Седан с 2,6-литровым двигателем разгонялся до 100 км/ч за 17 секунд, а максимальная скорость составляла 140 км/ч.
С октября 1937 года кузов автомобиля стал полностью металлическим сварным на стальном шасси.
Буклет SS Jaguar 2.5 Saloon 1937 года
Здесь следует сказать несколько слов о супруге основателя компании, миссис Лайонс. Со своим будущим мужем Грета Браун познакомилась в 1921 году, на приятельской вечеринке, где они вместе танцевали, а затем Уильям пригласил её на свидание, где прокатил на своём мотоцикле (который заводился, только когда ехал вниз по склону).
Лайонс рассказал ей о своем предприятии по производству мотоколясок с Уильямом Уолмсли в качестве делового партнера. К 1923 году дела с колясками Swallow пошли достаточно хорошо, и он сделал предложение Грете. Они поженились 15 сентября 1924 года.
Миссис Лайонс проявляла интерес к работе своего мужа, но никоим образом не принимала активного участия в повседневном управлении компанией. При этом, она оказывала Лайонсу огромную поддержку на протяжении всего их брака. У супругов родилось трое детей: Патриция (р. 1927), Джон Майкл (р. 1930) и Мэри (р. 1937).
Миссис Лайонс возле своего SS Jaguar 2.5
Грета ездила на различных автомобилях, произведенных SS и Jaguar, а 18 января 1937 года стала обладательницей нового 2½-литрового седана (номер шасси 12462). Со своим новым автомобилем, получившем номер CDU 700, миссис Лайонс участвовала в нескольких спортивных мероприятиях и, судя по всему, получала огромное удовольствие от этого.Она пользовалась этим автомобилем ежедневно, вплоть до 1946 года, когда его заменили на более новый экземпляр. Однако она не рассталась со своим первым SS Jaguar 2.5 Saloon, и он хранился в Уоппенбери-холле - в доме, который Лайонс купил для семьи в том же 1937 году.
1937 SS Jaguar 2.5 Saloon
1937 SS Jaguar 2.5 Saloon, принадлежавший миссис Лайонс
1937 SS Jaguar 2.5 Saloon, принадлежавший миссис Лайонс
Масштабная копия, изготовленной фирмой Oxford (артикул JSS002), автомобиля супруги основателя компании Jaguar Уильяма Лайонса, является одним из украшений моей коллекции.
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с номером CDU 700, изготовленная фирмой Oxford
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с номером CDU 700, изготовленная фирмой Oxford
Чувствуется, что модель делалась с душой и очень тщательно. Великолепный экспонат!
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с номером CDU 700, изготовленная фирмой Oxford
Единственное, что можно назвать в качестве недостатка - это неидеально приклеенные стёклышки передней оптики. Заметить это можно, лишь тщательно приглядываясь.
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с номером CDU 700, изготовленная фирмой Oxford
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с номером CDU 700, изготовленная фирмой Oxford
Очень приятно смотрится светлый салон и его деревянная отделка.
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с номером CDU 700, изготовленная фирмой Oxford
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с номером CDU 700, изготовленная фирмой Oxford
Пожалуй, больше и нечего сказать - всё прекрасно видно на фото. Остаётся только дополнить фотосессию снимками этой модели в компании фигурок.
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с фигуркой фирмы АМФорма
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с фигуркой фирмы АМФорма
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с фигуркой фирмы АМФорма
Масштабная модель 1937 SS Jaguar 2.5 Saloon с фигурками фирм Greenlight и NSM
Отмечу, что исторические автомобили интересны не только сами по себе, но и в контексте событий, которые происходили в то время. В 1935-37 гг. где-то (в США) пытались выбраться из Великой Депрессии, где-то (в СССР) был период индустриализации и репрессий, где-то (в Германии) готовились захватить мир, а в Британии мистер и миссис Лайонс занимались семьёй и семейным бизнесом, давшим автомобильной истории одно из самых известных имён.
На этом мой рассказ завершается. Надеюсь, получилось интересно. Благодарю за внимание!