"Бэтмобили", об одном из которых было рассказано в моей прошлой публикции - транспорт фантастический. Даже "Tumbler", который был построен по-настоящему и может передвигаться по реальным дорогам (говорят, его даже можно заказать и купить, нужны всего две вещи: миллион баксов и правильные знакомства в Голливуде), всё-таки, машина уникальная. Но и среди серийных (пусть "мелкосерийных") автомобилей встречались настоящие "бэтмобили".
Сегодня предлагаю полюбоваться на один из них: De Tomaso Mangusta, выпускавшийся с 1967 по 1971 год.
При написании постов всё чаще сталкиваюсь с тем, что очень многие вещи и люди, при более пристальном изучении темы, оказываются связаны друг с другом. Это очень интересно, однако, несколько затрудняет подготовку статей - ведь приходится ограничивать поток фактов и полёт мыслей, иначе публикации разрастаются до "беспредела" ))
Итак, сегодняшняя машинка - De Tomaso Mangusta. Это классический спорткар 1960-х, "золотой эпохи" автомобилестроения, которая пришла на смену "детройтскому барокко" и пришлась на мировой пик энергопотребления: бензин был дёшев, благосостояние людей росло, прогресс шёл вперёд - развивались инженерия, кибернетика, а кто-то, говорят, даже покорил Луну (но это не точно)... В США это десятилетие стало "эпохой мускул-каров", а в Европе 1960-е - это расцвет производства и продаж люксовых Gran Turismo и кабриолетов, суперкаров и машин попроще, инженерных изысков и культовых массовых малолитражек.
Биография гонщика и бизнесмена Алехандро Де Томазо (Alejandro De Tomaso, 1928 - 2003) достойна экранизации, столько в ней всякого. Например, его семья эмигрировала из Италии в Аргентину, а сам Алехандро был замешан в заговоре по свержению президента Перона, и вынужден был покинуть эту страну, снова обосновавшись в Италии. Там он женился на американке (!) и стал гонщиком команд Maserati и OSCA. Гоночная карьера Де Томазо продолжалась недолго, всего четыре года (1955-1959), и не принесла ему и его командам заметных результатов. В 1959 году он основал фирму De Tomaso Automobili SpA в г. Модена. Этот городок - родина Энцо Феррари, и расположен он в "Долине моторов" региона Эмилия-Романья, где расположены заводы Ferrari, Maserati, Lamborghini, Pagani, Ducati, гоночные трассы Имола и Мизано, а также испытательный трек Ferrari во Фьорано. Фирма De Tomaso специализировалась на строительстве прототипов и гоночных автомобилей на заказ (в 1970-м, например, его компания строила болид Формулы-1 для небезысвестного Фрэнка Вильямса).
Как бизнесмен, Де Томазо обладал недюжинной хваткой и успешно переманивал к себе специалистов и даже целые компании. Так, кроме нескольких сотрудников Ferrari, в компанию Алехандро перешёл Джан Паоло Даллара (Gian Paolo Dallara) из Lamborghini, а в 1968 году Де Томазо купил целое кузовное ателье Ghia, вместе с которым получил его главного дизайнера - Тома Тьяарда (Tom Tjaarda). Тогда же в Ghia делал свои первые профессиональные шаги молодой дизайнер Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro). Интересно, что в этот период владельцем Ghia был сын бывшего доминиканского диктатора Трухильо - Рафаэль (Raphael Trujillo). Ох, уж эти диктаторы!..
Помимо студий Ghia и Vignale coachbuilding, Де Томазо получил контроль над мотоциклетными фирмами Benelli и Moto Guzzi, автомобильной компанией Innocenti (основанной как ответвление British Motor Corporation для производства Mini в Италии), а в 1975 году стал владельцем компании Maserati, в которой когда-то работал гонщиком, и которую этой покупкой (при содействии итальянского правительства) спас от банкротства. Позже De Tomaso продал некоторые из этих приобретений: Ghia в 1973 году была продана компании Ford, а Innocenti и Maserati в 1993 году купил Fiat.
В 1963 году De Tomaso Automobili SpA выпускает свой первый "гражданский" спорткар - Vallelunga. Среднемоторный автомобиль базировался на 1.5-литровом двигателе Ford Cortina мощностью 104 л.с., и оснащался коробкой передач от Volkswagen Beetle. Силовой каркас кузова обшивался стеклопластиковыми панелями, и машина выглядела довольно симпатично. Мощности двигаителя зватало, чтобы разгонять "Валлелунгу" для 215 км/ч но конструкция оказалась "сырой" - выявились большие проблемы с конструкцией шасси и качеством сборки. В итоге, за четыре года на свет появилось лишь 58 автомобилей.
В 1965 Алехандро Де Томасо совместно с Кэрроллом Шелби (Carroll Shelby) работали над прототипом De Tomaso Sport 5000, который так и не стал серийным автомобилем. Однако, полученные наработки сильно помогли компании в дальнейшем. Работа над "Sport 5000" была прекращена из-за вовлечения Шелби в противостояние Генри Форда II и Энцо Феррари, поскольку его фирма строила Ford GT40 для побед в Ле-Мане.
Новую модель на замену "Валлелунги" Де Томазо пришлось доводить своими силами (а также силами инженеров и дизайнеров группы компаний De Tomaso), и в результате, в 1967 году появился автомобиль, который был назван Mangusta в честь животного, способного победить кобру - ту самую, что красовалась на эмблеме Shelby... Привет, Кэрролл! ))
Шасси Mangusta представляло собой существенно доработанную конструкцию предыдущей модели, а кузов спроектировал Джорджетто Джуджаро. Его самой эффектной частью были "Крылья" над двигательным отсеком.
Де Томазо и Кэрролл Шелби поддерживали приятельские отношения, поэтому первые 200 двигателей для новой Mangusta были поставлены фирмой Shelby. Сто пятьдесят автомобилей (европейская версия) оснащались двигателями Ford Windsor V8 объёмом 4,7 л и мощностью 306 л.с., а машины, предназначенные для экспорта в США, имели менее мощный двигатель - тоже Ford V8, но с объёмом 4,9 л и мощностью 220 л.с., чтобы соблюсти требования американского законодательства. Конструкция предусматривала полностью независимую подвеску и дисковые тормоза на всех колёсах. Двухместная машина массой около 1300 кг разгонялась до 100 км/ч за 4,9 секунды, а её максимальная скорость составляла 250 км/ч.
Интересно, что, специально для Билла Митчелла (Bill Mitchell), выдающегося американского автомобильного дизайнера, преемника знаменитого Харли Эрла, в то время - вице-президента по дизайну концерна General Motors, был построен один экземпляр De Tomaso Mangusta с двигателем Chevrolet V8 Small-block.
Билл Митчелл - человек-эпоха: 19 лет, которые он проработал в GM, называются его именем ("эра Митчелла). Он - создатель таких автомобилей, как Chevrolet Bel Air 1955-1957, Cadillac DeVille 1959-1984, Buick Riviera 1963-1967, Chevrolet Corvette 1961-1976, Chevrolet Camaro 1970-1981, Cadillac Seville 1976-1979...
Европейские "Мангусты" имели четыре круглые фары, а "американские" - выдвигающиеся прямоугольные. Все машины оснащались электрическими стеклоподъемниками и кондиционером, что в то время было редкостью в сегменте дорогих спорткаров.
Классификация спортивно-люксовых машин - вообще, тем зыбкая и расплывчатая К спортивным автомобилям относят двухдверные купе и родстеры, а также машины класса GT (следует различать дорожные Gran Turismo и гоночные GT), поэтому Mangusta выглядит "cвоей" рядом с Ferrari, Lamborghini и Maserati тех лет.
"Я - ужас, летящий на крыльях ночи"! (с)
В клипе австралийской певицы Kylie Minogue "Can't Get You Out Of My Head" 2009 года можно полюбоваться не только на красотку Кайли, но и на жёлтый De Tomaso Mangusta:
Click to view
Фирма Minichamps выпустила масштабную модель-открывашку De Tomaso Mangusta в нескольких вариантах. Модели красного, синего и чёрного цвета "металлик" предлагалась в подарочных боксах-шкатулках, а модели чёрного и жёлтого цвета - в традиционных баксах-витринах. Так как у модели есть крупные открывающиеся элементы (крылья над двигательным отсеком), для себя выбрал чёрную версию, на которой неизбежные щели между деталями менее заметны. Артикул этой модели - 940127121.
Это более позднее переиздание под брендом Maxichamps, и одна из их особенностей - обратное направление расположения модели на подставке относительно надписи.
Первоначально я планировал ограничиться небольшой фотосессией, не отсоединяя модель от подставки, тем более, что открыванию "крыльев" это никак не препятствует.
Но, затем, всё-таки, решил, что надо отснять машинку и без подставки тоже. Поэтому, извините, опять "многофото"... ))
Профиль в реальности и на столе:
Донышко очень классное. Намного сложнее, чем у большинства моделей.
Традиционные ракурсы:
Очень эффектная машинка. Кстати, совсем небольшая: её длина 4275 мм, ширина 1830 мм, высота 1100 мм. Ford GT40 получил числовой индекс в названии из-за высоты в дюймах (40 дюймов), но, на самом деле, его высота была чуть больше - не 1016, в 1029 мм. Mangusta была всего на 71 мм выше, чем GT40, но, при этом, она ниже, чем Ford GT, выпущенный в 2004 году (его высота составляет 1125 мм).
В реальности, на обычной улице De Tomaso Mangusta буквально "крадётся по земле":
На полке, рядом с LADA Largus, это выглядит так:
Поэтому, большинство людей увидели бы "Мангуста" сверху:
К сожалению, всё внутри у модели чёрное, поэтому даже при поднятых "крыльях" почти ничего не видно. Остаётся любоваться снаружи. Ракурс "снизу" в реальности получить очень сложно - придётся положить камеру на землю ))
Но, вид того стоит.
Девушки-модели всегда рады позировать рядом с такими машинами.
Симпатичная корма.
И ещё одна симпатичная корма.
Это просто "Вжух!" ))
Фигурки мангуста у меня нет, но есть кот. А кто мешает назвать кота Мангустом? Никто! Вон, у "Марвел" есть кот (который, на самом деле, флёркен) по имени Гусь, и ничего, нормально. Так что у нас сегодня особый гость - кот Мангуст:
Милота, правда? =^.^=
В 1971 году на смену Mangusta пришла модель De Tomaso Pantera. Инженерами были учтены ошибки и недостатки предшественницы, проведена работа по удешевлению производства и уменьшению себестоимости машины. Если количество изготовленных "Мангуст" составило 401 экземпляр, то "Пантеры" стали куда более многочисленными - их было сделано около 7000 шт. Концерн Ford, продававший De Tomaso Pantera через своих дилеров Mercury и Lincoln, приложил значительные усилия по улучшению качества сборки машин. В 1973 году "Пантера" получила титул "Лучшей иномарки США", обойдя Ferrari, Porsche, Lamborghini и других именитых конкурентов, а одну из "Пантер" даже купил Элвис Пресли.
Правда, купил он её не себе, а девушке по имени Линда Томпсон. С 22-летней победительницей конкурса красоты "Miss Tennessee Universe" Элвис познакомился летом 1972 года, вскоре после того, как развёлся со своей первой женой, Присциллой. В 1974 году он купил Линде, с которой они стали жить вместе, подержаную De Tomaso Pantera 1971 года за сумму $2400 (примерно $14 670 в своременных долларах). Говорят, эта жёлтая "Пантера" - тот самый автомобиль, в который Элвис однажды стрелял из револьвера.
Масштабной модели De Tomaso Pantera Элвиса Пресли в моей коллекции нет (она выпущена фирмой Greenlight, но не очень мне понравилась), а для следующего показа, я приберёг спорткар фирмы, с которой связана биография Алехандро Де Томазо. Не переключайтесь. ))
Благодарю за внимание!