Крылья и хвосты Харли Эрла

Oct 01, 2022 12:00

1959-й модельный год General Motors - тема для целой книги, а то и не одной. Модельный ряд GM этого года символизирует "Старую добрую Америку 1950-х" и вершину эпохи "Детройтского барокко" с её громадными автомобилями причудливых форм, украшенных сверх всякой меры хромом и даже позолотой, эру сверкающих "пуль" в радиаторах и "плавников" в хвосте. Это были времена "аэрокосмического дизайна", созданного знаменитым Харли Эрлом (Harley Earl, 1893-1969).

Сегодня на полке модель самого узнаваемого автомобиля 1959 года - Cadillac, в версии Sixty-Two Sedan (Six windows), изготовленная фирмой Spark.




После рассказа о "Розовом Кадиллаке Элвиса" модели 1955 года (см. предыдущую публикацию), логичным образом тему продолжает "Кадиллак" 1959 года - тем более, что кабриолет этой модели яаляется объектом сюжета комедийного боевика "Розовый Кадиллак" 1989 года с Клинтом Иствудом в главной роли. К моменту выхода этого фильма, образ "Розового Кадиллака", как кабриолета 1959 года, уже был устойчивым мемом, что подтверждается, например, видеоклипом 1986 года на песню "Geronimo's Cadillac" германского поп-дуэта Modern Talking:



Видеоклип ниже:

image Click to view



Эта песня интересна ещё кое-чем, помимо розового кабриолета Cadillac 1959 года. Многие задумывались, но мало кто знает, кто такой этот "Джеронимо", чей "Кадиллак" воспевают Томас Андерс и Дитер Болен? Оказывается, это целая история. Дитер Болен написал песню, просто взяв за основу рефрена расхожее словосочетание "Кадиллак Джеронимо", но его смысл - весьма далёк от соблазнения девушек.

Оригинальная песня "Geronimo's Cadillac" была написана в 1972 году Майклом Мерфи (Michael Murphey), и была посвящена Джеронимо - одному из лидеров индейцев-апачей, знахарю и шаману, долго вовевавшему с американскими войсками и совершавшему многочисленные набеги на форты белых колонизаторов. Мерфи однажды попалась на глаза фотография, которая была сделана 11 июня 1905 года на выставке, проводившейся для американской прессы, на ранчо, расположенном к юго-западу от Понка-Сити, штат Оклахома. На этом фотоснимке Джеронимо, тогда находившийся в тюрьме в Форт-Силл, снят сидящим в автомобиле.

Журнал American Songwriter за июль-август 1987 г. цитирует слова Мерфи: "Два образа вместе, Джеронимо и Кадиллака, просто поразили меня, прозвучав, как название песни. Это была вся ирония, которую я когда-либо мог придумать о нашей культуре в двух словах. Это было попытка сделать из него то, что мы определяем как цивилизованного человека и это было причиной, по которой его посадили в Кадиллак". (на самом деле, автомобиль на этом снимке марки Locomobile, а не Cadillac, но, теперь уже, "из песни слова не выкинешь").

image Click to view



Марка Cadillac была создана в самом начале ХХ века. У её истоков стоял выдающийся инженер Генри Лиланд (Henry Leland), который занялся автомобилями в качестве подработки - в рамках контракта на улучшение характеристик двигателя для автомобиля конструкции Рэнсома Олдса (Ransom Eli Olds), основателя компании "Oldsmobile". Тогда же, в первые годы ХХ века, детройтская компания Генри Форда (Henry Ford) "Detroit Automobile Company" приходила в упадок, и Лиланд, чья репутация сильно укрепилась после сотрудничества с Р. Олдсом, был приглашен исвесторами для оценки имущества банкротящегося предприятия. Сработаться с Фордом у Лиланда не получилось. Форд покинул созданную им фирму, а Лиланд, в итоге, открыл Cadillac Motor Car Company на "обломках" компании Форда.

Интересно, что спустя годы, в 1917 году, Лиланд покинул компанию "Кадиллак Мотор Компани", и основал другую автомобильную компанию - "Линкольн" (Lincoln Motor Company). В силу разных обстоятельств, в 1922 году "Линкольн" оказалась на грани банкротства, и теперь уже Генри Форд спас её, выкупив у Лиланда.

Также нельзя не упомянуть знаменитого дизайнера Харли Эрла (Harley Earl), основателя и руководителя отдела стайлинга корпорации General Motors, и его преемника (после ухода Эрла на пенсию в 1959 году), не менее известного дизайнера Билла Митчелла (Bill Mitchell). Существует байка, связывающая этих титанов автодизайна с "Кадиллаком" 1959 года:

Когда шла работа над внешностью новой машины, Митчелл предложил хвостовые "кили" невиданных размеров (в том числе, чтобы превзойти главного конкурента на рынке - Chrysler). Но, Эрл забраковал предложенные линии и потребовал существенно уменьшить высоту "килей" (чуть ли не на четыре дюйма). Митчелл, которому нравился собственный дизайн кормы нового "Кадиллака", пошёл на хитрость: втихаря увеличил "кили" на макете прототипа ещё больше, а на следующий день, в присутствии Эрла, демонстративно уменьшил их на требуемую величину, на самом деле вернув дизайн в исходное состояние.




С биографиями обоих выдающихся дизайнеров можно познакомиться здесь: Харли Эрл (в трёх частях) и Билл Митчелл.

"Кадиллаки" 1959 года были, как и ранее, были максимально роскошными и дорогими. Машины позиционировались, как предметы искусства для самых взыскательных представителей высшего класса. "Кили" же являлись "визитной карточкой" модельного ряда Cadillac 1959 года.




Ещё одной интересной гранью истории "Кадиллаков" и других американских автомобилей 1959 года является то, что в том же, 1959 году, в Москве, в рамках политики улучшения советско-американских отношений, в парке "Сокольники", была проведена Первая американская национальная выставка "Промышленная продукция США". На площади в 41 тыс. кв. м была представлена бытовая техника, оборудование для предприятий городского и коммунального хозяйства, транспортные средства и многое другое. Для выставки отвели территорию в 7 гектаров между третьей и пятой лучевыми просеками. Параллельно, в США была проведена выставка достижений СССР.

На выставке в Сокольниках произошло такое известное историческое событие, как "Кухонные дебаты" Никсона и Хрущева в павильоне № 2 на стенде компании General Electric (экспозиция "Современная кухня"), касавшиеся преимуществ советского и американского образов жизни и их материального выражения.

Артефактами этой выставки являются буклеты американской автомобильной "Большой Тройки" на русском языке, сохранившиеся у некоторых очевидцев тех событий. Страница "Кадиллака" поражала воображение (на фоне полупустых улиц советских городов, по которым, кроме грузовиков, иногда ездили легковые "Победы" и "Москвичи", изредка - правительственные "ЗИСы" и "ЗИМы", и только-только появившиеся "Волги" 21-й модели).







На картинке выше изображён шестиоконный вариант седана Cadillac De Ville. Также существовала 4-оконная версия, с плоской крышей и панорамным задним стеклом.



Розовый 4=оконный Cadillac Sixty-Two Sedan (Four window) - кадр из комедийно-фантастического боевика Джона Карпентера "Большой переполох в Маленьком Китае" (Big Triuble in Little China, 1986):



Всего же в 1959 году "Кадиллак" предлагал покупателям тринадцать вариантов на выбор: два кабриолета, три купе, шесть седанов (в том числе длиннобазный) и лимузин. Основная серия Sixty-two (Series 62) включала в себя четырехдверные хардтоп-седаны с плоской или покатой крышей, а также "двухдверки" с закрытым или открытым кузовом. Это были самые доступные машины - цена на них стартовала с отметки $4900 (около 46 000 современных долларов). В отдельную серию были выведены модели Fleetwood 60 Special (седан с улучшенной отделкой) Eldorado, Eldorado Brougham и Fleetwood 75.

В техническом плане автомобили были одинаковы. Для Sixty-two, базовой версии Fleetwood 60 и Fleetwood 75 предлагался 8-цилиндровый мотор объемом 390 куб. дюймов (6,4 л) и мощностью 325 л.с. В остальных случаях предлагался этот же мотор, оборудованный тремя карбюраторами и мощностью 345 л.с. Колесная база у всех автомобилей, за исключением лимузина Fleetwood 75, была одинакова и составляла 3302 мм. Машины были весьма немаленькими: длина составляла 5715 мм, а ширина - 2037 мм. Тем не менее, за счет приземистого силуэта (1379 мм в высоту) и стильного оформления, их внешний вид не воспринимался тяжеловесным.

Автомобиль массой 2 193 кг разгонялся до 60 миль/ч (97 км/ч) за 11 секунд, а максимальная сокрость составляла 122 миль/ч (197 км/ч).




Имелось семь вариантов внутренней отделки салона. В список стандартного оснащения были добавлены, по сравнению с моделями прошлого модельного года, карманы в спинке переднего сидения и тонированное заднее стекло. Устанавливаемый за доплату кондиционер имел режим рециркуляции: при повороте соответствующего рычажка прекращалась подача внешнего воздух в салон, что позволяло быстрее охладить его. Также, за доплату можно было установить тонированные ветровое и боковые стёкла и круиз-контроль:

Для включения круиз-контроля водитель утапливал вращающуюся кнопку слева от руля и держал её в нажатом состоянии до достижения необходимой скорости. Затем он поворачивал кнопку против часовой стрелки до тех пор, пока не начинал ощущать противодействие педали газа. После отпускания кнопки автомобиль сам поддерживал заданную скорость независимо от того, движется он в гору, с горы или по ровной поверхности.

Система автоматического переключения света фар с дальнего на ближний (Autronic-Eye) с 1959 года работала на более надёжных и долговечных транзисторах, в отличие от прежней конструкции на лампах. Очиститель ветрового стекла имел три скорости. Для окраски кузова была доступна палитра из 19 цветов, а также различные варианты двухцветных сочетаний.




Масштабная модель 1959 Cadillac Sixty-Two Sedan Six window, выпущенная фирмой Spark, выполнена в цвете Inverness Blue Poly (или очень похожем на него). Артикул модели - S2913.







Настоящий "олдскул" из смолы.




Профиль передан абсолютно точно:



Машина может нравиться или не нравиться, но её оригинальность и внушительность бесспорны.




Донышко очень неплохое для модели из смолы - даже имеет, похожий на настоящий, рельеф:




Попытка разглядеть салон (водительское место):




Вообще, модель очень реалистичная и нарядная.







Смотрится очень хорошо, даже отлично!










На таких машинах ездили аристократы, банкиры, мафиози, богатые промышленники и кинозвёзды.






















Думаю, на сегодня достаточно. К "Кадиллакам" мы ещё вернёмся, но позже. А в следующий раз посмотрим на более скромную машину из старого и не очень известного детективного телесериала.
Благодарю за внимание!

сша, фигурки, 1950-е, cadillac, spark, 1:43

Previous post Next post
Up