Буллит: тогда и сейчас

Jul 30, 2022 12:00

Пожалуй, самый знаменитый кино-"Мустанг" всех времён - это машина детектива Буллита из одноимённого фильма, вышедшего на экраны в 1968 году (в отечественной локализации "Детектив Буллит", оригинальное название: "Bullitt"), главную роль в котором сыграл Стив МакКуин. Автомобиль главного героя - Ford Mustang GT Fastback того же года, что и фильм. Масштабная модель этой машины выпущена фирмой Greenlight Collectibles, и сегодня мы увидим две её версии: "тогда" и "сейчас".




Фильм "Детектив Буллит" по сюжету и постановке не был чем-то выдающимся - средненький детективчик. Культовый статус кинокартине обеспечила 10-минутная погоня Буллита на зелёном Mustang GT за злодеями на черном Dodge Charger по улицам Сан-Франциско и за его пределами.





Съёмки происходили в эпоху задолго до появления компьютерной графики и, по большей части, по принципу "у нас есть только один дубль". К тому же, и режиссер Питер Йейтс, и сам Стив Маккуин настаивали на абсолютной реалистичности происходящего, то есть отказе от популярного приема с ускорением съёмки ради ощущения скорости и вообще показе чего-либо, кроме действий реальных людей за рулём реальных машин.

Эта сцена заложила современные стандарты качества съёмок автомобильных погонь, которым с тех пор следует вся киноиндустрия. В частности, на "Буллитт" равнялись авторы фильмов "Угнать за 60 секунд", "Исчезающей точки", "Братьев Блюз", "Смоки и Бандит" и других знаменитых автомобильных фильмов 1970-х годов. Секрет в том, что "Буллитт" как бы поместил зрителя в центр происходящего - показывая экшн не только снаружи, с разных ракурсов, но, и изнутри машин, участвующих в гонке, с действиями и эмоциями персонажей, молчащих всю погоню, а также используя вид от первого лица и того, что видят водители в зеркалах заднего вида. Если добавить к этому звуковую дорожку сцены, почти целиком состоящую из рычания двух V8 и визга восьми покрышек, то получится эпизод, который можно с удовольствием смотреть даже сегодня - немногие фильмы 50-летней давности могут похвастаться таким уровнем!

image Click to view



Стив МакКуин, будучи заядлым автомобилистом, принимал непосредственное участе в подготовке съёмочных автомобилей своего героя. Макс Балчовски (знаменитый своими "кастомами" серии Old Yeller), близкий друг Маккуина, которому поручили подготовку Mustang к съемкам, однажды поделился воспоминанием: "Стиву нравился звук машины и он хотел литые диски. Мы занялись внешним тюнингом потому, что Стив этого хотел. Он относился к этому, как ребенок".

Для съёмок в Ford Motor Company были приобретены два идентичных автомобиля Ford Mustang GT Fastback - даже номера кузовов шли подряд: VIN 8R02S125558 и VIN 8R02S125559. Цвет Highland Green, двигатель комплектации "S-code" (6,4 литровый 325-сильный V8 семейства FE с 4-камерным карбюратором) были на них с завода. Накладки на боковых треугольных окнах и литые колёсные диски American Racing Torq-Thrust были установлены в процессе подготовки машин ксъёмкам. Поскольку звук был важной составной частью сцен, штатные глушители были заменены прямыми трубами.



Помимо новых дисков и накладок на окна, машины кое-чего лишились: были демонтированы дополнительные фонари в решетке радиатора и эмблемы с конем, также исчезли все надписи "Mustang" и шильдики "GT". Доподлинно неизвестно, почему съёмочные "Мустанги" Буллита были лишены внешних идентификаторов. Считается, что это было сделано в соответствии с пожеланем МакКуина, который видел в машине "актера, а не реквизит".

По сценарию, автомобили в кадре должны были разгоняться свыше 170 км/ч и выдержать многочисленные прыжки по типичным для Сан-Франциско крутым улочкам, так что у Макса Балчовски было гораздо больше задач, нежели просто видоизменить Mustang внешне. Двигателям доработали головки блока цилиндров, перенастроили карбюраторы и установили электронное зажигание. Чтобы получить кадры с необычных ракурсов, использовали компактные кинокамеры Arriflex, для которых пришлось придумывать многочисленные предельно незаметные крепления. Одну машину оборудовали каркасом безопасности, усилили кузов и подвеску для прыжков и прочих трюков. Именно из этого экземпляра вели съёмки через лобовое стекло, а ещё его применили для постановки уничтожения Dodge Charger в конце погони - с правой стороны Mustang установили хитрое оборудование для буксировки, усадили в Charger два манекена и, благодаря операторской работе, сняли сцену, как Буллитт якобы сталкивает злодеев с дороги прямо в заправочную станцию.

Съёмки погони велись две недели. За это время первый автомобиль (VIN с окончанием 558) после всех каскадерских трюков был настолько поврежден, что его в итоге просто сдали на свалку. А вот второй экземпляр (VIN с окончанием 559), применявшийся, в основном, для съёмок сцен на большой скорости и крупных планов с Маккуином за рулем, после завершения съёмочного процесса был отремонтирован и продан.

Десятилетия о судьбе этого "Мустанга" не было известно ничего, кроме того, что анонимный третий владелец прекрасно осведомлен об истории машины и желает сохранять в тайне даже ее местонахождение. Несколько лет назад все изменилось.







Официально, автомобиль приобрел у дилера сотрудник Warner Brothers Роберт Росс, который в том числе просто ездил на нем на работу, о чем свидетельствуют студийные парковочные наклейки. В 1970 году автомобиль выкупил настоящий полицейский детектив Фрэнк Марранка из Нью-Джерси, получив от студии сертификат, подтверждающий, что автомобиль был изначально приобретен для съёмок в фильме Bullitt. Через несколько лет с прибавлением в семье, Марранка решил продать машину, чтобы купить более практичную машину для своей жены.

На его объявление откликнулся всего один человек: это был (тогда 26-летний) страховой агент Роберт Киэрнен из города Мэдисон, тоже в штате Нью-Джерси. Он подыскивал себе именно фастбэк Mustang GT 1968 года и за машину из знаменитого фильма отдал, как утверждалось, около $6000 - то есть почти вдвое больше, чем тогда стоил новый Mustang II 1974 модельного года и втрое-вчетверо дороже цены любого другого Mustang GT 1968 года. Он буквально влюбился в эту машину и вполседствии наотрез отказывался продать ее даже самому Стиву Маккуину, который неоднократно предлагал не только выкупить Bullitt, но и лично помочь с поиском аналогичного фастбэка 1968 года! До 1980 года на машине ездила, в основном, жена Киэрнена, Робби. Это была единственная машина в семье, но Роберт добирался в свой нью-йоркский офис в здании Всемирного торгового центра на поезде, так что автомобиль был нужнее его супруге.

Можно представить, что думали дети про свою учительницу младших классов, которая приезжала в школу на темно-зеленом Mustang GT без глушителей! В какой-то момент на машине появились даже именные номера "Bulitt". А по выходным семья Киэрненов ездила на этой же машине в путешествия по Новой Англии, что с учётом отсутствия шумоизоляции, спрятанных задних ремней безопасности, дыры в полу багажника от дымовой машины и других "особенностей" автомобиля было сурово даже в 1970-х.

Затем на Mustang вышло из строя сцепление и его поставили в гараж с пробегом всего 46000 миль. Роберт Киэрнен к тому времени стал руководителем и получил служебный автомобиль, а для жены купил практичный хэтчбек Plymouth Horizon. После смерти Стива Маккуина интерес коллекционеров к оригинальному Bullitt возрос и Киэрнаны решили просто скрывать от публики факт владения машиной, чтобы их меньше беспокоили навязчивые потенциальные покупатели. Кроме того, увлечение машинами немного отступило перед новым хобби Роберта - лошадьми. В следующие годы семья неоднократно переезжала и тихо перевозила автореликвию с собой: сначала на ферму под Цинциннати, потом на год оставили у друга в Кентукки и, наконец, в 1995 году Киэрнены забрали Bullitt на свою новую ферму в Нэшвилле, штат Теннесси (к тому времени, лошади уже стали основным делом семьи).

Там автомобиль и хранился до 2001 года без движения, но когда Ford предоставили свою первую инкарнацию серийного Mustang Bullitt, вышедший на пенсию Роберт и его 20-летний сын Шон вдохновились идеей возвращения оригинальной машины на дороги. Автомобиль разобрали… Увы, вскоре у старшего Киэрнена диагностировали болезнь Паркинсона и планы пришлось отложить. В 2008 году с выпуском второго серийного Mustang Bullitt, интерес семьи к их машине вновь вырос, но болезнь Роберта прогрессировала, дела Киэрненов по разведению лошадей и поддержанию фермы полностью навалились на Шона и, вновь, их Bullitt остался нетронутым… В 2014 году Роберт Киэрнен скончался и для Шона реставрация Bullitt приобрела особое значение - закончить работу в память об отце. Он продолжил работу в том же гараже на две машины, где машину разбирали.

Впрочем, настоящей реставрацией дело Шона назвать нельзя: его планом было вернуть Bullitt способность передвигаться и привести его внешний вид в то состояние, каким оно было после покупки в 1974-м. Так что, кроме капитального ремонта двигателя, замены ковриков и руля на аналогичные и общему приведению в порядок, никаких восстановительных работ, могущих испортить аутентичный облик, не проводилось. Даже рычаг КПП от Hurst, установленный детективом Марранкой, остался на месте. Правда, помятые ещё в 70-х детали передка заменили, не стараясь скрывать этот факт. Все работы вел лично Шон Киэрнен - и в память об отце, и для поддержания семейного секрета об обладании раритетом.

Тем не менее, он связался с Ford Motor Company и совместно ими был спланирован идеальный сценарий для первого публичного представления Bullitt с 1974 года: к 50-летней годовщине выхода фильма "Буллитт", на Детройтском автосалоне (в январе 2018 года), на стенде Ford красовался и оригинальный автомобиль, и новейшая, третья инкарнация серийного Mustang Bullitt!



К тому времени историческую ценность экземпляра верифицировали крупнейшие специалисты в отрасли - Кевин Марти (эксперт по Mustang и владелец агенства Marti Reports) и Маккил Хагерти (генеральный директор страховой компании Hagerty, разумеется, застраховавшей уникальный автомобиль). Более того, одновременно с публичным дебютом Bullitt #559 американская Ассоциация Исторических Автомобилей (Historic Vehicle Association) внесла машину в свой престижнейший реестр под номером 21 с такой формулировкой значимости: "...важен на основании связи с важной личностью и событием в американской истории и культуре. Дополнительно, (автомобиль) важен по причине своего в основном оригинального состояния без реставрации, которое информативно передает историю и как машины из кино, и как автомобильной иконы, исчезнувшей из поля зрения общества почти на полвека, в течение которых его активно искали. Машина обладает невероятной комбинацией связи с голливудской знатью и десятилетий добросовестного владения семьёй, скрывавшей ее секрет".

Два года Шон Киэрнен активно участвовал со своим Bullitt в разнообразных мероприятиях и, затем, пришло время найти нового владельца уникального Mustang. Продажу поручили аукционному дому Mecum, который специализируется на торговле мускул-карами. 10 января 2020 года на ежегодном аукционе в Киссимми, автомобиль предлагался весьма любопытным образом. С одной стороны, торги не предполагали резерва цены, то есть продавец расстаётся с машиной в любом случае, независимо от финальной ставки. С другой же, эксперты заранее сходились во мнении, что Bullitt станет самым дорогим Mustang в истории аукционов.




Представляя машину перед началом аукциона, Шон Киэрнен объявил, что, поскольку его отец купил машину за $3500 (интересно, что была названа эта цена,а не $6000, как до этого считалось), то и начнутся торги с этой суммы. Разумеется, в первые же секунды ставки выросли многократно, достигнув сначала $1 млн, затем $2 млн… ценник продолжил расти до $3 млн, а ещё через несколько минут, неподдельно возбуждённый аукционер Mecum обьявил итоговую стоимость: 3 миллиона 400 тысяч долларов. 10 января 2020 года Bullitt официально стал самым дорогим Ford Mustang в истории!

(при подготовке исторической справки был использован материал автора Aritusama на Drive2.ru)

Для коллекции мне хотелось приобрести версию модели "Мустанга" в комплекте с фигуркой Стива МакКуина, но застать её в продаже так и не получилось. Вместо этого, реализовался другой вариант. Он позволил сделать небольшой "фотокомикс", не связанный с сюжетом фильма и описанной выше истории реального автомобиля. Итак, прошу не судить излишне строго, "история в истории". Простой сюжет: забрали старенький "Мустанг" в ремонт, починили - и стал, "как новенький" ))

"Restoring story" (кликабельно):

1.
 2.
3.


4.
 5.
 6.


7.
 8.
 9.





Осталось показать обе версии масштабных моделей "Мустанга" детектива Буллита. Первый - условно "тогда", во времена, когда машина была новой. Артикул этой модели 86431.










На мой субъективный взгляд - красота!







Номера из фильма:







Немного портят впечатления "глухие" выхлопные трубы. Но машинка очень красивая.







Донышко тоже хорошее.




"Один в двух лицах":







Состаренная версия - условно "сейчас" (машина в том состоянии, как выставлялась на шоу и аукционе в 2020-м). Артикул этой модели 86437.










Вид сверху. Потёртости, ржавчина и выцветшая краска сделаны очень реалистично!







Спереди и сзади. Обращают на себя внимание номерные знаки (спереди табличка с подтверждением исторической ценности этого автомобиля, сзади - оригинальный "именной" номер, который использовала семья Киэрненов):







Выхлопные трубы, увы, тоже "глухие" )) Но, модель выглядит очень здорово!







Донышко идентично "глянцевой версии".




Вот такая "парная" история Самого Дорогого "Мустанга" В Истории.




В моей коллекции имеются и другие модели "Мустангов", но, поскольку они не связаны с кино, расскажу о них позже, когда-нибудь в будущем. А в следующий раз увидим ещё один "киномобиль" марки Ford.

В заключение - 10 минутное видео о том, как собираются современные "Мустанги" (в том числе, "Ford Mustang Bullitt Edition"):

image Click to view



Надеюсь, и сегодняшний рассказ получился интересным.
Благодарю за внимание!

кино, greenlight, 1960-е, 2010-е, сша, ford, фигурки, 1:43

Previous post Next post
Up