У каждого собирателя в коллекции есть экспонаты, которые более ценны, чем остальные. По какому критерию ценны - это уж каждый решает сам: в денежном выражении, как память или как раритет. Такие предметы принято называть "жемчужинами коллекции". У меня на полке стоит модель, которая является "жемчужиной" в буквальном смысле: довольно редкая модель редчайшего автомобиля, да ещё и настоящего перламутрового цвета.
Porsche 959 Gruppe B (прототип 1983 года, изготовленный мастерами Spark Models).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6821/1214795.1b/0_145782_39d9ef6e_orig.jpg)
Познакомился я с этим произведением германского инжиниринго-дизайнерского гения в 1984 году на страницах чешского автомобильного журнала "Svet Motoru" - кажется, он назывался именно так, и в какой-то "предперестроечный" период его можно было спокойно выписать. Большинство иллюстраций там были черно-белые, но был он гораздо интереснее привычного "За рулём", так как рассказывал о заграничных автомобилях. Удалось найти фотографию, которая воспроизводилась в той заметке про 959-й.
Примерно в таком же ракурсе - современное фото:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5646/1214795.1b/0_14577f_eb1361ae_orig.jpg)
История создания и серийного выпуска Porsche 959 хорошо известна, о масштабных моделях рассказывали коллеги
rocky_g (
здесь) и
twanger (
здесь). Коротко напомню основное (взято с сайта
московского Порше-клуба).
История этого проекта началась в 1980 году, когда в мировом чемпионате по ралли была утверждена новая "группа Б". Целый ряд компаний (Lancia, Peugeot, Audi, Ford) был привлечен очень либеральными требованиями - не было почти никаких ограничений, и можно было показать весь свой инженерный потенциал. Одно из немногих условий - выпуск 200 омолагационных экземпляров. Porsche не осталась в стороне - было решено построить настоящий суперавтомобиль. Техническая начинка была на высшем уровне: оппозитный 6-цилиндровый мотор обьемом 2, 85 л при помощи 2 турбокомпрессоров ККК выдавал 450 сил; на каждое колесо полноприводной трансмиссии приходилось по 4 амортизатора, контролируемых компьютером (еще он распределял крутящий момент между осями и мог изменять дорожный просвет); детали кузова были изготовлены из кевлара. Из любопытных моментов - комбинированное охлаждение двигателя: он оставался "возушником", но для головок блока цилиндров пришлось применить жидкостную систему охлаждения; у 6-ступенчатой КПП было 4 режима работы: сухая дорога, дождь, снег, бездорожье. На стадии доводки 959-й дважды участвовал в "Дакаре" и в 86 году занял 2 первых места в "абсолюте".
Тем временем оказалось, что "группы Б" больше нет: трагическая смерть нескольких пилотов и зрителей на ралли побудила федерацию автоспорта FISA закрыть ее. Компания оказалось в трудном положении, ведь оборудование для производства было готово, но в самом автомобиле уже не было никакого смысла. Тем не менее, закрывать проект тоже было не лучшей идеей - нужно было хоть как-то окупить большие затраты на разработку и выпуск. В период с 86-го по 88-й год произвели больше запланированных 200 штук, но точное количество неизвестно - встречаются упоминания о 250, 283 и даже 337 экземплярах.
На базе 959-го построили несколько гоночных прототипов 961, и они тоже оказались мертворожденными. В Ле-Мане эти машины показали хорошие, но никому не нужные результаты - у Porsche и так были сугубо гоночные модели 956 и 962.
Вклад 959-го в историю Порше и всего суперкаростроения очень велик. До него, ни изделия Lamborghini, ни Ferrari, ни Aston Martin и даже самой Porsche, не были столь прогрессивными в техническом плане. Современники (и наиболее близкие по динамике к 959) Lambo Countach и Ferrari F40 оставались суперкарами старой школы, в отличие от которых изделие немецких инженеров было гораздо более удобным в управлении и стабильным во всех режимах движения. Первыми этот опыт учли японцы, когда в 1989 году на конвейер встал Nissan Skyline GT-R (R32), также имевший несколько передовых электронных систем.
Проект 959 оказался убыточен, но заложенные в нем идеи окупились в 911-й серии: упрощенной трансмиссией со всеми ведущими оснащались 964-е (1989-1993) и последующие версии, современную систему турбонаддува в свое распоряжение получит линейка Turbo (964/993), схожий передок с фарами и воздуховодами пригодился для 993-х (1993-1998), воздухозаборники версии 996 Turbo (2000-2006) в переднем бампере и задних крыльях также напоминают ааналогичные у 959-й. Более того, фирменная адаптивная подвеска PASM (ставится на все нынешние Порше) является современным аналогом той сложной системы, что была впервые опробована на Porsche 959.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4808/1214795.1b/0_14577d_7266d351_orig.jpg)
Серийный (и омолагационный) автомобиль несколько отличался от прототипа, показанного на Франкфуртском автосалоне в 1983 году. Но именно он нравится мне больше всего, и именно его модель мне хотелось найти. В каком музее хранится этот прототип, я не знаю. Скорее всего, в Porsche Museum. :)
Модели Миничампс (и, тем более, из журнальной серии "Суперкары") меня совсем не впечатляли. А встретив однажды доступную для покупке "ту самую" модель от Spark, не раздумывал ни минуты.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15498/1214795.1b/0_145783_79c65121_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5608/1214795.1b/0_145787_e72003eb_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6608/1214795.1b/0_14578a_db7ece73_orig.jpg)
Да, это смола, и более того - модель имеет недостатки по части посадки колёс и оконных рамок. Но трогать её боюсь, так как глаза уже подводят, да и руки не самые умелые...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6611/1214795.1b/0_145784_16832b33_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15572/1214795.1b/0_145786_72d6dc7d_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15533/1214795.1b/0_14578d_c1707d_orig.jpg)
Несмотря на указанные недостатки, модель очень нравится. Пожалуй, это самый красивый из всех заднемоторных Porsche двадцатого века.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9491/1214795.1b/0_145788_4ac0f3d7_orig.jpg)
Донышко, для смоляной модели, проработано неплохо. А криво сидящими колёсами надо бы заняться. Позже. ))
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6845/1214795.1b/0_14578c_40a2958b_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6825/1214795.1b/0_145785_90e3411a_orig.jpg[/img][/url])
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/1214795.1b/0_14578b_e35fde0f_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3313/1214795.1b/0_14578e_876b16eb_orig.jpg)
Собственно, это всё, что у меня было показать на сегодня.
Спасибо за внимание!