В продолжение ко вчерашнему посту - ещё одна Matra, на этот раз спортивная. Talbot Matra Murena 1981 года, модель работы мастеров из IXO, приехавшая ко мне в той же посылке с подарками от "сам-себе-дед-мороза", что и Rancho.
В начале 70-х гг. компания Matra заключила союз с Chrysler-SIMCA, который приобрел большую часть ее акций. Первым результатом сотрудничества стала модель Bagheera ("Багира") с поперечным двигателем в пределах колесной базы. Для этого автомобиля использовали узлы и агрегаты легкового автомобиля SIMCA 1100, который, как мы помним, стал донором и для следующего творения Matra Automobile - "псевдоджипа" Rancho. Продавали машину, довольно успешно, под эмблемой Matra-Simca до 1980 года.
Главной особенностью Bagheera были установленные в один ряд сиденья для трех человек. Matra воспользовалась компоновкой с двигателем в пределах колесной базы, просто переместив мотор и трансмиссию переднеприводной SIMCA назад и сделав ведущими задние колеса. Каркас кузова представлял собой пространственную трубчатую конструкцию с усилителями в наиболее нагруженных местах по итальянскому образцу. Форму кузова создали своими силами, а для изготовления наружных панелей снова применили стеклопластик. При такой компоновке салона водитель оказывался "придвинут" к самой двери.
Места в салоне было так мало, что даже радиоприёмник был установлен вертикально, а разместиться с удобствами мог лишь водитель, для которого имелось отдельное сиденье. Для двух пассажиров (которые должны были быть не очень крупными людьми) справа от водителя предусматривалось общее и небольшое сиденье-диван. Как и все подобного рода автомобили, Bagheera могла иметь и более мощный двигатель и значительно лучшие характеристики. Поэтому при оценке машины всегда оставалось ощущение недостаточной мощности. Не изменилось оно и с появлением в 1979 г. 1,4-литрового мотора (по заказу его устанавливали с 1977 г.). Тем не менее, спрос на модель был очень высок. Всего было изготовлено 47802 Bagheera. Несколько последних ее экземпляров получили эмблему Talbot-Matra.
Основным недостатком (помимо малой мощности двигателя и тесноты салона) была слабая коррозионная стойкость кузова, а точнее, стального каркаса машины. С 1980 года "Багиру" сменила Murena, которая также была заднеприводным трехместным купе с двигателем в пределах колесной базы. Собирали новинку на том же заводе в Роморантене (Romorantin), но из-за смены хозяина компании (Chrysler продал ее французской Peugeot и напоминаний о SIMCA не осталось) автомобиль получил эмблему Talbot, хотя большинство людей называло его просто Matra.
Важным моментом было то, что стальной каркас "Мурены" был полностью оцинкован и производитель давал шестилетнюю гарантию от коррозии. Фактически, Murena являлась первым автомобилем с полностью оцинкованными деталями всей ходовой части. По всем показателям, новая модель была лучше предшественницы. Новый, заново спроектированный корпус обладал очень хорошими аэродинамическими характеристиками для своего времени. Базовым двигателем являлся 2,2 л мотор производства Chrysler France, который также устанавливался на представительский седан Talbot Tagora. Этот двигатель мог оснащаться так называемым комплектом «S-kit», увеличивавшим мощность до 142 л. с. Первоначально он устанавливался местными дилерами, но в дальнейшем мог быть заказан прямо с завода. Максимальная скорость машины с базовым двигателем составляла 197 км/ч (210 км/ч у S-версии), а время разгона до 100 км/ч было равно 9,3 секунды (8,4 с у S-версии).
Рационализация группы Peugeot-Talbot в начале 80-х гг. привела к тому, что компания Matra была вынуждена свернуть выпуск Murena уже 1983 году из-за прекращения производства ее двигателя. Но сохранившиеся связи с Renault позволили загрузить освободившиеся мощности для изготовления универсала повышенной вместимости Espace. Всего было выпущено 5 640 "Мурен" с двигателем 1,6 л; 4 560 шт. с двигателем 2,2 л; и 480 шт. версии Murena S.
В мартовском номере всенародно любимого журнала "За рулём"за 1981 год, в рубрике "В мире моторов" был опубликован материал под названием "Болезнь и осложнения", посвященный тяжёлой ситуации в автомобильной промышленности стремительно разлагающегося капиталистического Запада. В числе иллюстраций к этой статье была и малюсенькая фотография неведомой марки "Тальбо-мурена":
Чуть позже, в 83-м году мне довелось походить в автомодельный кружок при ДОСААФ, где несколько ребят пытались построить гоночную трассу с машинками в масштабе 1/24. Для выбора прототипов своих "лошадок" нам выдали стопку журналов "ЗР" и "Моделист-конструктор". Тогда-то я и наткнулся на эту загадочную "Мурену". Кроме фотографии и габаритных размеров в табличке, информации о машине не было, поэтому лепить пришлось "из головы". Каюсь, доделать до конца так и не смог, но и выбросить уже сделанное тоже не решился - так и валялось в коробке. Удивительно, но древний эпоксидный монстр всё-таки смог дожить до встречи с настоящей масштабной копией:
Ну а теперь, собственно, сама модель "Мурены" от IXO: аккуратная, точная, безошибочно узнавамая. Травлёные дворники, тонкая антенна, есть номерные знаки, а главное - роскошный металлик цвета "морской волны".
Очень хорошо проработан салон: огромное заднее стекло позволяет видеть крышку двигателя с петлёй и защёлками.
На водительской двери стекло отсутствует, чтобы можно было разглядеть салон получше. На приборной панели очень качественно нарисованы приборы (к сожалению, на фотографии это плохо видно).
Машина эффектная и модная. Спереди - MURENA...
...сзади - TALBOT MATRA.
Хотелось как-нибудь показать миниатюрность автомобильчика, поэтому пригласил ассистента. Тот явился "не при параде", негодник:
Поэтому в фотосессию с "Ягуаром" (честное слово, зверинец какой-то!) негодник не попал:
Вот такая история. Спасибо за внимание!