Кстати, я вот подумал: а ведь мало пользы, мало добра от того происходит, что наши дети-подростки общаются почти исключительно со своими сверстниками!
Не то было в веке 18-м (да и в 19-м... да и в начале 20-го ещё)! Тогда образованные классы не просто рядили детей во «взрослые» костюмы (см. прикреплённые картинки), но и приучали жить в обществе, то есть общаться, взаимодействовать со взрослыми людьми. Так дети набирались от старших уму-разуму, перенимали от них хорошие манеры, умение вести беседу и другие полезные социальные навыки.
Иван Яковлевич Вишняков. Портрет Сарры Виллимовны Фермор. Ок. 1750 г. Государственный Русский музей имени императора Александра III (Санкт-Петербург)
А ныне мы отдали наших детей на откуп несовершенству их возраста. И вот они часами торчат перед экранами, обложившись «гаджетами», отстранившись от мира (живого, человеческого мира) - и «тусят»! А потом мы удивляемся, отчего наши дети растут такими ничем не интересующимися дикарями, социопатами и двух слов связать не могут! Удивляемся, почему юноши и девушки не умеют держать себя, сутулятся, не знают, куда руки деть и, говоря с собеседником, смотрят куда-то в сторону.
Иван Яковлевич Вишняков. Портрет Вильгельма Виллимовича Фермор. Ок. 1750 г. Государственный Русский музей имени императора Александра III (Санкт-Петербург)
Как переломить сию опасную тенденцию?
Недавно в Париже, на танго-вечеринке (у нас, у тангеро, такие вечеринки носят особое название - «милонга»), я приметил одну девицу (и прехорошенькую!) лет четырнадцати. Она прекрасно танцевала танго. Я её тотчас пригласил, разумеется. Мы прокружили на площадке положенные три танца, после чего девица учтиво поблагодарила меня, но от второй тройки танцев (с пылу предложенной мною) - отказалась. «С удовольствием, но только не сейчас. Ведь это будет невежливо по отношению к другим кавалерам», - ответила юная тангера.
Что скрывать: я поразился её стройной осанке, благовоспитанности и социальной, так сказать, мудрости. Навёл о ней справки. И оказалось: она - дочь известной в Париже преподавательницы танго. Так мать с младых ногтей приучает её и к танцу, и к жизни в обществе.
По-моему, идея отличная. И стоит того, чтобы взять её на вооружение другим родителям, у которых дети подрастают.
«Дети в маскарадных костюмах»
Рисунок пастелью Бориса Михайловича Кустодиева. 1909 г.
Изображены дети художника Кирилл (1903-1971) и Ирина (1905-1981) в костюмах по мотивам Антуана Ватто, сшитых Ю. Е. Кустодиевой.
Этот рисунок был помещён на обложку книги Ольги Сергеевны Муравьёвой «Как воспитывали русского дворянина» (Санкт-Петербург: журнал «Нева», «Летний Сад», 1998 год).
Прочитанная ещё в отрочестве («sed ego adulescentulus initio...» - если вспомнить Саллюстия), эта книга произвела на меня грандиозное впечатление.