«Корпорация «Святые моторы» (Holy Motors, Л.Каракс, 2012 г.)

Dec 01, 2016 11:04

Вот и добрались мы до творчества Лео Каракса, вот и позволили ему безнаказанно поглумиться над нашим сознанием и усомниться в собственной здравости. Ну а как вы хотели? Только мейнстрим смотреть с триединым местом-временем-действием, с адекватными персонажами и с развязкой, расставляющий все точки над «и»? Ха, держите карман шире.



Очередная ипостась Оскара, господин Мерде - оммаж режиссера самому себе, отсылка к собственному прошлому фильму, автофелляция, как сказали бы специалисты. Мендес ничо так, да?

С первых минут картины режиссер начинает методично спиливать зрителю крышку черепа при помощи тупой ржавой пилы и выковыривать его мозг в миксер, потом взбивает его с равных долях со сливками и машинным маслом, сдабривает ломтиками пенопласта, мелкими гвоздями и живыми лягушкам, держит 15 минут на слабом огне, а потом возвращает назад в череп зрителя: живи дальше, дорогой друг, и пытайся увидеть мир чуть под другим углом, ну или хотя бы понять, что вам на экране показывают. А на экране - сюр, адъ и игра с сумеречным сознанием, пятый сон Веры Павловны после пьяного секса с Кафкой, Босхом и Линчем, хотя некоторые кинокритики и нашли какой-то связный мессидж в череде разнокалиберных сцен.



Новая локация, новый грим, новая роль. Ничего не понятно.

Итак, кратенько о том, что мы могли бы принять за сюжет: некий мсье Оскар путешествует по Парижу на длинном лимузине и по заданию неведомого заказчика выполняет какой-то квест: совершает ряд встреч с разными людьми. Для каждой встречи Оскар перевоплощается и внешне и внутренне и сложно сказать, когда он выглядит омерзительнее - в гриме или без оного, ведь играющий Оскара Дени Лаван это вам не юный Брэд Питт. Надежда на то, что к концу картины все встречи Оскара окажутся как-то связаны между собой и паззл соберется, накрываются медным тазиком: всё тлен, суета и смысла ни в чём нет. К ночи квест заканчивается, Оскар получает суточный гонорар и возвращается домой, где, как мы полагаем, уж точно должен бы снять все маски и оказаться самим собой. Но вот и тут у меня уверенности нет.



Ну теперь-то мне ясно, с кого авторы "Люди в черном-3" рисовали Бориса Животное.

Что безусловно меня впечатлило, так это та ловкость, с которой Оскар раз за разом снимал с себя маски, когда мне, наивному горскому юноше, казалось, что вот, теперь-то он - настоящий, весь грим соскоблен, парик снят и все альтер эго смыты в унитаз, сейчас он устало закурит и, ломая четвертую стену, грустно поведает зрителям про то, как ушатался во время квеста, как мучается от изжоги, поноса мигрени, что завтра срок выплаты ипотеки, а денег кот наплакал, что детей хорошо бы отправить в колледж, а жену в Ниццу, но дети - неблагодарные дебилы, а жена - сука и стерва.



Сцена прощания племянницы с умирающим дядей до последнего выглядит трогательной. Ну то есть почти до последнего.

Но нет, не так просты Лео Каракс и его Оскар. В момент, казалось бы, полной искренности и открытости Оскар начинает ковыряться у зеркала и мы понимаем, что и сейчас его лицо было ненастоящим, с накладными бровями и зубами, и что под ним есть еще одна сущность, может быть настоящая, а может и нет.



Вишенка на этом абсурдном торте из сюра со сливками - убийство Оскаром своего двойника и попытка замены личности. Один, распинающий Одина же во славу великого Одина, уроборос артхауса - вот что это такое. Этот фокус настолько понравился режиссёру, что парой минут спустя Оскару снова пришлось прикончить себя же, но уже в другой ипостаси, из прошлых квестов. Яду мне, яду!

Мессидж, видимо, именно в этом, в слишком большом количестве масок на наших лицах, которые мы надеваем поутру для того, чтобы позавтракать с любимым человеком/детьми (и не убить их сразу же. Бесят!), доехать до работы, там 8 часов делать вид, что получаешь удовольствие от сбора хлопка на алабамской плантации и снова ехать домой в очередной маске. Дважды в фильме мне показалось, что Оскар отклоняется от сценария заказчика: при перестрелке в уличном кафе и в случайной встрече с бывшей возлюбленной Эвой, но, похоже, в этих случаях Оскар импровизировал, играя еще какие-то роли, может, из прошлых квестов.



В этой сцене Оскар меньше всего притворятся. Странно. Это ж настоящая женщина из его прошлого со всеми этими "как я выгляжу?", "а ты меня любил, ну тогда?" Тут надо врать напропалую и играть вдохновенно, как сорок тысяч безруковых.

В общем, сказать, что я ничего не понял по итогу фильма - сильно себе польстить. Но впечатлило. Тем, у кого нет денег на синий метамфетамин, от Линча уже не колбасит, а встряхнуть сознание хочется - надо повышать дозу, смотреть Лео Каракса. Пропрёт дня на три.

Тем, кто осилит картину и останется в здравом уме - вэлком, перескажите мне христаради, про что фильм-то?

image Click to view



Аккордеонное переосмысление старой Let my Baby Ride позволяет понять мессидж режиссёра: они все там в своём Париже ..бнулись.



Трэш угар и mamamia, С нами Босх, Ахтунг наших дней, Еще неплохие фильмы, Культурка

Previous post Next post
Up