Ситуация серьезно ухудшилась после 1690 г., когда в битве при Качанике турки разбили войска австрийцев, поддержанные восстанием сербов. После этого поражения по призыву печского патриарха Арсения III в 1690 г. начались массовый исход православного населения с территорий Косова, Южной и Центральной Сербии и его переселение за Дунай, на территорию Австрийской монархии. Этот исход вошел в историю как Великое переселение сербов.
Его результатом стали расширение территорий проживания сербов на севере: Банат, Срем, Бачка и Каранья были заселены сербами, которые пришли на место покинувших этих земли в XVI в. венгров. Южносербские территории были опустошены. Из Космета по призыву Арсения III эмигрировало около 37 тыс. семей. Исход сербского населения продолжился и в первой половине XIII в., особенно после поражения австрийцев в австро-турецкой войне 1735-1737 гг.
На освободившуюся послу ухода сербов территорию с конца XVII в. началось постепенное переселение албанцев, которые значительно эффективнее интегрировались в социально-политическую систему Османской империи. К XVIII в. около половины албанцев приняли ислам, горцы активно привлекались на военную службу в турецкой армии, в том числе в корпусе янычаров. Албанцы также были представлены в высших органах власти империи и даже нередко занимали пост великого визиря.
Продолжавшийся на протяжении веков процесс изменения этнического состава населения Косова привел к возникновению сербо-албанского противостояния. Серьезно осложнило этот процесс ослабление позиций православной церкви на территории Османской империи, которая уже в XVIII в. перестала быть центром национального единения и освободительного движения сербов. В 1766 г. Печский патриархат был упразднен. К середине XVIII в. прекратилась и экспансия Габсбургов на Балканы. Все это в комплексе способствовало упадку сербского национального движения и его перемещению в Северную Сербию, в Белградский пашалык, который с начала XIX в. становится центром национального возрождения Сербии.
Белградский пашалык (Смедеревский Санджак) - территория Османской империи, расположенная в районе современной Центральной Сербии.
Тем не менее в Космете, несмотря на продолжающийся рост доли албанского населения, особенно в западной части области, еще в середине XIX в. путешественники отмечали преимущественно славянский характер населения Метохии, причем особенно заметным было сербское доминирование в городах.
Кардинальные изменения в развитии косовского вопроса происходят во второй половине XX в., когда с одной стороны, формируется албанское национальное движение, с другой - меняется политическая и цивилизационная роль, которую в течении веков играла на Балканах Турция.
продолжение следует ... По материалам книги Е.Г. Пономарева "Проект Косово": мафия, НАТО и большая политика