Продолжаем публиковать перевод
эссе William McCants о лидере исламского государства Аль-Багдади: Часть III. Студент.
Семья Багдади во многих отношениях представляла собой сгусток различных политических и религиозных взглядов, без которых в Саддамовском Ираке было сложно выживать. У них были связи не только с партией Баас. Некоторые члены семьи Багдади, не исключено, что и его отец, были салафитами. Салафиты - сторонники радикальных строгих форм суннитского ислама, который широко распространен в Саудовской Аравии и по всему ближнему востоку, включая Ирак, где салафизм имеет глубокие корни. Муххамад ибн Абд Ваххаб, основоположник саудовской ветки салафизма, предположительно обучался в иракском городе Мосул в 18 веке. В Ираке салафизм получил свое распространение уже в 20 веке благодаря миссионерам.
Большинство салафитов проповедуют строгое следование корану. Саддам видел в салафитах угрозу светскому государству. Когда в 1970 годы салафиты стали вести миссионерскую деятельность в Ираке, Саддам начал сажать их представителей в тюрьму за незаконную организацию деятельности. Правда в 1980е во время войны с Ираном Саддам пошел им на уступки, потому, что ему нужна была поддержка суннитского меньшинства в Ираке, которое включало и салафитов.
Но в 1990г, спустя два года после окончания войны с Ираном, Саддам принудил салафитов подписать обещание не вовлекать иракцев в салафизм.
Приблизительно в это же время, Садам стремясь привлечь на свою сторону религиозные слои населения Ирака, основал в 1989 году Исламский университет им. Саддама Хусейна. Этот университет оказался одной из многочисленных попыток Саддама, поставить религию на службу укрепления своей власти. В 1993 году Саддам, заигрывая с религиозными консерваторами, провел кампанию которую он назвал «Вера», во время которой начали закрывать ночные клубы, запрещать публичное распитие алкоголя, и ввел суровые меры за кражу - отрубание ступни или кисти руки - как это предписано в священном писании.
В 1994 году на заседании кабинета министров Саддам признался, что его прежние опасения относительно наказаний по шариату были безосновательными. Такие наказания, по его мнению, могли бы отвратить намерения совершать преступления. За скобками осталось то, что такие наказания могли бы держать в покорности его подчиненных, в то время как он бы зарабатывал образ защитника веры.
Частью кампании «Вера» стало поощрение к изучению Корана, а также выделение средств на обучение 30 000 человек, которые потом могли бы популяризировать Коран. Также Садам пожертвовал 28 литров своей крови, которая должна была служить чернилами для Священного писания, который должен храниться в багдадской мечети «Мать всех битв».
Возможно именно «Вера» и определила дальнейшую судьба аль Багдади. Изначально Багдади хотел изучать право в Багдадском университете, но имея низкий бал в средней школе - Багдади практически не давался английский - вместо закона светского, Багдади начинает изучать закон божий.
Багдадский университет Багдади закончил в 1996 году. После его окончания он поступил в Исламский университет, где он начал обучаться на толкователя Корана.
Несомненно, что связи его семьи с партией Баас, позволили Багдадли учиться избирательно. Дипломная работа Багдади представляла собой комментарий на средневековый текст по кораническому чтению. Ему необходимо было просто увязать различные версии манускрипта. Скучная, не требующая воображения тема - прекрасная работа для догматика. Он получил свою степень магистра в 1999 году и подал документы на доктора богословия.
Еще во время обучения в школе, дядя по отцу, Исмаил аль Бадри, настоял, чтобы аль Багдади присоединился к братьям мусульманам. Многие из иракских братьев-мусульман, включая тех, с кем сошелся Багдади, были мирными салафитами, которые хотели, чтобы государство изменило светскую основу на религиозную, но при этом были противниками мятежей и насильственных переворотов. Но Багдади довольно быстро примкнул к тем группам салафитов, которые выступали за насильственное устранение светского государства и призывали к джихаду. Старший брат Багдади, Джума, был одним из членов такой группы салафитов, как, собственно, и духовный наставник Багдади, Мухаммед Хардан, который был еще и членом организации братьев-мусульман, сражавшийся на стороне афганских моджахедов в во время войны против ОКСВ (ограниченный контингент советских войск) в Афганистане.
Багдади вдохновлялся поступками тех Братьев Мусульман, которые встали на путь джихада. Под их влиянием он стал нетерпимым к мирной ветви братьев-мусульман, которых он определил как людей слова, но не дела
К 2000 году Багдади полостью созрел для малого джихада.
продолжение следует...