Оригинал взят у
kolganov_su в
Главный вопрос в размышлениях К.Э. Циолковского Э.В. Ильенков в работе "Космология духа"
формирует посыл на культуротворческую роль науки. Т.е. дополняет извечный вопрос науки "Как?" вопросом "Зачем?".
"Космология духа" написана во второй половине XX века, что важнее, имеет некую незаконченность мысли о бесконечности развития. Задача преодоления тепловой смерти вселенной решается с уничтожением мыслящей формы материи. Что формирует некую зацикленность - [вселенная рождается, мышление развивается, вселенная остывает, мыслящая материя согревает вселенную, но гибнет сама]; следующий цикл.
Сегодня хочу познакомить с работой А.Л. Чижевского "Теория космических эр", которая является записью беседы с К.Э. Циолковским в 1932 году. Циолковский не старался выдержать сугубо научный подход, размышляя свободно. Однако ставил очень близкие вопросы:
Есть вопросы, на которые мы можем дать ответ Пусть не точный, но удовлетворительный для сегодняшнего дня. Есть вопросы, о которых мы можем говорить, которые мы можем обсуждать, спорить, не соглашаться, но есть вопросы, которые мы не можем задавать ни другому, ни даже самому себе, но непременно задаем себе в минуты наибольшего понимания мира. Эти вопросы: зачем все это?
...
Зачем существует материя, растения, животные, человек и его мозг, тоже материя, -требующий ответа на вопрос: зачем все это? Зачем существует мир, Вселенная: Космос? Зачем?
...
Вот этого я не знаю, хотя, конечно, хотел бы знать. Вопрос же сводится все к тому же: зачем и почему существует этот мир, ну и, конечно, все мы, то есть суть материя. Вопрос этот прост, но кому мы его можем задать? Самим себе?
Появляется тот самый вопрос "Зачем?". Зачем мы существуем, зачем существует мир?
Следом за ним Циолковский рисует следующей шаг по лестниц восхождения исторического позитивизма.
Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о судьбе из-за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель. Не доросшие до такого понимания вещей люди говорят о том, чего не существует, что делает меня каким-то однобоким техником, а не мыслителем. Так думают, к сожалению, многие, кто говорит или пишет о ракетном корабле. Не спорю, очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться по мировому пространству. И ради этого расселения я хлопочу. Будет иной способ передвижения в космосе, приму и его... Вся суть в переселении с Земли и в заселении Космоса. Надо идти навстречу, так сказать, космической философии!
И проблематизирует колоссальный рост технологических возможностей при неразвитости человека. Т.е. намечает вопрос о развитии собственно человека.
Ну, представьте себе, что мы бы вдруг научились вещество полностью превращать в энергию, то есть воплотили бы преждевременно формулу Эйнштейна в действительность. Ну тогда при человеческой морали, пиши пропало, не сносить людям головы. Земля превратилась бы в ад кромешный: уж люди показали бы свою голубиную умонастроенность, камня на камне бы но осталось, не то что людей. Человечество было бы уничтожено! Помните, мы как-то говорили с вами о конце света. Он близок, если не восторжествует ум!
Поднимает вопрос о необходимости мышления для вселенной коль скоро оно сформировалось.
И тут же задаем себе вопросы: каково отношение количества мыслящей материи к немыслящей ... и получаем совершенно незаметную величину, даже с учетом тех геологических периодов, когда жил человек. В мире неизмеримо больше камня, чем мысли, больше огня, чем мозговой материи. Тогда мы ставим такой вопрос: да уж нужна ли природе мозговая материя и мысль человека? А, может быть, она - мысль, сознание - не нужны природе? И такой вопрос можно поставить.
Но раз она существует, значит, она, мысль, нужна природе. Вот тут-то и начинается история с географией, мы приближаемся к сути всего сущего. Как вы в ваших стихах. Существование в природе мозгового аппарата, познающего самого себя, конечно, в известной мере есть факт величайшего значения, факт исключительный по своему философскому, познавательному значению. Хочу, чтобы вы поняли мою мысль: раз в природе существует мозговой аппарат человека, а для этого природе понадобились миллиарды лет, значит, он природе необходим, а появляется только возникшим в результате долгой борьбы (пусть случайной, а не направленной) природы за существование в космосе человеческой мысли...
Уточняет направление развития человека.
Человечество как единый объект эволюции тоже изменяется, и, наконец, через миллиарды лет превращается в единый вид лучистой энергии, то есть единая идея заполняет все космическое пространство. О том, чем будет дальше наша мысль, мы не знаем.
И подходит, собственно, к смыслу существования: восхождение и потребность вселенной в человеке, как творце. Изменяясь, человек будет преобразовывать вселенную в новые высшие формы.
Человек постепенно перерождается, - из жалкого просителя он становится в воинственную позу и начинает требовать: дескать выкладывай, мать-природа, всю истину. Так заявляет о себе новая космическая эра, к которой мы подходим, медленно подходим, но верно. <...> Вступление в космическую эру человечества - это поважнее, чем восшествие на престол Наполеона Бонапарта. Это грандиозное событие, касающееся всего земного шара, это робкое начало расселения человечества по космосу.
Космическое бытие человечества, как и все в космосе, может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать ее длительность тоже, очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займет десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество полностью ответит на вопрос: зачем, и сочтет за благо включить в действие второй закон термодинамики в атоме, то есть из корпускулярного вещества превратится в лучевое. Что такое лучевая эра космоса мы ничего не знаем и ничто предполагать не можем. Допускаю, что через многие миллиарды лет лучевая эра космоса снова превратится в корпускулярную, но более высокого уровня, чтобы все начать сначала: возникнут солнца, туманности, созвездия, планеты, но по более совершенному закону, и снова в космос придет новый, более совершенный человек... чтобы перейти через все высокие эры и через долгие миллиарды лет погаснуть снова, превратившись в лучевое состояние, но тоже более высокого уровня.
Пройдут миллиарды лет, и опять из лучей возникнет материя высшего класса и появится, наконец, сверхновый человек, который будет разумом настолько выше нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Он уже не будет спрашивать: почему, зачем? Он это будет знать и, исходя из своего знания, будет строить себе мир по тому образцу, который сочтет более совершенным... Такова будет смена великих космических эр и великий рост разума! И так будет длиться до тех пор, пока этот разум не узнает всего, то есть многие миллиарды миллионов лет, многие космические рождения и смерти. И вот, когда разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство.
Представьте себе какую необъятную мечту о возможностях развития и творения рождают рассуждения о смысли существования, устремлённые в бесконечность. И насколько более осмыслена жизнь, внёсшая свою лепту в становление бесконечно масштабной мечты.
И как меняется само мышление, после того как человек смотрел мыслью в бесконечность.
Важным отличием от работы Э.В. Ильенкова считаю отсутствие зацикленности, некой бесконечной обречённости развития.
"Теорию космических эр" А.Л. Чижевского рекомендую к прочтению полностью. Работа небольшая и очень просто читается.