В храме науки. Часть 7. Объект исследования.

Mar 16, 2011 23:21

Всё это я пишу скорее для себя. Потихоньку тяну за ниточку и раскручиваю клубок своей памяти. Ведь много лет моей жизни было проведено за этим занятием. Вот мне и интересно восстановить этот отрезок времени.
Mы работали на модельных растениях, которыми служили проростки подсолнечника Helianthus annuus L., выращенные методом водных культур на питательном растворе Кноппа. Mодельными они назывались потому, что было в общем-то всё равно, какие растения травить. Кто-то работал на бобах, кто-то на пшенице, горохе или кукурузе. Главное, чтобы можно было быстро получить биомассу для эксперимента.
Вегетационный период начинался где-то в конце мая. Никаких фитотронов у нас не было. Поэтому опыты зависели от питерской погоды. А более менее стабильное лето в Питере наступало в июне. Так что в конце мая я занималась тем, что замачивала семечки, потом раскладывала их рядочками на фильтровальную бумагу, сворачивала её в трубочку, ставила в большую ёмкость с водой и помещала её в термостат. Таких трубочек было штук 20-30. Там они и прорастали в течение 2-3 недель. Потом я разворачивала эти рулончики, доставала проростки с корешками и двумя семядолями, оборачивала стебель ваточкой и засовывала в крышки с дырочкой, которыми в свою очередь накрывала сосуды с питательной смесью.
Это очень старый традиционный метод изучения потребности растений в элементах минерального питания. Питательные растворы с макро- и микроэлементами я готовила сама. Так что потом можно было дозированно вносить всякую гадость и смотреть, что дальше будет.

Да, в предыдущих постах о выборе темы диссертации, я совсем забыла упомянуть важнейший момент. Мембраны мембранами, липиды липидами, но самое главное, что я решила всё это привязать к природоохранной тематике. Тогда экологические исследования только-только начинались не только в Союзе, но и во всём мире. Так что я стояла у истоков. Я интуитивно почувствовала, что эта тема может быть очень перспективной ( в чём ни капли не ошиблась, как показали мои недавние поиски в интернете). Что может сильнее всего загрязнять окружающую среду? Конечно, техногенные загрязнения, т.е. то, что выделяет такая крошечная составляющая живой природы, как человек при своей жизнедеятельности: загрязнения воздуха, воды и почвы, растений и животных промышленными отходами и автомобильными выхлопами. Я почитала литературу и установила, что особенно злостными загрязнителями являются тяжёлые металлы, а именно свинец, кадмий и медь. Поскольку Юрка, будучи сотрудником лаборатории микроэлементов, занимался влиянием недостатка никеля, как микроэлемента, на метаболизм растений, мне удалось его убедить, что неплохо бы ещё и посмотреть, влияние избытка. А ему-то что?! Не у него же объём работы увеличится в два раза! Ну, он и согласился. Так у меня получилось целых четыре металла. Правда в планах научной работы лаборатории исполнителем темы стоял он. А меня, как бы и не существовало.

Через 2-3 недели, в зависимости от погоды, когда у растений появлялись две пары листьев, я их травила различными концентрациями тяжёлых металлов. Потом, по мере появления признаков повреждения, листочки фиксировала спиртом. А потом уже зимой проводила всякие биохимические исследования. За вегетационный период нужно было провести не менее трёх опытов, т.е. посадок растений и фиксаций, для того, чтобы потом можно было статистически обработать опыты.
Так что работы летом было много.
А вот свидетельство того, что всё что я рассказываю - правда:

Я в вегетационном домике, а передо мной сосуды с модельными растениями.



Вот они, мои подсолнушки.

it's my life, наука, 80-е

Previous post Next post
Up