The curious case of Benjamin Button.
Реж.Дэвид Финчер.
США. 2008г.
Бред Питт, Кейт Бланшетт, Джейсон Флеминг, Тилда Суинтон и пр.
Сейчас видимо буду немного спойлерить, но по-другому сложно. Хотя основной концепт-то все пожалуй уже знают, а сюжет особо постараюсь не трогать. И многобуквать тоже буду.
Старость, зрелость, молодость, детство. От маразма к незнанию, от ног атрофированных к еще ненаучившимся ходить, от глаз пораженных катарактой к еще не открытым , от выпавших зубов к еще не прорезавшимся, от пустоты к ничему, от смерти к смерти. Цикличность, пожирание змеиного хвоста и прочая реинкарнационные мотивы налицо. Тут все понятно и ребенку старику.
Удивительно, но у необычного человека оказывается довольно посредственная история. Никаких особенных потрясений, каких-либо феноменальных изменений. Это история классическая, - называется: "Жизнь такого-то". С одной небольшой разницей. Веня Пуговкин рассматривает ее по-другому. С начала пути привыкнув к близости и неотвратимости смерти, он отличается вполне объяснимым жизнелюбием. Опять классика из разряда "жить одним днем", "дышать полной грудью", "брать от жизни все". В чем же фишка? Моему глазу видится несколько примечательностей.
Во-первых, герой Питта вовсе никакой не герой. Он персонаж. То есть, он не Одиссей баламутящий воду, не революционер, или там Гамлет какой. Герой Питта вобще какой-то пассивный. Из тех что "держался русла и теченье ловил". Он не пытается изменить что-либо в своей жизни. Женщины своей он добивается как-то вяловато, спокойно ожидая удобного момента. И вообще Баттон - он такой - видит возможности и хватается, но не создает их. Освободилось место на буксире - будем пахать на буксире, женщина занята, ну да ладно, подождем. Что косвенно подтверждают создатели фильма, "врезая" в него эпизод со множеством случайностей в Париже, и рассуждая о том как много зависит в нашей жизни от случайностей.
Во-вторых, лично мне показалось изложение истории каким-то слишком безучастным. Хоть и идет рассказ от первого лица, ощущения - как от третьего. Бенжамин взирает не на свою жизнь, а на чью-то чужую, как будто читает книгу. Еще одно подтверждение "безвластия" героя над сюжетом. То же он проповедует и своей дочке: "Я надеюсь, ты много повидаешь, переживешь, познакомишься с разными людьми, услышишь разные точки зрения..." И никаких конкретных наставлений.
В этом фишка и есть, мне думается, так кино подчеркивает созерцательность, умение насладиться моментом, ценить его, и просто радоваться, как это ни банально, жизни. Сторонняя же безучастность, наоборот, как-будто помогает острее почувствовать то, что чувствует герой. Потому что этим занимается рассказчик, так же пытаясь пережить свое бытие заново и осмыслить недоосмысленное в своем дневнике.
Ну, об основном пожалуй все, кроме того, что это еще и потрясающе необычная и красивая история любви, которой "все возрасты покорны".)))
Можно и о деталях.
Меня восхитил, и буквально Потряс эпизод с подводной лодкой и буксиром. При всей его бредовости, которую и разбирать лень, расстрел буксира из пулемета выглядит просто пронизывающе мощно. Особенно то, как он выбивается из размеренного ритма фильма, как война выбивается из неторопливой поступи жизни(смерти, если по фильму). Ах, Финчер.
Вопреки мнению многих зрителей и некоторых критиков (lol) восхищающихся Бредом Питтом, "пережившим" столько возрастов, на самом деле Баттона играют: Питер Дональд Бадаламенти II, Роберт Тауэрс, Том Эверетт, Бред Питт, Спенсер Дэниелс, Чандлер Кентербери, Чарльз Генри Висон. В такой вот последовательности. Забавно, как заметил критик Гладильщиков, что "оскара" Питт будет получать за всех. Кейт Бланшетт отработала покруче - до конца, сменив двух девчонок. Видать не рискнули покуситься на красоту.
Свершилось, таки, и Финчер наконец-то разродился очередным фильмом. После "Семи", "Игры" и "Бойцовского клуба", вышедшие "Комната Страха" и "Зодиак" как-то не оправдали надежд. Не то чтобы они были плохими, нет. Просто откровенно слабыми для Финчера. И "Вениамин Пуговкин" возрождает Финчера, не того Thrill-maker'а, но в чем-то нового, ничуть не менее интересного режиссера.
Ну и самй приятный Оскар за последние годы. Горячо полюбившийся мне Дэнни Бойл, своим "Миллионером из Трущоб", на которого я собираюсь идти уже завтра, будет противостоять Финчеровскому "Баттону". Уверен, будет интересно.