О бытии, определяющем наше сознание и сознании, способном определить бытие. Думаю, главное различие в том, что первое - процесс механический, а второе - результат нашей работы по его преодолению.
Помню, на мутной заре перестройки попал я с президентской делегацией Чили в самый крутой по тем временам московский отель Балчуг Кемпински на завтрак. Меня поразил даже не шведский стол в три слоя с яствами и деликатесами, некоторые из которых знал тогда только по литературе, ни даже вместительная способность желудков сотрудников иностранного дипкорпуса, как и мы, переводчики, умудрявшихся по нескольку раз обновлять тарелки, а маленький лысый буржуй в очках и с папкой, который спустился в ресторан и без малейшего интереса к нашей гастрономической оргии, взял себе яичницу с тостом, запил это кофе и ушел.
Может быть он был увлечен планами помощи в разрушении СССР или приехал в Москву вдохновляться нашим искусством… я никогда не узнаю правды. Но этот человек - единственный из нас - был свободен в выборе своего завтрака. Помнил, что я вспомнил тогда о лозунге «каждому по потребностям».
Нынешняя мировая социально-экономическая система каждый день на множестве бытовых примеров приучает нас к эгоизму и постоянному поиску личной выгоды, незаметно превращая нас в человеческие ничтожества. У капиталистической конкуренции нет иных механизмов, кроме этих. «Не упустить твой шанс». «Если этого не сделаешь ты, это сделает другой», твой конкурент в очереди к столу праздника жизни. Эволюция этого общества проводит естественный отбор на быстроту реакции, пронырливость, всеядность и гиенью улыбчивость начальству и зеркалам.
Мы никогда не сможем изменит ничего в социальном плане, если не изменим этой повседневной модели поведения, прививая себя против вируса несвободы, которой заразил нас «мир неограниченных возможностей». Чтобы целью и смыслом всего перестало быть свинское барахтанье в несложных гастрономических, физиологических и химических удовольствиях. Чтобы все наши радости и наслаждения не несли в себе семена нашего рабства.
Чтобы проснувшись утром в нашей хижине или дворце, выбрать нашу яичницу и выйти в день продолжить искать дорогу к обществу людей, в котором для всех хватит завтраков, любви и кофе.
----------------------------------------------------
С конкретной и сознательной целью массово обесценить человеческую жизнь, сначала было обесценено слово. От украденных у нас слов - сладких, горьких, излечивающих, убивающих, но всегда священных - осталась только их оболочка, множество ярких шелестящих чьими-то губами обёрток, как часть фонового шума этого времени. Шум - чтобы избежать тишины, которая опасна возможностью разбудить рефлексию, эмоции и память.
Так, сакральное, таинственное и единственное всемогущее слово любовь превращено в пошлейшее определение того, чем можно «заниматься». Забытый неправильный глагол «лететь», сменен инструкциями о правильных фрикциях и регулярном приеме таблеток.
Слово «фашизм», уже настолько заезжено невеждами и демагогами всех стран и народов, что не только потеряло собственный смысл, но и надолго обеспечило в липкой обывательской среде надёжный иммунитет от антифашизма. Фашист в сегодняшнем массовом сознании « цивилизованного мира», это скорее всего просто «тот, кто не любит евреев». Это хорошо объясняет нынешнюю западную концептуальную путаницу в определении политики Украины, Израиля и прочих мировых форпостов света во мраке нас, остальных.
Как проводятся сегодня различные мировые экономические, политические и даже религиозные форумы, не менее важно на самом высоком, широком и, главное, глубоком уровне в планетарном масштабе озаботиться и этим. Когда-то слово, и развывшиеся благодаря ему абстрактное мышление позволило нам утончить надбровные дуги и выйти из пещер. Наши мысли и чувства богатели и усложнялись вместе с языком, позволившим нам искать друг друга, другого в себе и понимание бесконечной власти и ограниченности слова.
Сегодняшние сложнейшие информационные технологии, созданные человеческим гением, выполняют несложную задачу отучить нас думать, понимать и сопереживать. Чтобы мы никогда не узнали ничего нам не положенного ни о любви, ни о фашизме, и ни о чём вообще. Это мировая война против слова, ведущаяся одинаково и одновременно на разных языках.
Надёжно противостоять этому могут только музыка и поэзия. Всё остальное в любой момент рискует быть поражено метастазами и симулякрами «искусственного интеллекта».
https://vk.com/oleg_yasinsky?ysclid=lxc0du6zio374927948