Случайно увидел список лауреатов Оскара, и ужаснулся. Оказалось, что большую часть главных триумфаторов я таки видел в кино. И это при том, что в кино я практически не бываю!
Сразу оговорюсь: главными победителями я считаю "Паразитов" (см. ниже), "
Джокера" (незаслуженно обделенного), "
Однажды в Голливуде" и "1917" (не видел и не хочу). Бросаются в глаза две тенденции: в списке нет блокбастеров, и в перечисленных фильмах практически нет любовных линий или тематики отношений. Во всем этом виден ясный посыл: есть в жизни вещи поважнее романтических сюсюканий и выяснения отношений. Неужто голливуд вышел из подросткового возраста?!
А теперь о "Паразитах". Фильм хороший, я бы даже сказал - отличный. История чем-то напоминает романы 18-19го века, перенесенная в 21 век. Талантливые и смышленные люди из трущоб подмазываются к "красивым и богатым", и путем хитрых подлостей (или подлых хитростей?) оказываются разного рода прислугой у сказочно богатой семьи. И дальше развивается история с рядом неожиданных комичных и трагичных поворотов.
В фильме очень сильны метафоры, в том числе - визуальные. Главные герои - низы общества. И живут они в полуподвале в самом низкой части города. А верхи общества - богачи - живут, соответственно, на вершине холма над городом. В середине фильма, камера провожает главных героев от их богатых хозяев домой. Весь путь состоит из спуска. Был бы это европейский фильм, сразу пришла бы мысль о спуске в ад. Но с корейцами надо поосторожнее.
Персонажи прорисованы отлично. Никого нельзя однозначно назвать хорошим или плохим. Все мало-мальски значимые лица показываются с разных сторон, что и делает их интересными.
Картина отлично доносит свой посыл. Ненавязчивым юмором и комичными сценами, она не дает зрителю приуныть. Но и регулярно ненавязчиво напоминает ему, что фильм серьезный. И что проблемы у его героев - недетские. Сильна - но ненавязчива - социальная тема. Сквозит мотив неравенства и разобщенности. Ведь жертвами подлых выходок главных героев становятся не богачи, а такие же бедные люди как они (шофер, домработница). И на вопрос, в честь кого назван фильм, ответить не так просто как кажется. Главные герои (бедная, но хитрая семейка)? Неработающая, скучающая, глуповатая жена богатого менеджера? Их холеные собаки? Сама богатая элита, паразитирующая на бедняках?
Недостатков у картины, на мой взгляд, два. Первый - персонажи, несмотря на свою сложность, карикатурны. Бедняки из трущоб по мановению волшебной палочки приобретают все нужные для новых функций и ролей скилы и манеры. И т.д. Второй - избыток рекламы и плейсмента. Иногда возникает чувство, что смотришь полнометражную вирусную рекламу, а не художественный фильм.
И теперь бонусом другой фильм, который не претендовал на Оскары, но мне тоже очень понравился. Речь идет о детективной комедии Knives Out. Не знаю, как ее название перевели на русский, смотреть этот фильм ,по-любому, надо в оригинале. Причина на это две: акцент главного героя в исполнении Дэниела Крэйга составляет часть его персонажа, и часть юмора (и сюжета) построена на игре слов.
История стара как мир. Усадьба на отшибе, загадочное убийство, загадочные обстоятельства, ограниченный круг подозреваемых, состоящих в каких-то отношениях друг с другом, cтранный сыщик с экстравагантными манерами.. Мышеловка, 8 женщин, ищите женщину, убийство в Восточном Экспрессе, 10 негритят,... И, что самое интересное, ничего нового сценаристы в канон не привнесли. Но они умудрились наполнить эту канву колоритными, хорошо прорисованными персонажами и неожиданным, оригинальным юмором. Как и предыдущий фильм, смотрится этот легко и весело, но за этим фасадом четко видна серьезная тематика и крайне аккуратно дозированное политичекое послание.