О Словене, Русе и их сестре Ильмере
Илиры и/или Ильмеры?
Озериаты, озеро Пельсо (Балатон) в Паннонии
Венеты и Евганеи-Влесовы дети
см. стереопару и ссылки
...Паннонцы выделены Страбоном в отдельную группу иллирийских племен. Их области он поместил на Саве и южнее ее, назвав паннонскими племенами бревков, андидзетов, пирустов, дитионов, маэеев, деситиатов. Вся горная часть страны, - продолжает Страбон, - от впадины Адриатического моря до племени ардиеев - это Иллирия, которая опускается между морем и областью паннонских племен" (Strabo. VII 5.3). Иллирия, по мысли Страбона, это особая область в культурном и этническом отношениях, и простирается она с северо-востока Адриатики на юг, включая паннонские племена. У Флора паннонскими племенами названы живущие между р. Савой и Дравой (Flor II. XXIV. 8-9). Цепь гор, начинающаяся у истоков Савы, в областях Норика, отделяет Паннонию от Италии; она названа Паннонскими Альпами (Pannonicae Alpes - Тас. Hist. II. 98). Ранее она именовалась горами Окра, а также Юлийскими Альпами. Но последние назывались в древности "Венетскими горами" (Venetas appellabat antiquitas - Amm. Marc. XXXI. 16.7). В предгорьях этих " Альп" (они же в римском варианте горы Окра, Юлийские и Венетские горы) римлянами был построен и постоянно совершенствовался ряд крепостей, чтобы воспрепятствовать вторжению в Италию племен, а также армий узурпаторов. Выражение “Венетские горы" может быть понято как свидетельство переселения в глубокой древности народов Европы с севера на юг или наоборот через перевалы Альп. В числе этих народов были венеты, считающиеся народом славянского происхождения (с.121)
Ю.К. Колосовская. Рим и мир племен на Дунае I-IV вв. н.э. М. Наука, 2000, 288с.
https://vk.com/doc399489626_479761644Вопрос о роли венетов занимает особое место в культурно-историческом развитии древнего мира, ибо с ними связан ряд сложных проблем: где находилось место расселения венетов в Сеерной Европе и на северо-востоке Италии; переселилось ли одно из племен этого народа из Европы в Малую Азию; с самого ли начала своей истории он находился в Европе; принадлежал ли народ венетов к праславянской общности?
Существовавшая в Центральной Европе во II тыс. до н.э. этноязыковая общность включала в себя, как показали исследования, и венетов [см. напр.: 1, с.101]. В эту общность входили и другие народы, известные в истории позднее как иллирийцы, италики, кельты, германцы, а также славяне. Сообщение источников о том, что венеты происходили от одного корня со славянами (ab una stirpe exorti, tria nunc nomina ediderunt, id est Venethi, Antes, Sclaveni - lord. Get., 119), толкуется в литературе двояко: или Иордан сообщает о распаде некогда единой общности венетов, отделяя от нее славян и антов, или эта общность распалась на венетов, славян и антов ранее. Как показал А.В. Подосинов в своем докладе на VI Международном конгрессе славянской археологии (Югославия, 1990), в географических картах Средневековья отразились две версии расселения венетов. Одна из них восходит, по-видимому, к римским источникам и фиксирует их на востоке Европы, вторая помещает венетов севернее Среднего Дуная и связывает их со славянами. Не будучи специалистом в области славянской археологии и истории, я ограничиваю свою задачу тем, чтобы показать свидетельства древних авторов о венетах и по возможности поставить их в историческую связь с субстратом того населения Европы, которое было названо славянские народы. Хронологический порядок сведений о венетах не всегда может быть соблюден в статье, главная цель которой - дать возможно более полное обозрение данных о венетах.
Полибий говорит, что венеты населяют излучину Адриатического моря. Он пишет, что - странами, доходящими до Адриатики, завладело очень древнее племя венетов. В отношении одежды и нравов они мало отличаются от кельтов, но говорят на ином языке. Писатели трагедий часто упоминают об этом народе и рассказывают о нем много чудес (Polyb. II, 17, 5-6). Если миф о венетах был так устойчив в исторической традиции древних, что сведения о них нашли отражение в труде такого историка как Полибий, это означает, что венеты существовали во времена Полибия и много ранее его. Для обозначения этнической общности венетов Полибий употребил слово язык и слово народ, подчеркивая, что речь идет о народе, пользующемся иным языком. Язык, как главная особенность устойчивости этноса, показывает, что там, где жили венеты, существовали и другие языки, и другие народы.
Описание венетов дал Цезарь в своих Записках о галльских войнах. В 56г. до н.э., когда Цезарь находился в Иллирике, от него отпали некоторые племена, и в том числе - венеты. По словам Цезаря, это племя пользуется наибольшим влиянием по всему побережью (amplissima auctoritas), имеет множество кораблей (naves habent veneti plurimas), сделало своими данниками всех плавающих на этом море (gui ео mari uti consuerunt, habent vectigalis) (Caes. BG, III, 7, 8). Вспомогательные войска венеты берут из Британии (auxilia ex Britania quae contra eas regiones posita est - BG, III. 9), где они имеют свой порт Эмпорий (Strabo. IV, 4,1). Цезарю предстояло сражение с венетами в закрытом море (in conculuso mari), то есть в проливе Ламанш или в Северном море Употребленное им слово - vectigal - было Цезарю хорошо известно, ибо под vectigal римляне понимали арендную плату за землю, а также другие виды сборов и налогов, в том числе и таможенный сбор [2, с.323]. Следовательно, vectigal означал здесь то, что море это находилось только в распоряжении венетов, и они считали его своим. Все плавающие в этом море обязаны были платить им таможенный сбор. Эмпорий венетов в Британии, о котором упомянул Страбон, был таможенной станцией венетов. Из слов Диона Кассия, относящихся к венетам времени Цезаря, можно заключить, что к началу военных действий, когда Цезарь выступил против венетов, сооружая флот, его действия приняли характер настоящей войны (Dio Cass. XXXIX, 40, 1-3). Война с венетами и на суше, и на воде заняла не одну кампанию (spes Venetici belli - Caes. BG, III, 18).
Помпей Трог в своем труде (сохранившемся в пересказе Юстина) в одном из Прологов-ХХ обещал описать origines Venetorum et Graecorum et Gallorum, qui Italiam incolunt (Just. Prolog, XX). Origines Venetorum были отличны от origines греков, кельтов и италиков. Это было хорошо известно Трогу, ибо он происходил из кельтского племени воконтиев. Трог был современником Ливия и написал свое сочинение около 7 г. н.э. [3, с.183 сл.].
Плиний несколько раз упоминает венетов в своей Естественной истории: их местоположение в Европе, а также в Малой Азии, на южном берегу Понта; происхождение этого народа; римские колонии на севере Италии. Венеты названы им и в книге о медицине. Мы не будем здесь касаться вопроса, какими источниками пользовался Плиний для написания своего всеобъемлющего труда. В интересующих нас сведениях о венетах он иногда упоминает авторов, произведения которых использовал - сочинения Катона и Корнелия Непота, свидетельствующие о том, что традиция древних о венетах сохранялась и в то время. Самое важное для нас сведение о местонахождении венетов в Северной Европе - это Коданский залив (sinus Codanus) Балтийского моря (существует и другое мнение о заливе Кодан Балтийского моря [4, с.30 сл.]. Он упомянут Плинием после описания германского племени ингевонов. Продвигаясь в своем описании далее на восток, он пишет, что - там имеется огромная гора под названием Сево (Sevo) (возможно, связанная с названием племени свевов. - Ю.К.), не меньшая, чем Рипейский хребет. Эта гора тянется до кимвров, вплоть до выступа в море, образующего залив, который называется Коданским. Этот выступ суши в море окружен островами, самым знаменитым из которых является Скандинавия, неизвестная нам своей величиной. Некоторую часть Скандинавии занимает племя гиллевонов...Там же вплоть до реки Вистулы (ныне Висла. - Ю.К.) обитают сарматы, венеды, скиры, гирры (Рlin. NH, IV, 27, 6-7).
Венеты помещены Плинием среди племен Галлии, на полуострове нынешней Бретани: лесовики, веллокасты, галлеты, венеты, абрицентоны, осисмии (Plin. NH, IV, 32, I). Венеты названы им также в книге о медицинских средствах и лекарственных травах. Плиний передает, что растение, которое употребляют при болезни почек, при судорогах, при сильном кровотечении или ранениях, называется у галлов - галус (Halus), а венетами - котонеяна (cotoneana) (Plin. NH, XXXV, 26, 1). Это указывает не только на интерес римлян к медицине, но и на знакомство с лечебной практикой венедов. Назвав оба средства, Плиний употребил два разных языка: галльский (или кельтский) и отличный от него венетский язык. Кельты использовали для письма греческий алфавит (tabulae repertae sunt litteris Graecis confectae et ad Caesarem relatae - Caes. BG, I, 29).
Приведенные Плинием сведения о побережье Северного и Балтийского морей и народах, там обитающих, заслуживают доверия. Он служил в Германии в 47-52гг. под началом Домиция Корбулона, принимал участие в войнах с племенами хаттов и хавков и оставил не дошедшее до нас сочинение в 20 книгах Германские войны, где были собраны сведения обо всех войнах римлян с германцами (Tacit. Ann., I, 69; Plin. Ер., Ill, 5, 1-6).
Венеты занимают особое место и в Географии Птолемея, который называет их многочисленным народом. Значительность венетов Птолемей подчеркивает указанием на народы меньшие, к которым он относит готов, обитающих на Висле. Упоминается в Географии и залив, который назывался Венедским (Ptolem. Geogr., Ill, 5, 1,7-8).
Тацит причислял венетов к народам, населяющим Свевию, страну, отличную от Германии. Венеты названы им вместе с сарматами, бастарнами и певкинами. Далее он пишет, что вследствие совместного местожительства венеты многое переняли от нравов соседних народов. Тацит считает возможным причислить венетов и к германцам, и к сарматам. В то же время он отличает венетов от сарматов, - потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими и притом с большой быстротой (quia et domos figunt et scuta gestant et pedum usu ac pernicitate gaudent - Germ., 46). Это отличает венетов от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне [5, с.372, 373]. В характеристике Тацита венеты предстают как земледельческий народ. В военных действиях конница не играла у них большой роли, но было важно значение пехотного ополчения.
Приведенные сведения о венетах относятся к той части народа, которая обитала в областях Северной Европы. Но источники упоминают также о народе с названием генеты (в латинской транскрипции - венеты). Описывая Пафлагонию, Плиний говорит о gens Paphlagonia и ее городах. Город Кромна был укрепленным местом, из которого Корнелий Непот выводил генетов, указав, что в Италии же они стали называться венетами (deinde Cromna. Quo loco Henetos adjicit Nepos Cornelius, a quibus in Italiam ortos cognomines eorum Venetos credi postulat - Plin. NH, VI, 2,1). Далее, возвращаясь опять в Европу, Плиний сообщает, что на полуострове Истрия и в областях Северной Италии, где было основано 10 римских колоний, находились и центры венетов: Кремона и Бриксия, основанная на землях племени ценоманов, город и укрепления венетов - Атесте, Ацел, Патавий, Опитергий, Белун, Вицетия. Заключает этот раздел Плиний сообщением о том, что - венеты - троянского происхождения, как об этом сказал Катон (Venetos Trojana stirpe ortos, auctor est Cato - NH, III, 23, 3). И здесь мы должны обратиться к источникам, происхождение которых связано с событиями троянской войны и племенем генетов.
Древнейший институт гостеприимства, о котором сообщают Гомер и Страбон, восходит именно к венетам, В основе слова hospitium лежит индоевропейский корень: германское - Der Gast, славянское - гость, латинское - hospes/hostis, что означало вначале врага, чужеземца и уж потом гостя. Институт гостеприимства регулировал международные отношения племен и находился под защитой сакрального права одного и другого народов [2, с.70, 140-144; 6, с.139,140, 428-430]. Пафлагонский вождь Антенор, глава племени генетов, союзник и родственник Приама, вынужден был бежать из Трои во Фракию и в результате всех странствий обосновался на Адриатике. Так повествует традиция. Троянцами он был обвинен в измене за то, что состоял в узах гостеприимства с Менелаем и принимал у себя дома его и Одиссея. Дом Менелая посетил и Парис, увезший с собой Елену, чем были нарушены священные узы гостеприимства [7, с.106, 116]. Антенор был в Спарте и, возможно, на Итаке (II., III, 121, 203). На совете у Приама он также настаивал на том, чтобы ахейцам была возвращена Елена (II., VII, 347). После взятия Трои его дом не был разрушен греками. На дверях дома была повешена шкура леопарда, обозначавшая, что этот дом находится под охраной богов, чтущих гостеприимство (Strabo. XIII, I, 53; Paus. X, 26, 7-8; 27, 3). Ливий также рассказывает об этом. По праву старинного гостеприимства (vetusti iure hospitio) Антенору и Энею было позволено покинуть Трою. Оба они советовали выдать Елену и предпочесть мир войне. Занятая троянцами в Италии земля именуется pagus, а весь народ называется венетами (gens universa Veneti appellati) (Liv. I, I, 1-3; V, 33, 10). Кратко повествует об этом и Юстин: а венетов, которых мы видим сейчас живущими у берегов Верхнего моря, привел их вождь Антенор, когда была взята Троя (Justin. XX, I, 8).
Но прежде чем достигнуть Италии Антенор согласно традиции оказался вместе с Менелаем в Кирене. Здесь был учрежден культ Антеноридов, очевидно, в знак особой благодарности от победителей-ахейцев за то, что Антенором и его сыновьями в условиях войны с Троей были соблюдены узы гостеприимства. Из 11 сыновей Антенора шесть погибли в битве за Трою. Основанием для учреждения в Кирене культа Антеноридов было, возможно, и то, что оба народа - и население Трои, и население Аттики - имели общего родоначальника, мифического царя Эрихтония (Hdt. VIII. 44; Paus. VII, I, 2; Strabo. XIII, I, 48). Страбон передает, что Софоклом была написана пьеса Антенориды, не сохранившаяся до нашего времени. Согласно римской традиции, передаваемой драматургом Акцием (II в. до н.э.), но восходящей к Софоклу, Антенор прибыл вместе с сыновьями и частью племени генетов на Адриатику (II. II, 851; Strabo. I. 3. 2; I. 3. 21; III. 2. 13), где основал город Патавий (Verg. Аеп., I, 242-244; Strabo. V, I, 3-5).
Достигнуть адриатических берегов Антенор мог, вероятно, морем, ибо он высадился со своими спутниками в заливе Иллирика и проник в глубь царства либурнов (illyricos penetrarae sinus at que intima tutus regna Liburnorum et fontem superare Timavi - Verg. Aen., I, 243-244). Согласно Геродоту, энеты были племенем иллирийского происхождения (Hdt. I, 196), так что они прибыли к родственным племенам [8, р.40]. Геродот сравнивает обычаи иллирийских энетов с обычаями вавилонян в выборе невест, когда женихи, начиная с самых красивых девушек, кончали свой выбор дурнушками. В этом обряде отразился существовавший некогда у генетов обычай группового брака. Страбон передает, что у них существовали мифические сказания и обряды, восходящие, возможно, к тому времени, когда генеты переселились из Малой Азии в Европу. Самым распространенным героем этих сказаний был у генетов Диомед (Strabo. VI, 3, 9). Историческая традиция, как известно, приписывает ему колонизацию Италии и основание в ней многих городов, в том числе город и священную рощу близ реки Тимав (ныне Изонцо), где некогда поселились генеты.
Спутники Антенора обосновались на северо-востоке Италии, в приальпийских землях Транспаданской Галлии. Здесь обитали племена иллирийцев, и отсюда через Карнийские Альпы пролегала древняя дорога в северные области Европы. Паннонские Альпы - цепь гор, отделявшая Паннонию от Италии (Tacit. Hist., II, 98), именовались также и Венетскими горами (venetas appellabat antiquitas - Amm. Marcel. XXXI, 16, 7). Поселение венетов здесь едва ли было мирным. Они овладели землями племени евганеев, история которых почти не известна. Известен их царь Велес (Velesus) и 34 племенные общины (civitates) евганеев. Их центрами считают Альтин, Верону, Апон. Аквилею, Патавий [10, coll. 412-413]. Очевидно, это был мирный, земледельческий народ. Ювенал в одной из своих сатир (VIII, 15) употребил выражение - евганский ягненок - как пример кротости и миролюбия этого народа...
Ю.К. Колосовская. Народ венетов в свидетельствах древних авторов. 1997. Античный мир и Византия. Харьков, с.104-113
https://khiao.wordpress.com/2011/01/02/kadeev_70/https://vk.com/doc399489626_523589227О Словене, Русе и их сестре Ильмере
https://vk.com/doc399489626_523589444То Влес ущаше ПраОце наше
земе раяте а злаке сЪяте
а жняте вЪна вЪнъща
о полех стрднех
а ставете Снопа до огнiща
а цтеть Го
яко Оце Божска