1943 года при конвоировании транспорта "Achilleon" катер СКА-065 (тип МО-4) подвергся налету около 30 немецких бомбардировщиков.
Умело маневрируя, экипаж добился того, что самолеты врага, израсходовав весь боезапас, были вынуждены убраться.
Катер продолжил выполнение боевой задачи. За этот бой катер СКА-065, единственный за всю войну, был удостоен звания "Гвардейский".
Катер типа МО-4 был построен в 1938 году и вошел в состав Морпогранохраны НКВД (4-ый Черноморский отряд погрансудов, базировался в дунайском порту Вилково) под номером "ПК-125". С началом войны катер был передан в оперативное подчинение Черноморскому флоту, в декабре 1941-ого года он вошел в состав 4-ого дивизиона сторожевых катеров ОВР Главной базы и был переименован в "СКА-074". В марте 1942-ого года зачислен в состав 5-ого дивизиона сторожевых катеров Туапсинской ВМБ и получил наименование "СКА-065".
23 марта 1943-го года"СКА-065" под командованием старшего лейтенанта Павла Сивенко (выпускник Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова) вышел из Туапсе, имея приказ на конвоирование американского транспорта "Achilleon" (паровая шхуна, максимальная скорость хода - 7 узлов) с военным грузом для плацдарма, известного как "Малая земля" (снабжение плацдарма шло двумя ветками - из Туапсе до Геленджика и из Геленджика на плацдарм). На борту также находился командир звена капитан-лейтенант В. Тимошенко.
Вскоре конвой был обнаружен немецкими "Schnellboot"-ами, но немцы боялись подходить близко к берегу из-за близости береговых батарей, в итоге "СКА-065" удалось сорвать все атаки немецких торпедных катеров и, поставив дымзавесу, увести транспорт от угрозы. Но, видимо, немцы уже передали данные об обнаруженном конвое, а в то время германское командование отдало приказ топить любые, даже самые малые конвои, снабжающие "Малую землю".
25 марта в районе мыса Фальшивый Геленджик конвой подвергся нападению немецких пикировщиков Ju-87 (по разным данным их количество приводится от 13 до 50 самолетов, большинство историков склоняются к тому, что самолетов было около 30). Умело маневрируя и ведя огонь из пушек и пулеметов, катер сорвал несколько атак на транспорт. Видимо, разозленные оказанным сопротивлением, пикировщики оставили транспорт и всеми силами набросились на катер.
Волнение моря достигало 7 баллов, что серьезно затрудняло маневрирование и стрельбу. Немцы применяли тактику "звездного" налета с нескольких направлений. Однако, умело сочетая маневр и огонь, катер несколько раз уклонялся от атак. Однако они не прошли даром. Почти все моряки получили ранения, капитан-лейтенант Тимошенко был тяжело ранен, весь расчет носового орудия - старшина 1 статьи Степан Скляр, Григорьев и Перевозников - получили осколочные ранения разной степени тяжести, но продолжали вести огонь. Боцман Даниил Антоненко не прекращал огонь своего ДШК, даже когда его ранило в обе руки. Рулевой старшина 2 статьи Павел Жован, несмотря на осыпающие рубку пули и осколки, четко исполнял приказы Сивенко по маневрированию и уклонению от авиабомб. Краснофлотец Василий Потапов, уже будучи ранен, заметил, что осколком перебило флажной фал и знамя катера повисло тряпкой, тогда он под огнем заново связал фал и знамя.
Старшина 2 статьи Григорий Куропятников не оставлял своего пулемета даже тогда, когда крупным осколком ему отсекло кисть левой руки, а мелкими осколками посекло голову и грудь. Он продолжал вести огонь правой рукой, когда заметил, что от очередной очереди врага на корме загорелись дымошашки, а они были расположены рядом с уже потрепанными боем глубинными бомбами. Бросившись на корму, Куропятников, действуя одной правой рукой и зубами, стал развязывать найтовы и спихивать горящие шашки за борт. Гибель катера была предотвращена.
Место Куропятникова за пулеметом занял помощник командира лейтенант Яков Мазлер. Уже получивший несколько ранений Мазлер вел огонь, пока не был смертельно ранен (скончался в геленджикском госпитале 26 марта).
Немецкие самолеты израсходовали почти все свои боеприпасы, к тому же на горизонте показались наши самолеты, летевшие на подмогу конвою. Так что врагу ничего не оставалось делать, как лечь на обратный курс, не выполнив своей боевой задачи.
Потери экипажа катера составили 12 человек, один моряк был убит. Корпус катера имел около 200 пробоин и около 1600 мелких повреждений, расположенных выше и ниже ватерлинии, была разрушена левая скула общей площадью 27 м2, повреждена верхняя палуба на площади 4 м2, поврежден правый борт в носовой части на площади 3 м2, разбит форштевень, сорвано ограждение ходового мостика, сместилась рулевая рубка, сорвана с фундамента 45-мм носовая пушка, пробита левая бензоцистерна и две масляных цистерны, а также ряд трубопроводов различного назначения, в нескольких местах перебита электропроводка, от поступившей внутрь воды катер получил дифферент на нос 15 градусов.
Сразу после окончания налета уцелевшие 7 человек экипажа во главе с командиром приступили к борьбе за живучесть. Через 40 минут были введены в строй главные моторы и катер, догнав "Achilleon", прошел сквозь шторм оставшиеся 50 км до Геленджика. Оставив на базе тяжелораненых, и поставив временные "заплатки", катер своим ходом вернулся в Туапсе, где стал на полноценный ремонт.
Приказом наркома ВМФ № 263 от 27 июля 1943 г. «СКА-065», единственному среди боевых катеров, было присвоено звание гвардейского. Весь экипаж был награжден орденами и медалями. Старшина 2 статьи Куропятников за спасение катера был удостоен звания Героя Советского Союза. Лейтенант Яков Мазлер был посмертно награжден Орденом Отечественной войны I степени. Командир корабля старший лейтенант Павел Сивенко был награжден орденом Красного Знамени. Каким-то образом эта история попала к одному из американских корреспондентов. В одной из газет он описал этот бой, в результате чего американское правительство заочно наградило Павла Сивенко медалью "За выдающуюся службу".
В июле 1945 г. гвардейский катер «СКА-065» был возвращен в состав Морской погранохраны.
Найдено на bigler.ru