Взгляд из Донецка - 8. Часть 2

Jan 19, 2018 09:59

Продолжение. Начало здесь.
Use the translator. Nutzen Sie den Übersetzer aus. Se servez de l'interprète. Χρησιμοποιήστε το μεταφραστή. Usi il traduttore. Utilitza el traductor. Use o tradutor. Tercüman olarak kullanın. Voit käyttää tulkkia. 翻訳者を利用してください

Про экономику
Как бы это не удивительно звучало, но экономика в некоем роде стабилизировалась. Предприятия, которые сумели пережить войну, не прекращая своей работы, сохранили свою производительность и даже немножечко её расширяют в том числе выпуская новую продукцию, которой раньше не выпускали. В среднем загруженность предприятий составляет около 10%. Получаемые средства с такой работы обычно позволяют поддерживать предприятие живым, платить небольшую зарплату тысяч в три, пять урезанному коллективу и сохранять на консервации то оборудование, которое не используется. Хозяева предприятий преимущественно обитают в треугольнике Москва-Крым-Киев. Некоторые из них ограничиваются конкретным местом, другие курсируют в рамках этого треугольника. Насколько я понимаю большая часть их это прежние хозяева, которые были при Украине и, так или иначе, но они вхожи в политический круг Украины и сейчас. Предприятия, оставшиеся на подконтрольной Киеву территории, зарегистрированы на Украине, а местные здесь.

Есть некоторые предприятия которые начали свою работу в этом году. Другие наоборот закрылись на ремонт и реорганизацию без ясности откроются ли вообще. Другие что-то делают без закрытия и стараются выжить.

Вообще немного пообщавшись с некоторыми людьми я пришёл к выводу, что от Кремля есть некоторая установка дать народу пожрать. Здесь культурные термины не применимы. Поэтому говорю как есть. То есть люди поддерживаются в постоянном ожидании, что всё будет хорошо, что трудности временные и надо их чем-то занять. С другой стороны собственно развивать экономику цель не стоит. Более того - частично предприятия поддавливают, чтобы простые мужики шли добровольцами в армию. Обычно, закрыв очередную шахту или завод, мужики начинают маяться в поисках работы. Не найдя чего-то приличного некоторые уходят добровольцами в армию, где платят пресловутые пятнадцать тысяч обычному солдату на передовой. Почему так происходит? Потому что экономика лежит на дне и её ещё пинают ногами. Средняя зарплата в Республике составляет 4000÷5000 рублей («чистая»). Налоговая ещё в прошлом году начала давить на предпринимателей чтобы они делали зарплату в 8000 рублей «грязными». Как это делается на практике? Выбирается один из двух путей. Либо показывают зарплату в 8000 руб. и с неё платят налоги, но на руки даются те же 4000, либо из троих сокращается один человек с 5000 зарплаты, а остальным двоим платят по 8000. Лишние люди идут по указанному выше маршруту. А главное к работодателю в данном случае даже моральных претензий быть не может - не он устанавливает правила игры. В госучреждениях зарплата в среднем будет повыше. И средней руки чиновник получает уже 7000÷8000. Если же ты умеешь нечто большее, чем перекладывание бумаг, то можешь рассчитывать уже на 11000÷15000. Говорят, в министерствах получают и по 30000. Но, я думаю, всё опять-таки зависит от должности.

Был у меня один разговор с одним немаленьким человеком. Пообщались хорошо, а главное продуктивно. Основное что я вынес из общения с ним это следующий вывод. Основная задача перед Российскими силовиками и прежде всего пограничниками в отношении нашей территории состоит в том, чтобы обеспечить безопасность России. Всё остальное лишь побочные действия. В данном случае под безопасностью я обозначаю не большие стратегические игры, а рядовая, если хотите бытовая безопасность. Она заключается в том, чтобы в Россию не смогли провезти оружие, а из России сюда то, что может помешать её вооружённым силам. По всей видимости в этом и кроется наша блокада с двух сторон и наличие границы между ДНР и ЛНР. Если для местных князьков это способ заработать деньги, то для российских органов это возможность держать ситуацию под контролем. Относительно же аборигенов есть просто команда «дать пожрать», как я уже сказал, чтобы население отсюда не хлынуло в Россию. Блокада со стороны России заключается в том, что наши финансовые документы не признают. Поэтому чтобы сюда что-то ввезти - надо предъявлять либо украинские документы, либо действовать через Южную Осетию или Абхазию. Всё это сказывается на конечной цене продукта ­- товары вырастают в цене минимум на 15%. Хотя та же одежда в России стоит раза в два дешевле, чем у нас. В принципе в условиях войны и блокады с одной стороны наличие таможни на другой стороне это преступление. И если досмотр на границе вполне оправдан, то какие-либо ограничения на ввоз/вывоз товаров на деле является настоящим преступлением. Убрав эти таможни на Российской границе экономика ДНР потянулась бы вверх и это обеспечило бы снижение финансовой нагрузки на Российский бюджет. Почему этого не происходит мне сложно судить.

Однако, говорить о том, что здесь всё пропало, я бы не стал. Основная причина кроется в действиях крупного бизнеса. В этот бизнес входят россияне. Войти в бизнес это всегда вложить часть своих средств и если кто-то это делает, значит он рассчитывает получать прибыль и не рассчитывает, что завтра здесь будет всё разбито или отжато украми. На это можно было бы не обращать внимания, если бы не одно «но». Здесь производится реконструкция предприятий. Да. Она не производится в таких масштабах, как это делалось до войны, но сюда ввозится не рядовое оборудование из Европы которое стоит не десять и не двадцать тысяч рублей. Смонтировав его здесь не удастся в случае «шухера» погрузить в вагон и отправить назад в течении недели. Значит это всерьёз и надолго. Это не означает, что войны не будет, но какая-то уверенность в завтрашнем дне у бизнеса есть.

Середняк чувствует себя немногим хуже. У него нет такой поддержки, которую оказывает государство крупняку, а значит он вынужден вертеться сам. Стратегия середняка состоит в выжить и сохранить производство. Ведь если предприятие закрывается, то с вероятностью в 99% оно просто захватывается и становится очередным «государственным предприятием» или присоединяется к одному из существующих. Видимо поэтому часть среднего бизнеса даже в ущерб собственным средствам продолжает поддерживать жизнь на своём предприятии. Ведь оборудование вывезти отсюда не дадут. А охрану разгонят. Пытаясь хоть как-то минимизировать затраты или увеличить мизерную прибыль они стараются хоть что-то выпустить новое чтобы завлечь покупателя. В России наши предприятия хорошо знают и готовы с ними работать, но вопрос с документами очень больно бьёт по почкам не позволяя найти выход из этого тупика. А прогон через четыре таможни часто лишает конкурентного преимущества наших товаров. И здесь не понятно почему ДНРовский паспорт Россия сквозь пальцы рассматривает как украинский легальный документ, а местные документы юридических лиц отказывается признавать хотя бы украинскими. Это значительно облегчело бы социальное напряжение позволив снизить финансовую нагрузку на и так бедное население.

Мелкий бизнес как всегда самый крученый и часто завязан на Украину. То есть, если крупняк и середняк забыли про то направление, то мелочь крутится как белка в колесе на обе стороны и пытается выжить. Простым примером является не совсем бизнес, скорее приработок. До войны стиральные порошки у нас были преимущественно импортных торговых марок (производство находилось на Украине). С войной они куда-то исчезли. Появились сплошь российские, которые на деле оказались редкостной дрянью. Старых и проверенных в продаже нет. Остаются только челноки с Украины, которые и привезли заказанное (к концу прошлого года наконец стали появляться и в открытой продаже). Если говорить о блокаде со стороны Украины, то сейчас она хоть и очень сильная, но не абсолютная. Я, к примеру, знаю людей которые прут сюда товар каждый день отстёгивая на всех блокпостах. А вот провезти колбасу или свинину с Украины стало весьма трудно. Кажется, не более пяти килограмм - остальное изымается под предлогом санитарного контроля (боятся АЧС, хотя её в России пруд пруди) и тут же видимо уничтожается добровольцами.

Как живёт население? Кто как. В целом население можно разделить на три неравные части. Небольшая доля тех, кому удаётся заработать больше, чем им нужно для жизни и все свободные средства переводят в валюту. Я, к примеру, знаю одного середнячка, который каждый день считает кассу и «лишние» деньги тут же везутся в обменку.  Большая доля тех, кому удаётся жить по средствам. То есть человеку не удаётся ничего откладывать, но и получаемого ему хватает на жизнь. Хотя здесь сидят и те у кого просто не остаётся другого выбора и они влача жалкое существование живут по средствам. У женщин нередка зарплата в 2500÷3500 рублей. У мужчин в 4000÷5000 рублей. Что это означает на деле? По мнению ООН черта бедности находится на уровне трат $2 на одного человека в один день. Если вы получаете меньше, то вы находитесь за чертой бедности, если столько же или больше, то вы уже живёте хотя бы не ужасно. Вот и прикиньте обычную ситуацию. Жена получает 3000 рублей ($50), муж 5000 ($80), у них ребёнок. Значит в сумме они зарабатывают $130. Делим на 30 дней получаем $4,3, делим на троих - $1,44 на одного человека на один день. Но даже если оба получает по 5500, то это в сумме даёт $183. Делим на 30 дней 6,1$ и на троих $2 в день на одного человека, а если у семьи двое детей, то это уже $1,525 и вы уже за чертой бедности.

К сожалению у нас нет официальной статистики по доходу населения, поэтому мне приходится делать прикидки на глаз, исходя из имеющихся деловых знакомств. Но более-менее они достоверны, т.к. знакомых у меня очень много.

При этом мы не упомянули пенсионеров, которые получают обычно пенсию в размере 2600 рублей, т.е. $42, а это уже $1,42 в день.

Это особенно печально, учитывая, что гуманитарку Р. Ахметов сюда больше не возит. Я не берусь уверенно утверждать почему это произошло - Р. Ахметов решил, что хватит, а Захарчено ему подыграл или у последнего действительно наступила шиза и он решил это дело запретить. Как бы там ни было, но без ринатовской гуманитарки населению живётся гораздо сложнее. Раньше давали столько макарон, что старики делились с детьми и помогали им выжить в этой резервации - сейчас же этого нет. Не смотря на бравые заявления Захарченко ни кому, кто лишился ринатовской гуманитарки местную (российскую) гуманитарку давать не стали. Российскую дают только кажется детям до трёх лет и тот, у кого доход не превышает 1000 рублей на одного члена семьи и при этом ты вроде должен работать на госпредприятии. То есть в реальности ценз установлен такой, что получают её очень мало людей. Но люди с гуманитаркой иногда на улице появляются. Она упакована в синие пакеты МСЧ РФ с надписью что-то вроде «Россия Донбассу». В боевых, реально горячих точках гуманитарку даёт Красный Крест (сам видел), но кажется один раз в три месяца. Говорят пакет хороший и по объёму и по содержимому. Говорили, что МЧС получал гуманитарку от Кобзона - детям новогодние подарки (конфеты), но я воочию его не видел. Больше гуманитарки ни кто не видит и как она распределяется ни кто не знает (по крайней мере мне это не известно, а это означает, что как минимум массовой раздачи нет (церковь тоже ничего не даёт).

В отличие от устоявшегося мнения далеко не все пенсионеры получают пенсию на Украине. Выставленные ею преграды неплохо работают, а потому всё большее количество стариков перестают туда ездить и пытаются выжить на одну днровскую.

Этим летом власти ДНР устроили среди пенсионеров, кому за 70 лет, флэшмоб под названием пенсии на карточку не будет - приходи на почту. А становилось об этом известно в день получения пенсии. Но карточку можно было оформить заново.

В условиях такой экономики немногочисленные работодатели испытывают шквал предложений от потенциальных работников. Поэтому происходят прискорбные случаи, когда здоровые мужики, оказавшись без работы, но ещё не достигшие пенсионного возраста не могут устроится на работу даже дворниками. А учитывая, что у многих разбиты дома и погибли все родственники, то люди в таких условиях оказываются выброшенными на улицу без средств к существованию совершенно никому не нужные с протянутой рукой.

На улицах появляются нищие по ненаглому взгляду которых понятно, что это реальные нищие. Летом мной даже был замечен мальчишка лет десяти в первом маршруте трамвая, который пел и побирался. По его глазам было видно, что ему это делать неловко - значит реальная нужда заставила (я помню наглые глаза попрошаек 90-х). Но больше я его не видел - наверное определили куда-то.

Для тех, кто получает хоть какую-то зарплату открылось много «Сэконд Хэндов» и «Суперхэндов» которые позволяют нищему населению хоть во что-то одеваться. А на обычном рынке можно услышать, что человек за день не продал вообще ничего.

В общем жизнь проходит реально как в резервации. Именно так всё чаще называют нашу территорию наши же жители. И в этом слове больше упрёка России, чем Украине. И те кто по умнее и у кого получается, стараются отсюда уехать, но об этом чуть позже.

Кстати. Так называемые народные депутаты коммуналку не платят, а коммунальным службам запрещено требовать с них задолженность.

КП «Донецкгорводокал» остался украинским предприятием. Ситуация у них вообще не завидная. Трудовой стаж не идёт ни где, т.к. страховых взносов не платят ни куда, зато эти деньги высчитывают. Но есть ДНРовский Водоканал с штатом в 3,5 анонимуса для сбора денег здесь.

Про образование
Образование всегда было направлено на воспитание патриотизма, но сейчас это особо видно. Наверное такого не было лет тридцать. Я имею в виду такого масштаба. Обязательные уроки гражданственности на которых вперемешку с вполне приличными темами обсуждаются чисто патриотические высосанные из пальца. Учителя же это всегда подневольные люди. Но дети… Дети всегда были проницательными личностями, а сейчас они наверное стали ещё более трезвомыслящими. Потому на многие темы они задают вполне разумные вопросы. Что может сказать на это учитель? Учитель максимум может многозначительно промолчать таким образом ответив на все вопросы. Школу же заваливают различными конкурсами. Часть конкурсов идёт из России, часть чисто местные. И если до войны в этих конкурсах можно было участвовать, а можно было и не участвовать, то сейчас это стало обязаловкой.

Что мне лично не понятно в современной школе так это практика пустых уроков. Не знаю как было у вас, но в моё время если учитель заболевал, то его полностью заменял другой. Не знаю как это выглядело с точки зрения приказов, оплаты и т.п., но подозреваю, что всё было поставлено на достойный уровень. Но факт остаётся фактом - если у нас заболевал учитель математики, то вместо его уроков шла история, география, русский язык и т.д. А что происходит сейчас? А сейчас к детям может прийти на урок не только другой учитель, но и библиотекарь, психолог или ещё кто-то, чуть ли не уборщица чтобы просто проследить за порядком - чтобы дети друг друга не поубивали. Как там это всё проходит не ясно. Не думаю, что бы за это ни кто не получал денежку, но явно она не попадает в руки учителям, которые бы за это должны были бы работать, а не тупо сидеть.

Так же в школе по факту отсутствует свобода выбора экзамена каждым учеником. Формально он есть, но неформально частенько руководство школы давит на детей заставляя их выбирать предмет целым классом.

В детском саду тоже случается маразм с завидной регулярностью. Например, дети должны были участвовать в конкурсе «война и мир глазами детей» или «белые журавли». Вот объясните мне - как детсадовские дети могут понять и обрисовать то, что они вообще-то слабо представляют, а многие из них и понятия не имеют. Любой нормальный родитель своих детей уберегает от любого негатива, особенно такого как война (вспомните итальянский фильм про то, как отец убеждал своего сына в концлагере, что они строят танк - снятый на основе реальных событий). Давая такие задания они конечно же используют ахуенную тему  (кажется так выразился в своё время Тёма), которую используют все политики - тему детского рисунка. Только зачем детям это знать и зачем им это объяснять??? Некоторые родители что-то намалюют за детей и отдают типа детская работа. Другие просто динамят такой конкурс.

Питание в детских садах по прежнему остаётся бесплатным. В школе бесплатное питание только у льготной категории. Остальным обед стоит около сорока рублей.

В целом во многих учебных заведениях творится бардак и руководство учебных заведений крышует кто-то из верхов не позволяя снять очередную зажравшуюся морду.

Самое интересное явление проявляется в силовых вузах. Как мне сказали, в наше военное училище, конкурс составляет восемь человек на место. При поступлении заключается контракт на несколько лет (то ли три, то ли пять лет - забыл). Про какой-то ментовский вуз слышал, что если за что-то студента отчисляют с первого курса, то родители должны выплатить 70тыс. рублей, если со второго, то 150 тыс. руб. и так далее - таков контракт. В целом много хороших ребят (мальчишек и девчонок) идёт по военной стезе. Я сам встречал в больнице несколько человек и у нескольких знакомых (пусть и шапочных) дети пошли по силовой стезе. В этом проявляется некоторый парадокс - хорошие ребята идут в силовики, которые гибнут каждый день и которым путь на Украину (а соответственно и за документами) становится закрытым. Так что чтобы там не говорили другие, но кровь в войсках обновляться будет и обновление это будет не только количественное, но и качественное. Слышал даже, что неприкаянных ребят (те, которые не нашли себе места в жизни, но и по плохой дорожке не пошли) вызывают в военкомат и очень настойчиво рекомендуют пойти в военные. Их вроде учат в России и возвращают сюда. Но это скорее экстернат, а вот вуз… А я вот думаю для чего это делается. Не готовится ли качественное реформирование армии к будущей хорошей мясорубке…

Продолжение следует...

взгляд из донецка

Previous post Next post
Up