Гражданская казнь.

Mar 08, 2010 22:41

19 мая 1864 года на Мытнинской площади в Петербурге состоялось событие, которое навсегда вошло в летопись русского освободительного движения. Было туманное, мглистое петербургское утро. Моросил холодный, пронизывающий дождь. Струйки воды скользили по высокому черному столбу с цепями, длинные капли падали на землю с намокшего дощатого помоста эшафота. К восьми часам утра здесь собралось более двух тысяч человек. Литераторы, сотрудники журналов, студенты медико-хирургической академии, офицеры армейских стрелковых батальонов пришли проститься с человеком, который около семи лет был властителем дум революционно настроенной части русского общества.

После долгого ожидания показалась карета, окруженная конными жандармами, и на эшафот поднялся Николай Гаврилович Чернышевский. Палач снял с него шапку, и началось чтение приговора. Не очень грамотный чиновник делал это громко, но плохо, с заиканиями, с передышками. В одном месте он поперхнулся и едва выговорил "сацали-ческих идей". По бледному лицу Чернышевского скользнула усмешка. В приговоре объявлялось, что Чернышевский "своею литературной деятельностью имел большое влияние на молодых людей" и что "за злоумышление к ниспровержению существующего порядка" он лишается "всех прав состояния" и ссылается "в каторжную работу на 14 лет", а затем "поселяется в Сибири навсегда".

Дождь усиливался. Чернышевский часто поднимал руку, обтирая холодную воду, струившуюся по лицу, сбегавшую за воротник пальто. Наконец чтение прекратилось. "Палачи опустили его на колени. Сломали над головой саблю и затем, поднявши его еще выше на несколько ступеней, взяли его руки в цепи, прикрепленные к столбу. В это время пошел очень сильный дождь, палач надел на него шапку. Чернышевский поблагодарил его, поправил фуражку, насколько позволяли ему его руки, и затем, заложивши руку в руку, спокойно ожидал конца этой процедуры. В толпе было мертвое молчание,- вспоминает очевидец "гражданской казни".- По окончании церемонии все ринулись к карете, прорвали линию городовых... и только усилиями конных жандармов толпа была отделена от кареты. Тогда... были брошены ему букеты цветов. Одну женщину, кинувшую цветы, арестовали. Кто-то крикнул: "Прощай, Чернышевский!" Этот крик был немедленно поддержан другими и потом сменился еще более колким словом "до свидания".

На другой день, 20 мая 1864 года, Чернышевский в кандалах, под охраной жандармов был отправлен в Сибирь, где ему суждено было прожить без малого 20 лет в отрыве от общества, от родных, от любимого дела. Хуже всякой каторги оказалось это изнуряющее бездействие, эта обреченность на обдумывание ярко прожитых и внезапно оборванных лет...



4 апреля 1863 года была написана эта страшная книга - "Что делать?" - пособие для революционера. Что же вы со своими новыми, особенными людьми наделали?! Сколько было загублено невинных душ, а светлое будущее так и не построено. Интересы каждого так и не стали переплетаться с интересамик всех, человек не научился разумно управлять силами природы, не исчезло драматическое разделение между умственным и физическим трудом, и личность так и не обретет никогда утраченную в веках гармоническую завершенность и полноту ( впрочем, последнее спорно).  Города кишат людьми, как опарыши в банке, не вздохнуть-не продохнуть. Не стал город только пунктом обмена товарами, как раньше. Мастерским Веры Павловны никогда не будет места в жизни.
Но что я так ополчилась?! Есть в книге и позитивное. Очень понравился момент о том, что женщина должна быть равной с мужчиной, она тоже сильная! Все привыкли считать, женщина  - слабое существо; так сложилось веками, женщина раба мужчины, бездеятельное, необразованное существо,  ее место у домашнего очага рядом с многочисленным потомством. Она должна трепепетать перед гением своего мужа, ловить его каждое слово с открытым ртом, видеть в нем человеческий идеал. С времен Чернышевского мало, что изменилось, правда женщин, выдержавших экзамены по медицине, например, как Вера Павловна стало очень много, но им на пользу мало пошло... 
Пошлость Марьй Алексеевн за 150 лет была преумножена в десятки тысяч раз. Они так до сих пор и видят смысл жизни в удовлетворении своего узкого мещанского эгоизма. Вот бы ту неисчерпаемую энергию новых людей да направить в мирное русло, равных нашей Великой стране тогда бы не было. Но это все изъявительное наклоенние, что было, то было, прошлого не вернуть. Однако, менять порядок вещей надо, еще не поздно!

"Что делать?" - обязательная книга для прочтения, только не в 10 классе! Ни в коем случае нельзя тревожить неокрепшие умы школьников такими разруительными вещами. Даже благодарна нашей Слабо(а)чкой Елене Сергеевне за наши уроки литературы, где мы с 9 класса начали забывать буквы.  
Во время прочтения раз десять  хотела забросить роман, сил уже не хватало читать. Местами написано тяжеловато для восприятия, мысли начинали улетать далеко-далеко, и голова падала на грудь, мозг забывался в глубоком сне. Хорошее лекарство от бессонницы. Но местами было весьма захватывающе, что мама не горюй, не хотелось отрываться от желтых, пахнущих пылью страничек.
В некоторых московских школах Чернышевский был в программе. Одногруппницы говорят, понравилось. Но на вопрос:"Что в книге понравилось?", получала довольно странные ответы. Одна из них прочитала за ОДИН день (весьма сомнительно, я убила на него полторы недели) и понравилось отношение автора романа к "проницательному" читателю больше ничего ей не запомнилось и не подчерпнулось... Они ДАЖЕ писали сочинение! эххх.грустно.
Лет через 20 стоит пречитать роман. Сравним с моим теперяшним отношением.

книги

Previous post Next post
Up