коротко отсюда:
http://www.asha.org/public/speech/disorders/LateBlooming.htm и
http://www.nysslha.org/files/public/Late_Talkers.pdf Поздноговорящими (обычно это 15% от всей возрастной группы) считают детей, которые в возрасте 2х лет говорят менее 50 слов и не строят предложения. Типичный двухлетка произносит около 300 слов и строит фразы из 2-4 слов. Половина из всех поздно заговоривших детей будет иметь проблемы с обучением.
1. Восприятие. Понимание речи на соответствующем возрасту уровне отличает поздноговорящих детей от детей с задержкой развития.
2. Чем больше разнообразных жестов использует в речи ребенок, тем больше у него шансов догнать впоследствии ровесников. В этом смысле мне интересно: если ребенка с задержкой речевого развития по неизвестной пока причине (то ли поздноговорящий, то ли задержка развития) обучать языку жестов (baby sign language, например), улучшит ли это его перспективы в дальнейшем? или наоборот, поздноговорящий будет эффективно пользоваться таким языком, а ребенок с задержкой развития - нет?
3. Возраст. Чем в более старшем возрасте наблюдаются проблемы с речью и языком, тем хуже прогноз.
4. Личный прогресс. Несмотря на то, что речевое развитие у ребенка может быть замедленным, он должен неуклонно прогрессировать и приобретать новые навыки каждый месяц. В речи должны появляться новые слова. Одно и то же слово должно находить новые применения (например: "бутылочка" может в разное время означать: "где моя бутылочка?", "это моя бутылочка" и т.д.)
Исследования показывают, что, хотя позднеговорящие дети догоняют сверстников по речевым навыкам, они демонстрируют более плохие результаты в чтении, правописании, синтаксисе и морфологии, а также имеют более бедный словарь. Социальные навыки у детей, начинающих говорить позже, также развиты хуже.
Поздноговорящие дети, несмотря на слова соседки "перерастет", нуждаются в занятиях с логопедом, потому что это позволяет уменьшить риск проблем с письмом, чтением и обучением в дальнейшем.
Семён говорить начал нерано. В два года это и было где-то в пределах 50 слов и 2-сложные фразы. Он не гулил, не лепетал. Совсем. Жестами тоже не особо пользовался. Молчал, потом сразу начал говорить слова. И у него все и всегда - взрывами. После двух вдруг однажды утром начал повторять за нами наши длинные фразы, обращенные не только к нему, но и друг к другу. Слова он, естественно, не выговаривал совсем никакие. Но интонацию, ритм и ударение передавал очень точно. А через несколько дней "заговорил" сразу фразами по 4-5 слов (напоминающих настоящие слова больше интонационно, чем фонетически). Сейчас по-прежнему не выговаривает много звуков (л, р, с, щ, ч, ц), но речь очень богатая, предложения сложные, словарный запас большой. Интересно было, как одно время он не слышал разницу между "о" и "у", "и" и "ы". Года в три прошло.
и, пользуясь случаем, напомню вот про эту прекрасную книжку
Debora Feit. The Parent's Guide To Speech and Language Problems.