Оригинал взят у
novayagazeta в
В Эрмитаже ищут экстремизм 117 жалоб от «разгневанных горожан и казаков» на Государственный Эрмитаж приняла за последние дни петербургская прокуратура. Все обращения по причине «оскорбления чувств верующих» и «унижения их достоинства» написаны как под копирку. Однако именно их количество вынудило прокуроров 7 декабря начать проверку в главном музее культурной столицы. Работа Эрмитажа и экспозиции пока не прервана.
Жалобщиков возмутила антифашистская выставка современных английских художников братьев Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья», открывшаяся здесь еще 20 октября. Они усмотрели в ней признаки экстремизма и надругательства над верой, о чем и сообщили в надзорные органы.
Как рассказали «Новой» в музее, центральная работа экспозиции - трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин. В них развернут единый ландшафт ада, где нацисты со зверской жестокостью неустанно убивают друг друга. Сами витрины располагаются в пространстве зала таким образом, что сверху их общее очертание отдаленно напоминает свастику.
Руководство Эрмитажа объясняет посетителям:
- Выставка носит сугубо антифашистский характер. Насилие десятков чепменовских фигурок друг над другом - нацистов над нацистами - возвращает ужасы войны и ощущение, что на войне бывают не только победы. Пришло время про это напомнить…
Но в напоминании британских художников 117 неизвестных заявителей увидели экстремизм. А конкретная инсталляция с изображением распятых на крестах плюшевого мишки и Рональда Макдоналда и вовсе оскорбила их как «верующих».
«На выставке Чепменов на кресте распяты клоун Рональд Макдональд и плюшевый мишка - это не что иное, как осквернение христианского креста», - излагают свою точку зрения анонимные защитники православия.
- Ябедники безграмотно смешивают понятия животворящего креста, распятия как такового, и просто крестообразного изображения. То же самое касается и их трактовки свастики, - говорит куратор выставки «Конец веселья», руководитель сектора современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. - Антифашистская выставка ориентирована на эрмитажного зрителя, знакомого с фактами истории и принятой трактовкой этих фактов. Работа Чепменов - предостережение. Она показывает тот ужасный мир, который не наступил и никогда не должен наступить.
Авторы массовых кляуз - известны и неизвестны одновременно. С одной стороны - они выступают уже не первый раз, подписываются некими именами и называют себя «гражданами Петербурга» и «казаками Петербурга». С другой - ни с одним из «униженных и оскорбленных» правоохранительным органам повстречаться и пообщаться еще не удалось. Не удалось даже найти в Северной столице людей с такими данными.
Хотя подобное расследование полицией уже велось, когда те же лица (судя по подписям в жалобах) в октябре сорвали в петербургском музее «Эрарта» премьеру «Лолиты» по роману Набокова. Тогда они скандалили по поводу того, что спектакль пропагандирует гомосексуализм и педофилию.
Воспринимать сегодняшний инцидент в Эрмитаже как полную неожиданность нельзя. Еще в своих октябрьских обращениях анонимы упреждали:
«Просим также обратить внимание на выставку в Эрмитаже, где несколько раз используется свастика. Братья Чапмены делают то же что и Марат Гельман. Просим Пиотровского одуматься. И на Эрмитаж найдётся прокуратура и официальное казачество...»
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на встрече с журналистами 7 декабря прокомментировал ситуацию:
- Только идиоты могут считать, что указанная инсталляция оскорбляет крест, и не понимать, что речь идет о страшном суде, который приходит в наше время и который изображен братьями Чепмен. Но в прокуратуру поступило много жалоб. Люди считают, что якобы осквернен христианский крест тем, что к нему приколочены макдональдовский клоун и плюшевый мишка. К нам пришли из прокуратуры и проводят проверку. Может быть, еще вынесут решение, что мы экстремисты.
Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть.
Отбор работ - священное право музея и только он может определять, что является искусством, а что - нет. Для несогласных с такой позицией существует и более официальная: выставка одобрена Минкультом и оказалась в Петербурге по соглашению России и Англии. В связи с прокурорской проверкой руководство Эрмитажа 7 декабря обратилось к генеральному прокурору России. Мы попросили принять меры, чтобы ни нам, ни прокуратуре не мешали работать.
Нина ПетляноваСоб. корр. по Северо-Западному федеральному округу