Оригинал взят у
novayagazeta в
ДопросОчередной эксперт, добивавшийся либерализации уголовного законодательства, приглашен на допрос
Вчера Яна Яковлева, председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность», побывала на допросе в Следственном комитете. Следователь, постеснявшийся по телефону назвать повод для приглашения Яковлевой в Технический переулок, при личной встрече пояснил: Яна будет допрошена в качестве свидетеля по делу о хищении акций «Апатита», возбужденному, как мы помним, в 2003 году.
Яна Яковлева не знакома ни с Ходорковским, ни с Лебедевым, и по «Апатиту» вряд ли сможет что-то сказать. Это, конечно, не больше чем повод, чтобы заманить ее в берлогу - и тем самым подчеркнуть еще раз: око-то государево не дремлет! Заход следствия позволяет теперь уже со всей уверенностью утверждать, что допрос Яковлевой в Следственном комитете напрямую связан с так называемым «делом экспертов», проводивших общественную экспертизу «дела ЮКОСа».
- Допрос продолжался ровно 15 минут, - рассказывает адвокат Яны Яковлевой Евгений Черноусов. - Вопросов, которые касались бы собственно акций «Апатита», мы так и не услышали. Зато были заданы вопросы о том, в каких рабочих группах по либерализации уголовного законодательства участвовала Яна, принимала ли она участие в обсуждении амнистии для предпринимателей. Сославшись на ст. 51 Конституции, моя подзащитная не стала отвечать на эти вопросы.
Яна Яковлева, стоит отметить, действительно очень заметная фигура в деле борьбы с правоприменительным абсурдом в отношении предпринимателей. В 2006 году против нее, финансового директора компании СОФЭКС, занимающейся поставками промышленной химии, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков было возбуждено уголовное дело по ст. 234УК РФ - «Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ», для убедительности укрепленное ст. 171 и 174 УК РФ - «Незаконное предпринимательство» и «Отмывание доходов». Дело было явно «заказное»: фирма Яковлевой отступила от «обычаев» и отказалась делиться, как это делали остальные участники рынка.
Яна была арестована и провела в тюрьме семь месяцев. Уголовное дело против нее в итоге развалилось, так и не дойдя до суда. А в результате широкого общественного обсуждения в 171 и 174 статьи были внесены изменения, после чего эти статьи перестали быть универсальным инструментом для умножения срока предпринимателям. Да и 234 статья вышла из широкого употребления.
Зато Яна, освободившись из тюрьмы, написала блестящую книгу о своем опыте отсидки. Из просто активной молодой бизнес-вумен она превратилась в яростную и непримиримую защитницу российского класса предпринимателей. Она, конечно, участвовала и парламентском обсуждении смягчающих поправок в законодательство, хотя в общественной экспертизе «дела ЮКОСа» участия не принимала.
Ранее по «делу экспертов» уже были допрошены многие видные общественники, в том числе бывший председатель президентского Совета по правам человека Элла Памфилова и судья Конституционного Суда в отставке Тамара Морщакова.
P.S. Если следователи будут интересоваться мотивами, руководствуясь которыми Яна активно добивалась изменения российского законодательства, то им можно рекомендовать почитать ее книгу. Там она открыто пишет о том, зачем лично ей все это изначально было надо: «По 234 статье только за 2006 г. осуждено 1200 человек. 1200 человек осуждено незаконно - это означает репрессии. Предпринимателей сажали и сажают, а где Союз химиков? Где РСПП? Мои адвокаты подготовили иск в Конституционный Суд о незаконности 234 статьи УК РФ, чтобы остановить уголовные репрессии. То, что обращаюсь в КС лично я, Яна Яковлева, при 1200 осужденных только за один год, говорит о том, что организации по защите бизнеса у нас фиктивные».
Ольга БоброваОбозреватель