Экопродукты: полезно, но пока дорого

Oct 07, 2015 12:00



В ближайшее время будет принят закон об органическом производстве. Уже сегодня на прилавках магазинов можно встретить экопродукцию, но часто это псевдоорганика, предупреждают производители. Закон же позволит сертифицировать подлинную органику, рынок станет организованным, а потребитель сможет доверять такому органическому продукту.

Пока органические продукты, то есть выращенные без всякой химии, не особо распространены на российском рынке. У нас их предпочитают покупать те, кто нацелен на здоровый образ жизни. А ведь за рубежом использование органической продукции давно уже стиль жизни.


Что такое «эко»?

Мы привыкли покупать бройлеров, не задумываясь, что на гормонах роста он растет в инкубаторе 35 дней, - а в естественных условиях цыпленку понадобится на это полгода. И молоко, хранящееся по полгода, нас уже не удивляет. Но в органическом производстве такое невозможно. «Органическое производство - это крайне строгие требования. Например, на землях не должна в течение 10 лет применяться химия; из удобрений только перегной и навоз. Даже с сорняками нельзя бороться с помощью химических средств. Нельзя использовать генномодифицированные семена. Все эти вопросы прописаны в недавно принятом Национальном стандарте (ГОСТ), - поясняет Сергей Ключников, коммерческий директор компании, которая занимается органическим сельским хозяйством в Угличском районе Ярославской области. - Многие производители гордятся тем, что могут, например, из 100 кг мяса сделать 120 кг продукции. А мы - только 95. Это потому, что мы не используем добавки».

На органическом производстве молоко не стерилизуют, а только пастеризуют - это термообработка при 68-70 градусах. При стерилизации (нагреве до 100 градусов) убивается все живое, в том числе, кстати, и соли кальция, поэтому на органическом производстве стерилизация запрещена. А еще на таком производстве используются только естественные закваски. Как рассказывает руководитель молочного производства Виктория Балашова, кефиром может называться только тот продукт, который выработан за счет работы кефирного грибка. Продукт, который выпускают с использованием сухой закваски, должны называть кефирным напитком. В процессе сквашивания кефирный напиток не образует дрожжи и щиплющий вкус, а кефир образует. Кстати, кефир или молоко органического производства иногда могут чуть отличаться по вкусу. «Структура молока меняется от сезонности. Летом в нем больше каротина, а продукты - сметана, сыр, масло - более насыщенного желтого цвета. Зимой молоко жирное - корова ест силос. Летом - более жидкое, жировые шарики в молоке другой структуры», - поясняет Виктория Балашова.

Маленькое лобби больших возможностей

Сейчас не все готовы покупать дорогую органическую продукцию. А затянувшаяся ситуация с принятием закона о сертификации органических производств мешает новым предприятиям расти на этом рынке, отмечает Олег Мироненко, член Национального органического союза (НОС).

«То, что производится вручную и в небольших количествах, называется на Западе handicraft, - поясняет Олег Мироненко. - Там гораздо больше маленьких компаний - ферм, где не более 300 голов скота». У нас же, отмечает эксперт, рынок экопродукции двигают уже крупные сложившиеся производства. Много и маленьких ферм, но им трудно пробиться на рынок.

В Национальном органическом союзе предполагают, что закон будет принят к концу года, а полностью новое законодательство об органике заработает к 2017 году. А перспективы у органического сельского хозяйства неплохие! Постепенно уходит импорт, это положительный момент для развития рынка отечественной продукции. Да и спрос растет. «В январе 2014 года мы отгружали молочной продукции 12 тонн в месяц. Сейчас это 50 тонн, - отмечает Андрей Грачев, председатель правления НОСа, исполнительный директор группы компаний «Агранта». - Спрос возрос в несколько раз».

Псевдоорганика, которая на модной волне успеха использует слова «био» и «эко», на самом деле не является экопродукцией. «Когда примут закон, мы будем функционировать уже в рамках российского законодательства. Так что нам будет легче взаимодействовать с потребителем. А безответственные производители уйдут с рынка», - считает Андрей Грачев.

Потребитель перешел на экологическое мышление

Если человек начинает питаться органическими продуктами, то морально он уже готов поддержать философию правильного, здорового питания. Но многое будет зависеть и от доходов. Пока на органику перешли те потребители, у кого доход выше среднего. Потому что такие продукты действительно пока дороги, и во многом это объясняется и методами производства, и затратами на проверку товара на соответствие требованиям, хотя бы западным (ведь в Европе уже есть законы об органике).

При этом в Европе, США, Японии разница в цене между органикой и индустриальными продуктами питания составляет около 20 процентов. «А у нас пока эта разница около 50 процентов. С ростом объемов будет снижаться себестоимость и продукция станет дешевле», - отметил Андрей Грачев.

Мнение специалиста

Юлия Никитникова, врач-диетолог:

- Органические и неорганические продукты по содержанию основных макро- и микроэлементов и витаминов значимо не отличаются. Ценность органической пищи - в ее безопасности. В ее производстве запрещено использовать генную инженерию. Одними из возможных рисков употребления генетически модифицированной еды рассматриваются ее потенциальная токсичность (в частности, на ткани печени), аллергенность, канцерогенный эффект и неблагоприятное влияние на репродуктивную функцию. Также органическая пища не содержит химически синтезированных консервантов, красителей и ароматизаторов, сырья, выращенного с использованием пестицидов и химических удобрений. Синтетические добавки могут негативно влиять на иммунную и эндокринную системы. В настоящее время известно около 10 видов рака, на развитие которых влияет качество пищи. Не последнюю роль в этом играют химически синтезированные консерванты, красители и ароматизаторы, ГМО (безопасность для человека не доказана).

Отдельно хочется сказать о гормонах и стимуляторах роста, активно используемых в животноводстве и на птицефабриках (в органическом хозяйстве это запрещено). Человеческими рецепторами они воспринимаются точно так же, а значит, способны влиять на наш собственный гормональный фон. Стимуляторы роста могут угнетать синтез человеческого соматотропного гормона, который играет огромную роль в росте и развитии, регуляции белкового, углеводного и жирового обменов. В том числе с употреблением большого количества факторов роста в пищу сейчас связывают «эпидемию» ожирения.

Сегодня органическое сельское хозяйство - мировая тенденция, оно есть в 160 странах мира. В 84 странах действуют собственные законы об органическом сельском хозяйстве. За период 2000-2013 годов мировой рынок органики вырос более чем в три раза - с 18 до 72 млрд долларов. Это примерно 10% от общего объема сельскохозяйственного производства. Согласно прогнозам экспертов, к 2020 году мировой оборот рынка органической продукции может достичь 200-250 млрд долларов.

***

Сейчас на российском рынке стабильно потребляют натуральную фермерскую продукцию около 10% населения России - примерно 14 млн человек. По данным соцопросов, органические продукты готовы покупать 58% россиян. Среди жителей мегаполисов таких желающих - 70%.

Источник: «Мир новостей», 06.10.2015

Фото: Екатерина Якель

АгриВолга, Агранта, Экопродукция, органические продукты

Previous post Next post
Up