Дело в чистом поле

Sep 01, 2015 17:51


Опыт крупнейшего в России органического хозяйства показывает, что в этом бизнесе быстрого экономического эффекта - во всяком случае, для новичков - быть не может.

«Вот по этому учебнику у нас все работники сдают экзамен после трехмесячного изучения, - грохнув по столу увесистым справочником, сказал исполнительный директор «Агранты» Андрей Грачев. - Это вся наша методика производства органической продукции, составляли сами с учетом мирового, собственного опыта и российских особенностей».

Главной российской особенностью (и экономическим выигрышем) г-н Грачев считает огромные площади чистой земли, которой после развала колхозов агрохимия не касалась более десяти или даже двадцати лет, и поэтому для развития производства органической продукции нет необходимости ждать два-три года, пока земля восстановит свою экосистему. С 2007 года, когда девелоперская компания Сергея Бачина «Агранта» создала крупнейшее в России хозяйство по производству органики «АгриВолга», у последней на балансе уже накопилось 44,6 тыс. га земли (стоимость покупки не называют, но в области она около 60 тыс. рублей за гектар). На ней и выращивают органические корма для своих 9000 породистых коров и быков, 5500 овец и 250 свиней. Для России это не показательное хозяйство, поскольку органика - удел в основном мелких фермеров. Сергей Бачин, пожалуй, единственный, кто решил изначально развернуть полный цикл: от производства собственных кормов до переработки и розничного сбыта. В это и вложил уже более миллиарда рублей и намерен до конца года инвестировать еще 150 млн в расширение производства.

«Поэтому пока мы работаем в ноль, но инвестиционный цикл - пятнадцать лет, бизнес будет прибыльным. А сейчас вся операционная прибыль идет на развитие, - объясняет президент «АгриВолги» Андрей Молев. - В частности, ближайшая задача - удвоить поголовье скота. Тогда и можно будет говорить об экономическом эффекте».

В холдинг входит несколько сельхозпредприятий, в основном это перерабатывающие заводы и реконструированные фермы.

«Это коровки породы джерси, такие дают более жирное молоко, - с гордостью проводит нас сквозь ряды безмятежно обедающих буренок директор по животноводству Наталия Макарова. - А эти пятнистые, наша гордость, - ярославка. Она устойчива к болезням, вынослива и неприхотлива. Чуть дальше - канадский ангус; это мясная порода, она быстро набирает вес».

Людей на ферме почти не видно. Отобедавшие коровы из «помещения для отдыха» сами вразвалочку направляются кто на прогулку, а кто в очередь к доильному аппарату. Этот автомат вовсе не предполагает участия человека, что позволяет избежать риска занесения инфекции в молоко.

«Чтобы сохранить полезные свойства продукта, мы научились пастеризовать молоко при 70 градусах, а не при 90, - говорит Наталия Макарова. - К тому же в отличие от традиционных коров мы своим в корм не сыплем антибиотиков. Да и вообще с этим строго: даже зеленкой их не можем помазать без согласования с инспектором из сертифицирующей организации. Вот сейчас надо прививку одной сделать - снова спрашиваем разрешения».
Доильный аппарат направляет молоко сразу же в соседнее помещение, где расположены лаборатория и упаковочный цех (эта особо стерильная зона закрыта для гостей).

«Если молоко с этой производственной фермы мы продаем под органическим брендом «Углече Поле», то другое, которое перелили из бочки в машину и обратно, мы продаем уже под неорганическим брендом «Из Углича», хотя оно тоже произведено без химии и по всем правилам органики», - говорит Наталия Макарова.

«И что же для вас главное в органике?» - спрашиваю ее. «Наверное, понимание того, что это целая наука, а не баловство, как считают агрономы и зоотехники старой закалки, - отвечает она после недолгого раздумья. - Никто из них не понимает, почему нельзя дать антибиотик животному, почему надо возиться со сложными гомеопатическими средствами. Некоторые принимали чуть ли не как личное оскорбление запрет поднимать руку на животных и ругаться на них матом. Поэтому они у нас не задерживаются, работает в основном молодежь».
Молодые люди приезжают из разных регионов, а те, кто сдает экзамен, селятся здесь, в Угличе, или в ближних поселках. Предприятие оплачивает им половину стоимости квартиры, так что средней зарплаты в 20-25 тысяч рублей при сельской ипотеке хватает. Наверное, поэтому неудивительно, что даже навоз здесь убирают ребята с высшим образованием. «Нас ничему подобному в вузе не учили, так что интересно освоить новую технологию, которая развивается во всем мире, а значит, будет перспективна и у нас», - говорит зоотехник Александр Федотов.
Благодатная жизнь на ферме для мясных пород завершается на расположенном неподалеку мясоперерабатывающем заводе. При забое главное не испугать животное, чтобы ненужный адреналин не попал в кровь. Поэтому после перевозки им дают успокоиться час или два, после чего те сами, даже с некоторым любопытством, восходят на «плаху». Здесь их оглушают пневматической пушкой так, что они не успевают и глазом моргнуть, а потом уже в дело вступают ножи. Мощность переработки - до 20 коров в день, или 50 овец, или 50 свиней.

«Мясо мы продаем в вакуумной упаковке, часть идет на колбасу, - проводит нас по колбасному цеху руководитель производства Елена Денисова. - Она делается очень честно, как видите: вот мясо, вот перец и соль - больше ничего, никаких шкур или обрези».

В Угличе расположен только один магазин «АгриВолги», но его оборотов явно не хватает на всех желающих, в чем можно легко убедиться уже после обеда. Дело в том, что здесь купить органические молоко, кефир, сметану, творог, колбасу и мясо можно почти по цене традиционных. Впрочем, если в Угличе органическое молоко стоит 90 рублей, то в Москве - уже 130 (в фирменном органик-маркете), а в супермаркетах - свыше 140.

«Мы не поднимаем цену, хотя дефицит нашей продукции вроде бы к этому располагает, - поясняет Андрей Молев. - Потому что высокой ценой людей можно отпугнуть от органических продуктов, а мы намерены вовлечь в потребление органики широкие слои населения, чтобы сформировать устойчивый рынок сбыта».

Помимо увеличения поголовья скота Андрей Молев сейчас озабочен экспериментом с выращиванием органических овощей (картофель, капуста, свекла и прочее). Их первый урожай получили в прошлом году, но реализовали как традиционный из-за неудачного подбора технологий. Вырастить овощи без агрохимикатов намного сложнее, чем кормовые культуры, поэтому весь фокус - в правильном подборе сортов и технологии устранения сорняков. «АгриВолга» ее не раскрывает, считая своим ноу-хау. Но, судя по всему, речь идет о том, чтобы закрыть почти всю площадь (а это несколько гектаров) защитным от солнца покровом так, чтобы у сорняков не было и шансов прорасти (овощам, видимо, остаются небольшие лунки). Если эксперимент удастся, то «АгриВолга» станет еще одним промышленным производителем органических овощей. В том, что покупать овощи будут не меньше, чем все остальное, в компании не сомневаются. В конце концов, у них покупают даже навоз, который пользуется отличным спросом у владельцев загородных домов.

Источник: «Эксперт Онлайн», 31.08.2015

Органик, АгриВолга, Органическая капуста, Углече Поле, Агранта, органические продукты, ОрганикМаркет, абердин-ангусская порода, Из Углича, ангусы

Previous post Next post
Up