Jan 21, 2009 22:36
Читать внимательно!
Это выдержки из статьи о музыкальных каналах в новом номере журнала "Кабельщик".
Точка зрения автора статьи Мераба Габуния мне, честно говоря, не то что нравится. Она абсолютно совпадает с моей. Думаю, что многие согласятся. А вот комментарий Михаила Козырева все расставил по своим местам: сегодня телеканал A-One превращается в адскую смесь двух радиостанций: покойной УЛЬТРЫ и Нашего Радио...
--------------
Мераб Габуния:
A-One
История с A-One - трудная тема. Когда канал только-только появился, на рынке и в прессе ему были даны большие авансы - зрители ожидали очень многого от нового канала. Заявленная концепция была и в самом деле очень интересной, ведь альтернативная музыка, которую слушали у нас в стране, представляла собой огромный массив, фактически не используемый медиа. Люди, желавшие слушать эту музыку, могли прибегать только к CD или искать исполнителей по клубам. А поскольку музыка эта весьма специфична, места, где ее исполняют, тоже специфические - это отнюдь не консерватория… И получалось, что многие любители альтернативной музыки, не готовые интегрироваться в специфическую субкультуру, в этот особый социум, просто выпадали из потенциальной аудитории. СМИ до поры им ничем не помогали - до появления A-One.
Как же в свете этого можно относиться к сегодняшнему «перепозиционированию» столь востребованного канала? Совершенно очевидно, что выиграть он может только в долгосрочной перспективе, если создаст вокруг себя определенную лояльную аудиторию, которая его любит и поддерживает. А если канал, позиционирующий себя как канал альтернативной музыки, отдает этой музыке лишь пять процентов своего вещания - это выглядит странно.
Дело в том, что у альтернативной музыки - свои параметры: характер звучания, текстов, манеры поведения, одежды. Та часть населения, в основном молодежь, которая живет в этой субкультуре, именно ее и хочет видеть на канале, претендующем стать для них родным. Если же они обманываются в своих ожиданиях, то просто уходят с канала. При этом сам канал не получает более широкой аудитории. Расширение жанровых рамок и уход от когда-то привлеченной публики требуют ясного «перепозиционирования», объявления о своей приверженности не столько «альтернативе», сколько рок-музыке, «тяжелому року».
Думаю, что приход на A-One новых людей означает наличие у них каких-то планов по изменению музыкальной политики. Очень хорошо, что у них есть базовые мероприятия типа RAMP-a, что A-One участвует в них, например, в качестве организатора или информационного спонсора... Еще плюс - хорошо узнаваемый логотип и в целом графика, сделанная очень правильно. И то, что канал самостоятельно реализует какие-то проекты, приглашает разных исполнителей - тоже хорошо. Но я неплохо знаю эту субкультуру, и вот мнение людей, слушающих альтернативную музыку: A-One перестал быть ИХ каналом. Есть такая опасность: старую публику теряешь, а новую не получаешь. И тут встает вопрос, касающийся всех музыкальных каналов: каково качество их зрительской аудитории? Если тебя смотрят один раз, а потом не приходят - это не аудитория. Качественная аудитория - та, которая приходит к тебе постоянно и помнит, на какой ты кнопке.
Очень многое на A-One за время его существования было сделано правильно. Но самое главное, что должно быть - это возрастное, аудиторное и музыкальное позиционирование. А тут наблюдается шарахание из стороны в сторону, которое я всегда объясняю тем, что инвестор не любит долго ждать. Люди, сидящие на канале, могут хорошо понимать, что нужно делать на долгосрочную перспективу, и они могут усердно взращивать свою аудиторию, а инвестор в это время их бьет по голове бейсбольной битой, приговаривая: «Мне нужно не пять тысяч преданных фанатов, а пятьсот тысяч. Хоть бабушки - главное, чтоб были». И тут начинаются манипуляции с концепцией вещания - мы это видим на некоторых радиостанциях. Внедряют одну концепцию, потом другую, потом начинают рассказывать анекдоты… В итоге потеряют все, потому что деловые новости люди слушают на «Бизнес-FM» - суперкачественной радиостанции. Есть и «Юмор-FM». А ты остаешься в середине. Ни с чем."
------------------
Комментарий нынешнего генерального продюсера A-One Михаила Козырева:
"Люди, стоящие у рычагов массового медийного бизнеса, традиционно разводят руками: «Мы даем народу то, что он хочет!». Но ведь народ-то у нас вовсе не такой одноклеточный! Возможно, кто-то хочет бесконечные «Дома-2» и музыкальные инкубаторы, а может, просто привыкли. Легче отдаться, чем объяснить, что не хочешь...
Тот же самый народ с удовольствием слушает Земфиру, «ДДТ» и Нено Катамадзе и до отказа заполняет площадки на их концертах. Тот же самый народ с радостью идет на достойное кино, а не только на жеваные поделки. Тот же народ читает Акунина, Гришковца, Улицкую и Аксенова. На спектакли Меньшикова, Серебреникова или «Квартета И» не пробиться. Ведь уже рейтинги программы «Прожекторперисхилтон» показывают, что у людей отнюдь не такой плохой вкус и отличное чувство юмора.
Просто у них ничтожная возможность выбора.
Попса как среда обитания - это не выбор народа. Это выбор продюсеров.
Я уверен, что многих это не устраивает.
Этим людям просто надо дать альтернативу, и тогда все станет на свои места.
Когда мы придумывали «Наше радио», то отталкивались от убеждения, что не может вся страна быть удовлетворена продуктом под названием «Русское Радио» - это ведь далеко не вся музыка на русском языке. Есть другая!
То же с музыкальным телевидением. Причем, простите мне самонадеянность, но догнать и перегнать все «ПопсТВ» просто. Надо просто встать рядом. И предложить все то море музыки, которого там нет. Когда пошлость вдруг становится так видна и очевидна, она тонет, не выдерживая сравнения.
Перемены на A-One только начинаются. Но мы находимся на той самой переправе, на которой коней уже не меняют. Как показала статистика развития A-One, на сегодняшний день территория покрытия и количество зрителей растут с неимоверной быстротой, что очень радует. И это не хвастовство. Именно так все и происходит. Притом хотелось бы, чтобы зрители A-One задерживались у экранов, чтобы они не только знали бренд - букву А со звездочкой, - но и наслаждались эфиром. А это уже напрямую зависит от того, что они видят и насколько им это нравится.
А потому сейчас мы будем делать с командой A-One новый телепродукт, который будет иметь свое собственное неповторимое лицо. Притом никакого радикального поворота от изначальной идеи этого телеканала мы не планируем. Я уверен, что есть огромное количество людей, тоскующих по музыкальному миксу, состоящему из Depeche Mode, U2, Placebo, Red Hot Chili Peppers, Him, The Rolling Stones с добавлением сюда «Мумий Тролля», Земфиры и Билли’з Бэнда. В большом заповеднике под названием «наша страна» - это наиальтернативнейшая альтернатива! Альтернативней не придумаешь.
Когда я пытался для себя определить три основные составляющие, что A-One есть такое, я сформулировал их следующим образом. Во-первых, это любая музыка, которая актуальна, талантлива и интересна, но лишена элемента мейнстрима, элемента обязательного попсового прогибания под самые низкие вкусы - это то, что интересно, свежо, актуально как в нашей стране, так и в мире. Во-вторых, я хочу, чтобы на A-One была еще и безоговорочная классика, под которую выросло целое поколение. Именно поэтому мы вечерами целенаправленно будем давать целыми блоками Metallica, Queen, Deep Purple, Nirvana, Джимми Хендрикса… Также мы запускаем программу «Олд Скул» с Ритой Митрофановой, которая как раз основана на указанном материале. Ну, а третье заключается в том, что A-One - это все необычное и нестандартное, даже если это не относится вообще ни к какому из жанров, принятых в основе своей на A-One: будь то электронная музыка, этническая или какая-нибудь инструментально-танцевально-экспериментальная. То есть мы будем держать руку на пульсе всего нового, интересного, даже никуда не вписывающегося. И это третья составляющая.
Задача стоит так, что, не потеряв верность, преданность и любовь тех людей, для которых A-One с самого начала был источником музыкального фона для жизни, телеканал приобрел бы и новых. Наша аудитория - это люди, которых «не обламывают» ни Дельфин, ни Led Zeppelin. Их много и они способны воспринять и то, и другое. Вот где наше медиа-пространство, изначально не похожее на пространство других. Отличающееся от них «лица необщим выраженьем».
---------------------
UPD: Кстати, про Нино Катамадзе МК круто загнал... видимо, сам-то кроме русского рока ничего не слушает. Слушал бы - написал бы правильно имя певицы :)