про праздники

Mar 04, 2021 13:27

К прошедшему Дню писателя.

За этот текст мне заплатили 2000 рублей. Я могу считаться писателем?

Экскурсия по городу Казани.

Казань - это город, в котором провел свою юность русский, советский писатель Максим Горький и город, где родился всемирно известный оперный певец Ф.И. Шаляпин. Мы начинаем пешеходную экскурсию «Горький вкус Казани» по местам, связанным с жизнью в нашем городе этих замечательных людей, пройдем следом за ними по улицам, где прошли их детство и юность, и где они получили путевку во взрослую жизнь.





Как писал Максим Горький; «Физически я родился в Нижнем Новгороде, а духовно - в Казани». (16[28] марта 1868, Нижний Новгород,- 18 июня 1936, Горки) В 60 произведениях увековечил писатель Казань, и эти произведения переведены на многие языки народов мира.

В наш город Алеша Пешков попал в годы своего становления как человека и как писателя. Шестнадцатилетний Алексей Максимович приезжает сюда для того, чтобы поступить в Казанский Университет, один из лучших университетов Российской Империи. Позже Максим Горький напишет о жизни в Казани свою, пожалуй, самую известную книгу «Мои университеты». Но речь в этой повести ведется отнюдь не об обучении в высшем учебном заведении.

Осознав, что в университет поступить не удастся, Алексей начинает работать. Алексей стал ходить на пристань Устье разгружать баржи - за это платили 15-20 копеек. Здесь он знакомится с грузчиками. «Каждый день меня насыщали острым жгучим впечатлением эти люди грубых инстинктов. Мне нравилась их злоба на жизнь, их насмешливо-враждебное отношение ко всему вокруг и пренебрежительное к себе», - вспоминал он. Эти люди станут героями произведений будущего писателя. Много профессий он сменил потом: был и разнорабочим, и помощником пекаря, и продавцом в лавке.

Истинного успеха уже на литературном поприще Горький достиг много позже, покинув Казань. На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий Горький получает всемирную славу. Сегодня мы знаем Горького как основоположника нового литературного течения «социалистический реализм», но не чужд он был и революционной романтики.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике - жажда бури!
- Пусть сильнее грянет буря!

Человек широкой души, Горький имел в друзьях множество известных людей того времени. Дружил он с Лениным, Зиновьевым, Каменевым, Шаляпин был его закадычным другом, общался с Фейхтвангером и Роменом Роланом.

Во времена становления советской власти, а потом в тридцатые годы Горький много сделал для того, чтобы спасти от тюрьмы и от смерти талантливых людей, своих друзей и просто знакомых, попавших в жернова репрессий. Кому-то он даже помог покинуть страну, что было непросто в то время.

Не всегда Горькому удавалось отвести беду, как, например, в случае с поэтом Николаем Гумилевым, который был расстрелян в 1921г. по обвинению в контрреволюционном заговоре, несмотря на заступничество Алексея Максимовича. Сын поэта, Лев Гумилев, по его словам, «отсидев и за отца и за мать», стал впоследствии известным философом, историком, занимался исследованием происхождения тюркских народов.

Бронзовый бюст Льва Николаевича Гумилева возвышается на высоком пьедестале из белого гранита, который украшает цитата: «Я русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы». Открытие памятника, приуроченное к празднованию тысячелетия Казани, прошло в 2005 году на Петербургской улице.

Эта улица неразрывно связана с жизнью в Казани наших героев. В конце XIXв. она именовалась Георгиевской. В доме №10 в 80-е годы XIX века на постоялом дворе Лоскутова некоторое время проживал молодой Алеша Пешков, будущий писатель. А сейчас на месте здания автопарковка, по правой стороне улицы против торгового центра. Показ фото из портфеля экскурсовода.

Этот район города издавна именовался «Суконка», название произошло от Суконной слободы, сформировавшейся вокруг суконной мануфактуры, основанной неподалеку на Шарной горе по указу Петра I в начале XVIII века. Населял его рабочий люд, разночинцы, бедные студенты, в постоялых дворах останавливались крестьяне, привозившие в город свой товар. Знаменитые кулачные и петушиные бои, пьянки, драки, убийства были для Суконной слободы обычным делом. В конце позапрошлого века в этом месте стали появляться многочисленные кабаки, притоны, игральные и публичные дома. Городские власти старались сюда не заглядывать.

Но именно в Суконной слободе дольше всего прожила семья другого нашего героя, Федора Ивановича Шаляпина, откуда и пошло его прозвище «Федька-суконкин». Федор провел на «Суконке» основную часть детства и раннюю юность. Как и у Алексея Пешкова его жизнь начиналась сложно и трудно. Семья бедствовала и отец с малолетства отдал его в ученье ремеслу. Он учился токарному делу, на сапожника, но не сыскал успеха, отовсюду его выгоняли, либо он сам сбегал от своих учителей.

На этой же улице, несколько дальше, по адресу Георгиевская, в д.58, он получил свое трехклассное образование в 6-м городском приходском мужском училище. Здание сохранилось до наших дней, хотя претерпело значительные перестройки. Показ фото из портфеля экскурсовода.

Его любимым учителем был Николай Васильевич Башмаков, дружбу с которым Федор Иванович сохранил на всю жизнь. Приезжая в Казань, он непременно встречался со своим учителем. Вспоминая о своём ученике, Башмаков говорил, что в школе Фёдор Иванович учился хорошо, с первого класса обнаружив способности хорошего, понятливого и любознательного ученика. Сохранились фотографии, на которых мы видим Федора Шаляпина с его учителем. Показ фото из портфеля экскурсовода.

В отличии от Федора Шаляпина, обучение Алексея Пешкова проходила не в стенах учебного заведения, его школой стала сама жизнь. Следующая наша остановка будет посвящена одному из мест, где Алеша Пешков проходил свои университеты в Казани. Для этого мы перейдем площадь Тукая, которая во времена пребывания здесь нашего героя именовалась Рыбнорядской, на ней шла бойкая торговля рыбой и мясом. Представляете, какие тогда здесь царили запахи и ароматы….

Глядя на современный торговый центр ГУМ, попытайтесь представить, что в конце XIX века на этом месте располагалось «Крендельное заведение Семенова», пекарня, где Алексей Пешков работал, получая по три рубля в месяц. В начале XX века на том месте, где располагалась пекарня, возведут престижную гостиницу "НОВЫЕ НОМЕРА" по проекту инженера В. Трифонова. Сегодня бывшие «Новые Номера» входят в состав ГУМа. Показ фото из портфеля экскурсовода.

Свой полученный опыт Максим Горький будет вспоминать во многих произведениях, написанных позднее: «Изо дня в день в грязи, рассучивали тесто, наполовину с потом и ненавидели свою работу. На окнах были решётки, чтобы рабочие не бросали куска хлеба голодным и нищим, работали только за еду». (рассказ «Хозяин»)

Впоследствии Горький говорил, что «нет ничего тяжелее работы пекаря». Владельцы булочных часто давали друг другу взаймы своих работников. Так что Алексей успел поработать в нескольких подобных заведениях, и везде это был адский труд. Условия труда были просто невыносимыми - это работа по 14-16 часов в спертой атмосфере пекарни, наполненной мучной пылью. Туберкулез был вечным спутником пекарей того времени, возможно именно в Казани Алексей заразился этой болезнью.

Порой, лишь народная песня скрашивала мрачную атмосферу полуподвала пекарни, которую распевали простые мастеровые люди прямо за работой. «Громкие, давно спевшиеся голоса наполняют мастерскую; песне тесно в ней: она бьется о камень стен, стонет, плачет и оживляет сердце тихой щекочущей болью…» из рассказа «Двадцать шесть и одна». Песня - «как душа, мы все помрем, а песня останется…» из повести «Хозяин».

Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,
Изобрел за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Так затянет родную дубину.

Это уже слова из народной песни «Дубинушка», точнее сказать невозможно. Русская народная песня стала известной и популярной во всем мире благодаря великим исполнителям, среди которых первое место занимает наш земляк - Фёдор Иванович Шаляпин, выразивший в своем творчестве лучшие свойства национального характера. Песня «Дубинушка» прочно вошла в репертуар великого певца, она исполнялась им и на Родине, и за границей, и всегда «зажигала» зал, вызывала бурю оваций.

Обращаю ваше внимание на фасад здания, которое затянуто строительными лесами, вплотную примыкающее к стеклянной громаде «Пенсионного фонда» в самом конце пл.Тукая. Сейчас это трехэтажной здание, а во второй половине 19-го века на развилке улицы Рыбнорядской (ул.Пушкина) и Собачьего переулка (ныне улица Некрасова) стоял с тремя небольшими деревянными флигелями, двухэтажный каменный дом старообрядца Павла Демидовича Лисицына. В одном из тех деревянных флигельков и родился будущий великий артист Федор Иванович Шаляпин. Его родители - Иван Яковлев Шаляпин 35 лет от роду и Евдокия Михайловна 28 лет от роду - по происхождению были крестьянами Вятской губернии.

Домик этот не сохранился, его разобрали на дрова в годы гражданской войны. На этот флигель, указывал сам Шаляпин, когда в 1912 году приезжал в Казань. Показ фото из портфеля экскурсовода.

Память о великом исполнителе, нашем земляке была увековечена в Казани памятником на улице Баумана.

Мы стоим перед памятником «золотого голоса России». Памятник был заложен в 1998г. и открыт 29 августа 1999г. Авторами первого в мире памятника великому оперному певцу являются Андрей Владимирович Балашов - академик Российской академии художеств, заслуженный художник РФ и наш местный скульптор - Асия Минуллина. Знаменитый артист запечатлен в бронзе перед отъездом в 1922 году из России - он с грустью прощается с родным городом. В память о великом исполнителе в Казани каждый февраль проводится Международный Шаляпинский оперный фестиваль - один из культурных брендов Республики Татарстан, крупнейшее событие музыкальной и театральной жизни России.

Шаляпин, родившись в Казани, свою певческую карьеру начинал тоже здесь. В детстве он пел в хорах многих церквей и в том числе, Богоявленского собора, он стоит рядом с памятником. Сохранилась запись в метрической книге, что он был здесь же крещен 2(14) февраля 1873г. Здесь впервые и проявился незаурядный талант певца.

Горький и Шаляпин, закадычные друзья, сами себя называли друзьями детства. Однако, когда шестнадцатилетний Пешков в 1884 году приехал в Казань, Шаляпину еще только исполнилось 11 лет. Само собой, в столь юном возрасте этот разрыв в годах был настоящей пропастью. Вне всякого сомнения, Максим Горький и Федор Шаляпин не были знакомы в Казани.

Их дружба началась много позже, в 1901 году, когда они стали уже известными, состоявшимися людьми. С творчеством Горького, Федора Шаляпина познакомил его приятель - талантливый композитор и дирижер Сергей Рахманинов, подарив сборник рассказов. Первая встреча друзей произошла в Нижнем Новгороде, во время гастролей Шаляпина на Волге.

Сближению способствовало то, что оба они свои ранние годы провели в нашем городе, оба были выходцами из бедных семей, всего добились собственным талантом. В присутствии веселого, открытого Федора, Горький и сам становился балагуром и клоуном, вместе они дурачились на потеху публике, как малые дети. И, по-видимому, испытывали друг к другу неподдельные братские чувства. Показ фото из портфеля экскурсовода.

О Шаляпине Горький писал: «Такие люди являются на Землю, чтобы напомнить нам, как силен, красив и талантлив русский человек». Уже познакомившись с Горьким, Шаляпин как-то вспоминал об одном эпизоде из своего детства. Раз он пытался попасть в хор Казанского Кафедрального Собора, однако вместо него взяли другого: длинного нескладного юношу, которого Шаляпин тут же возненавидел всеми фибрами своей детской души. Каково же было его удивление, когда, в ответ на это воспоминание Горький воскликнул: «Федька, так это же был я! Впрочем, меня быстро оттуда выгнали, петь-то я никогда не умел!».

В своих мемуарах «Маска и душа», Федор Иванович Шаляпин уделяет много места описаниям их встреч и дружбы с Максимом Горьким. Мне кажется интересным и символичным эпизод, рассказывающий о встрече с Владимиром Лениным на квартире Максима Горького в Москве, в революционном 1905г. Помимо Шаляпина и Ленина там было человек 12, вооруженных наганами, они охраняли писателя от возможного ареста. Все это происходило в день похорон молодого революционера Эрнеста Баумана, погибшего на баррикадах. Упомянув Эрнеста Баумана в мемуарах, Шаляпин не знал, что это был тоже его земляк, живший буквально на соседней улице г.Казани. И вот наша экскурсия проходит на улице Э.Баумана, мы стоим у памятника Шаляпину и говорим о Горьком и его дружбе с великим певцом…

Там же Федор Иванович описывает, как гуляя на чудном острове Капри, он спросил Горького: «А, не вступить ли ему в партию социал-демократов?» Горький посмотрел на Шаляпина строго и дружески сказал:

- Ты для этого не годен. И я тебя прошу, запомни один раз навсегда: ни в какие партии не вступай, а будь артистом, как ты есть. Этого с тебя вполне довольно.

С детских лет Шаляпин стремился реализовать свой талант к пению. А вот молодой Горький хотел учиться. Гуляя по местам, связанным с его именем, нельзя не пройти мимо Казанского Университета, куда так стремился попасть молодой Алеша Пешков.

По Университетской улице мы поднимаемся к Казанскому Университету и останавливаемся на площадке у памятника Ульянову-студенту.

Казанский Университет, недоступный для молодого Алексея Пешкова, был основан в 1804 году. Можно представить, какое впечатление производил на Алексея комплекс зданий университета, один из лучших памятников казанской архитектуры. Классически ясные линии и строгие формы, гармоническая простота художественного решения ставили его в один ряд с самыми выдающимися памятниками зодчества первой половины XIX века.

Овеян славою прекрасной
Ты даришь миру не впервой
И вдохновенья трепет страстный
И гения полет живой…

Главный корпус университета построен в 1825 году. Его длина 160 метров. Украшают здание три портика: центральный из двенадцати колонн ионического ордера и боковые - из шести. Пилястры и портики зрительно уменьшают утомительную протяженность здания, а четко очерченные колонны как бы увеличивают высоту, заставляя взгляд скользить по вертикали.

Алексей приехал в Казань из Нижнего Новгорода по приглашению своего товарища-студента Николая Евреинова, который обещал его подготовить для поступления в Казанский Университет. Но молодые люди не знали, что уже был принят новый университетский устав, который, во-первых, существенно ограничивал внутреннюю самостоятельность университетов, подчиняя учебный процесс министерству в лице попечителей, а во-вторых, резко сокращал число принимаемых в университеты лиц из беднейших слоев населения. Кроме того, в университет брали только тех, кто окончил гимназию. За спиной у Пешкова было только два класса, незаконченного образования. Учился он урывками, то и дело, попадая в нехорошие компании, конфликтуя с преподавателями.

«Я очень скоро догадался, что университет - фантазия и что я поступил бы умнее, уехав в Персию», - напишет М.Горький позднее в «Моих университетах».

В отличии от Алеши Пешкова, Володя Ульянов (буд. вождь мирового пролетариата - В.И. Ленин) смог поступить в университет, но он не смог его закончить. Его отчислили в 1887 году за участие в студенческой сходке. В период студенческих волнений Алексей находился в Казани и сочувствовал революционно настроенным студентам. Живя в нашем городе, он много времени проводил в обществе студентов университета, состоял в марксистских кружках.

А с Лениным Горький подружился гораздо позднее, уже в Европе, в эмиграции. Ленин приезжал на остров Капри в гости к Горькому, вместе они выезжали на лодке рыбачить, а по вечерам, сидя в плетеных креслах и наблюдая панораму курящегося Везувия, обсуждали будущие планы и строили воздушные замки.

«Университет - горделивость Казани, стены его и поныне, хранят любовнейшее воспоминание о великом своем гражданине…» В.Маяковский, стихотворение, написанное в Казани. Эти строчки вспоминаются около памятника, установленного напротив главного корпуса университета.

Авторы памятника «Володе Ульянову-студенту» скульптор Владимир Ефимович Цигаль и архитектор В.В. Калинин. На его сером гранитном постаменте можно прочесть надпись: «Владимир Ульянов. 1887». Его открытие в 1954г. было приурочено к празднованию 150-летия казанского университета. Интересно, что за памятник «Владимир Ульянов - гимназист», тот же скульптор в 1953г. получил престижную Сталинскую премию, Казанский памятник, практически точная копия того, установленного в Москве, наградами отмечен не был.

Скульптура находится в центре полукруглой площадки, которая замыкается по полуокружности скамьями и носит неофициальное название «Сковородка». Это излюбленное место обитания студентов университета в свободное от лекций время, поэтому здесь всегда царит атмосфера неформального и неугомонного общения, в которую облик «Ульянова-студента» весьма органично вписывается.

А наш путь лежит к городскому скверу, так же хранящему память о В.И. Ленине и наших героях.

Городской сад, открывшийся перед нами, носит название Ленинский садик. Во времена проживания наших героев в Казани здесь была Николаевская площадь. Это та самая площадь, о которой Максим Горький вспоминал в «Моих университетах» - Так хотелось учиться в университете, что если б ему предложили: «Иди, учись, но за это, по воскресеньям, на Николаевской площади мы будем бить тебя палками», - Алексей Пешков, «наверное, принял бы это условие…».

Сейчас трудно себе представить, что на месте уютного Ленинского садика когда-то простиралась обширная площадь с редкими замощёнными пешеходными дорожками, мясными лавками. Здесь торговали дровами, репой, огурцами и капустой. Основной достопримечательностью площади были два балагана, которые не убирались даже в будни, но оживали только на масленицу, пасху и святки. Показ фото из портфеля экскурсовода.

Именно здесь маленького Федю Шаляпина поразили не виданные до этого увеселения - качели, карусели, игра в кольца… Хозяин балагана с громким и странным названием: «Театр спиритизма и магии», известный всей Казани потешник, гимнаст и акробат Яков Мамонов извещал «почтеннейшую публику», что у него «два брата в солдатах, сестра в денщиках и бабка третий год на пороховом заводе», отпускал ещё несколько острот в этом роде и приглашал всех «в нутро» посмотреть чуда-чудные, дива-дивные.

«Очарованный артистом улицы, - вспоминал великий певец, - стоял перед балаганом до той поры, что у меня коченели ноги и рябило в глазах от пестроты одежды балаганщиков».

После проведения на площади в 1890г. Казанской губернской промышленной выставки, властями города было принято решение разбить на месте площади городской Николаевский сад. Революция 1917г. переименовала Николаевский сад в Ленинский садик еще при жизни вождя пролетариата в начале 20-х. Здесь начали проходить субботники городской молодежи. Работы по благоустройству особенно расширились летом 1924 года после его кончины. Спуск в сад нам предстоит совершить по лестнице, которая раньше носила статус архитектурного памятника и была возведена тогда же - 1924г.

Выполненная в стиле советского модернизма, как писали в газетах того времени, лестница служила памятником «ленинского плана монументальной пропаганды, как контрпропаганды православию и монархизму». В этих строчках чувствуется дыхание той эпохи, когда жил и творил великий пролетарский писатель Максим Горький. Показ фото из портфеля экскурсовода.

А, прямо напротив за парком, в здании по ул. Театральная, 1/27 располагалась редакция газеты «Красная Татария», которую посещал Максим Горький во время его последнего визита в наш город. Последний раз великий писатель был в Казани в августе 1928 года во время своего путешествия по СССР. Он осмотрел город, побывал в институте усовершенствования врачей, в краеведческом музее, в редакции газеты «Красная Татария», ездил в рабочие поселки.

Впечатлениями от новой, неузнаваемой для него столицы ТАССР он поделился с казанцами, выступив на торжественном собрании в здании городского драматического театра. Здесь Писателя приветствовали рабочие, представители творческой интеллигенции, пионеры. В ответной речи А. М. Горький сказал: «В книге «Мои университеты» рассказано о том, как я жил здесь в Казани. На самом деле в Казани я пережил больше горьких минут, чем это изображено в моих сочинениях. Но нет худа без добра. Вот сегодня я уже и возмещен за все пережитое в Казани и более щедро, чем можно было ожидать».

Спуск в садик по лестнице.

Здесь в саду вспоминается еще одна история, рассказанная нашим героем, как живя в Казани, Алексей Пешков поступил работать садовником к генеральше Флорине Корнэ. Но недолго проработал он у генеральши. Однажды Алексей заступился за барышень, проживающих в этом же доме, когда Корнэ начала оскорблять их матерными словами. Из его воспоминаний - «Я повернул ее затылком к себе и ударил лопатой пониже спины, так что она выскочила в калитку и побежала по двору, сказав трижды, с великим изумлением: - О! О! О!», после чего забрав паспорт и узелок с вещами, Алексей ушел со двора прочь, история рассказана в очерке «Лев Толстой», опубликованном в 1919г.

Ленинский садик южной стороной выходит на улицу Пушкина современной Казани. Эта улица города так же связана с жизнью будущих классиков литературы и оперной сцены.

Когда-то это была одна из центральных улиц нашего города. Начинавшаяся на высоком берегу Казанки от Троице-Феодоровского монастыря улица называлась Верхней Фёдоровской. Её продолжением была Правая Театральная улица, проходившая через Театральную площадь до сада. В 1899 году эти улицы были объединены и названы в честь 100-летия А. С. Пушкина его именем.

1887 год был для Горького исключительно тяжелым. Неудовлетворительность работой в булочной, сомнение в ее полезности для революционного движения, непосильный физический труд, пришедшее с опозданием известие о смерти любимой бабушки - Акулины Ивановны Кашириной, аресты друзей-студентов, неразделенная любовь - все это привело Горького к временному разочарованию в жизни, к острому душевному кризису и решению покончить с собой. Купив на скобяном базаре револьвер, сведение счетов с жизнью он решил провести на берегу Казанки, на Федоровском бугре, рядом с Троице - Феодоровским монастырем.

После выстрела Алексей остался жив и упал в снег, а сторож монастыря Мустафа Юнусов отнес его в больницу. В кармане несостоявшегося самоубийцы нашли записку - «В смерти моей прошу обвинить немецкого поэта Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце. Прилагаю при сем мой документ, специально для сего случая выправленный. Остатки мои прошу взрезать и разсмотреть, какой чёрт сидел во мне за последнее время. Из приложенного документа видно, что я - А. Пешков, а из сей записки, надеюсь ничего не видно. Нахожусь в здравом уме и полной памяти. А. Пешков. За доставленные хлопоты прошу извинить».

Казанская духовная консистория приговорила предать Алексея «приватному суду приходского священника с тем, чтобы он объяснил ему… назначение земной жизни». Пешкову было стыдно за проявленную слабость, но церковного суда над собой он не принял и когда его с полицмейстером привели в Федоровский монастырь для беседы, он заявил, что повесится на монастырской ограде, если к нему будут приставать. Это переполнило чашу терпения священнослужителей. На полученное официальное письмо об «отлучении на семь лет» Пешков снова откликнулся стихами:

Только я, было, избавился от бед,
Как от церкви отлучили на семь лет!
Отлучение, положим, не беда,
Ну, а все-таки обидно, господа!
В лоне церкви много всякого зверья
Почему же оказался лишним я?

Позже эту историю попытки самоубийства писатель Максим Горький описал в рассказе «Случай из жизни Макара».

В 1996 году улицу Пушкина объединили с улицей Куйбышева, в XIX веке - Рыбнорядской, тем самым продлив её до площади Куйбышева (ныне - площадь Тукая), откуда началась наша прогулка. Именно там, на пересечении Рыбнорядской и Старо-Горшечной (ныне ул.Щапова), на противоположной стороне улицы, находился ночлежный дом - еще одно место проживания Алексея Пешкова в Казани.

«И вот я живу в странной, веселой трущобе - «Марусовке», вероятно, знакомой не одному поколению казанских студентов, - писал Горький. - Это был большой полуразрушенный дом на Рыбнорядской улице, как будто завоеванный у владельцев его полуголодными студентами, проститутками и какими-то призраками людей, изживших себя».

Алеша жил здесь в каморке у своего друга, студента Гурия Плетнева. Множество разных удивительных личностей прошли тут перед глазами впечатлительного молодого человека, впоследствии с этих людей лепил Горький персонажи для своих произведений. Здесь же Алеша Пешков впервые начал общаться с революционно настроенной молодежью, посещал кружки, где вместе с товарищами изучал труды Милля и Чернышевского.

Про эти чтения он вспоминал потом так: «На чтениях было скучно, хотелось уйти в Татарскую слободу, где живут какой-то особенной чистоплотной жизнью добродушные, ласковые люди; они говорят смешно искаженным русским языком; по вечерам с высоких минаретов их зовут в мечети странно звучащие голоса муэдзинов, - мне думалось, что у татар вся жизнь построена иначе, незнакомо мне, непохоже на то, что я знаю, и что не радует меня».

Этот дом, Марусовка, о котором писал Горький, уже не существует, он и тогда был настоящей развалиной. Но по имени этого веселого дома, весь район, находящийся с ним рядом, получил название «Марусовка», часть этих домов (два краснокирпичных дома) сохранилась во дворах ул. Пушкина (за д.28-30) На здании имеется мемориальная доска.

Если Алексей Пешков начал получать образование в подпольных кружках студентов, то Федя Шаляпин, свои первые уроки серьезной музыки и театрального искусства приобрел в Казанском городском театре, считавшемся одним из лучших провинциальных театров России в XIX веке. Наш путь лежит на площадь Свободы, которая раньше именовалась Театральной.

Мы проходим мимо величественного здания Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Его строительство началось в 1933 году по проекту архитектора Н.Скворцова. Смерть архитектора и отечественная война надолго приостановили строительные работы. Они возобновились лишь в 1948 году. В 1956 года новое здание театра на площади Свободы было торжественно открыто оперой Н.Жиганова «Алтынчеч». В 1982г. в Казани был основан Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, который с тех пор ежегодно проводится в этом театре.

Первый театр появился на этой площади в 1802г. и был деревянным. Он много раз горел и перестраивался, когда, наконец, в 1850 году на том месте, где сегодня памятник В.И.Ленину, не началось строительство каменного здания театра. Современники писали, что Казанский театр был роскошным, а по фасаду даже красивее московского Малого. Показ фото из портфеля экскурсовода.

Федор Иванович в своих воспоминаниях указывает приблизительную дату, когда он познакомился с театром - ему было одиннадцать-двенадцать лет. Шёл дневной спектакль «Русская свадьба», а вечером давали оперу - «Медею». «Я до глубины души был потрясён зрелищем и, не мигая, ни о чём не думая, смотрел на эти чудеса, - рассказывал Шаляпин. - Занавес опускался, а я всё стоял, очарованный сном наяву, сном, которого я никогда не видал, но всегда ждал его, жду и по сей день».

Уже осенью 1884 года в городском театре состоялось первое выступление Шаляпина в качестве статиста. Безгранично счастливый, в необъятном, не по росту балахоне взбирался он вместе с мальчишками на стену кремля с криком «ура» в последнем действии оперы «Жизнь за царя». Позже он выступал статистом в спектаклях «Африканка» Дж. Мейерберга, «Фауст» Ш. Гуно, «Русалка» А. Даргомыжского, «Аида» Дж. Верди и многих других.

Именно Казанский городской театр решил судьбу будущего певца. Когда голос у него окреп, он исполнил небольшую партию Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной для учащихся музыкальной школы на сцене городского театра весной 1890 года. Это было его первое сольное выступление в оперном спектакле. А уже летом того же года Федор покидает наш город, чтобы вернуться через несколько лет настоящим артистом.

Весной 1897 года Шаляпин приехал на гастроли в Казань уже известным солистом Московской частной оперы. Он дал два концерта на сцене городского театра, которые прошли с небывалым успехом. Большим художественным событием Казани стали гастроли Шаляпина, выступившего на казанской сцене в мае 1899 года. Шаляпин спел четыре коронных партии своего репертуара: Мельника в «Русалке», Сусанина в «Жизни за царя», Галицкого в «Князе Игоре», Мефистофеля в «Фаусте». 26-летний Шаляпин был принят восторженно. Если 2 года назад о нем писали как об «известном певце-художнике», то теперь он предстал перед земляками как признанный «великий оперный артист». Поклонники преподнесли певцу лавровый венок с надписью на ленте: «Высокоталантливому Федору Ивановичу Шаляпину. Благодарные товарищи Казанско-Саратовской оперы».

Последнее выступление Федора Шаляпина перед земляками - это концерт на сцене Дворянского собрания 15 сентября 1909 года. Зал был переполнен - более двух тысяч человек. Зрители сидели даже на сцене. Много было жителей Суконной слободы, помнивших певца ещё мальчишкой. Шаляпина принимали с неописуемым восторгом.

Дворянское собрание (строительство завершено в 1849 году) было центром культурной и светской жизни казанской аристократии XIX века. Его Большой зал по своей акустике считался одним из лучших в Казани, и потому в нем проходили не только балы, но и концерты. Сегодня в этом здании - городская Ратуша, где проводятся официальные собрания и заседания, сессия Казанской Думы. После проведенных реставрационных работ внутреннее убранство поражает воображение - кругом позолота, красивые росписи, современная итальянская мебель под старину. Говорят, именно так Ратуша выглядела, когда она была Дворянским собранием, когда здесь пел великий Шаляпин.

До своего отъезда из Казани Федор Иванович служил в Управе Казанского уездного земства, время пощадило это здание на улице Жуковского, ныне занимаемое Музыкальным колледжем.

Летом 1886 года Федор поступил на службу в Казанскую уездную земскую управу, где служил отец, в качестве переписчика бумаг. Эту дату установило найденное в одной из архивных папок заявление, написанное аккуратным детским почерком. Через 4 месяца своей усердной службы юный Шаляпин начал получать жалование в размере 10 рублей, его зачислили в штат. Через четыре года он уволился из управы, тяжело стало совмещать работу и выступления в театре, теперь его жизнь навсегда связана со сценой.

Улица Горького, на которой мы стоим, до 1949г. она называлась - ул. Большая Галактионовская. Это название было ей присвоено решением Президиума городского Совета рабочих и крестьянских депутатов в 1923 году в честь Алексея Петровича Галактионова (1886-1922), профессионального революционера, секретаря обкома партии Татарской республики, погибшего при перелете на самолете в г.Чистополь. Он был похоронен в парке «Русская Швейцария», который позднее был переименован в Парк культуры и отдыха им. Максима Горького.

А первоначально она называлась Малая Лядская, которая с 1914г. получила название Панаевской, в связи с расположенным рядом Панаевским Садом, городским садом названным по имени его владельцев - Лиодора и Ахиллеса Панаевых. Сейчас на его месте находится Стадион «Динамо». В 80-годы XIX века здесь был построен обширный двухъярусный театр, шахматный клуб, беседки, кегельбан, эстрады, службы и многое другое. В таком виде Панаевский сад не уступал лучшим садам и паркам столиц. Панаевский сад любил посещать Алексей Пешков, его название несколько раз упоминается в произведениях Максима Горького. Ему нравились выступления артистов разговорного жанра, фокусников, он с удовольствием слушал куплетистов. Летом 1903 года здесь будет поставлена впервые в Казани, написанная им пьеса «На дне».

Здесь же в Панаевском Саду, состоялось первое выступление его будущего закадычного друга Федора Шаляпина, но не как оперного певца, а как театрального артиста. Он очень неудачно дебютировал в роли жандарма в мелодраме «Жандарм Роже, или Бродяги», позабыв свой текст и не произнеся со сцены ни одного слова. Режиссер был в ярости, белый от гнева. Сорвал с Шаляпина костюм жандарма и в одном белье выгнал в сад. Вслед полетели пиджак и вся остальная одежда... После того провального выступления он был моментально изгнан из труппы, три дня не выходил на службу и был уволен. Именно после этого события Федор Шаляпин и принял решение уехать из Казани, попытать счастья в новом месте…

В XIX веке улицы Большая и Малая Лядская были улицами мещанскими, здесь располагалось множество доходных домов, квартиры в которых сдавались внаем. От тех времен здесь остался один доходный дом, но построенный позднее в 1904-1905г. Богато украшенное лепниной, с балкончиками, башенками и флюгерами, здание совмещает элементы готики и мавританского стиля. Это дом купца-миллионщика Леонтия Кекина, построен в начале двадцатого века замечательным казанским архитектором Генрихом Рушем. В XIX веке это место было застроено невысокими одно-двухэтажными домами.

Именно здесь, в доме напротив, работал в пекарне помощником пекаря Алеша Пешков.

Владелец пекарни, друг будущего писателя, Андрей Деренков, все доходы от своего небольшого предприятия тратил на поддержку марксистских студенческих кружков. С грустью и недоумением взирал Алексей Пешков, как безотчетно транжирятся деньги доброго Андрея Деренкова, зарабатываемые тяжким трудом Алексея в пекарне, как из кассы берут все кому не лень. В итоге Деренков разорился, впал в долги, был вынужден бежать из Казани в Сибирь.

В его сестру, Марию Деренкову, был так безнадежно влюблен Алексей Максимович. «Она смотрела на меня своими невозможными глазами. Я не умел говорить с такими девушками».

Горький прожил в Казани до весны 1888 года. Затем, не отягощенный семьей и серьезными привязанностями, получив дурную славу «самоубийцы», посмотреть на которого приходило все больше народу в лавку Андрея Деренкова, так же, как и его будущий приятель Федор Шаляпин, он отправляется странствовать по просторам Российской Империи. И чем бы он не занимался, как бы трудно не зарабатывал себе на пропитание, все время писал.

Современники отзывались о нем, как о чрезвычайно работоспособном человеке. Подводя итог жизни Максима Горького, можно без преувеличений назвать его одним из самых плодовитых писателей двадцатого века, общий тираж его книг, напечатанных еще при жизни, составил порядка двухсот пятидесяти миллионов экземпляров. 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918, 1923, два раза в 1928, 1933 гг.

В здании, где располагалась пекарня в 1940-м году был открыт музей Максима Горького. Многие выставленные экспонаты, личные вещи писателя были подарены музею его первой супругой - Екатериной Павловной Пешковой (Волжиной). Здесь также размещена экспозиция, посвященная казанскому периоду Федора Ивановича Шаляпина, вклад в экспозицию так же сделан семьей артиста.



Так как два эти человека в жизни были друзьями, то и сегодня память о них идет рука об руку. Вне всякого сомнения, Максим Горький и Федор Иванович Шаляпин были людьми сильных чувств и сильных противоречий. Надеюсь, что наша сегодняшняя экскурсия дала вам возможность немного лучше понять этих великих людей и ощутить тот «Горький вкус», что они оба прочувствовали здесь, в Казани.

мои рассказы, жги

Previous post Next post
Up