Dec 21, 2010 15:04
В Сомалийской Демократической Республике народ говорит на едином языке, имеет общую историю и культуру, исповедует одну религию - ислам и составляет одну из крупных однородных этнических групп Африки. Население Сомали, по опенке 1974 г., составляет 3,1 млн. человек. Из них свыше 95%-сомалийцы. Остальные - это народности негроидной расы, говорящие на языках банту, живущие в долинах и междуречье Джубы и Веби-Шебели. В городах прибрежной полосы проживают в небольшом количестве арабы, амхара, индийцы и пакистанцы, а также европейцы (главным образом итальянцы).
Население страны размещено крайне неравномерно. Более 40% населения сосредоточено на юге страны, поскольку здесь наиболее благоприятные условия для развития земледелия и скотоводства. При невысокой средней плотности населения, составляющей 4 человека на 1 кв. км, в междуречье Джубы и Веби-Шебели она достигает 50 человек на 1 кв. км, зато в полупустынной местности падает до 1 человека на 1 кв. км.
Сомалийцы - гордый и гостеприимный народ. Их характеризует живость ума, смелость и веселый характер. Это - красивый народ. Они, как правило, высокого роста, стройные, с правильными чертами лица, с кожей шоколадного цвета. Сомалийские женщины отличаются грациозностью и изяществом. Они любят украшения и умеют со вкусом, красиво одеваться. Традиционная их одежда состоит из юбки и куска материи обычно яркой, красочной расцветки, которым они обматывают бедра, грудь, оставляя открытым одно плечо. Мужчины носят подобие юбки, чаще всего из клетчатых тканей, поверх которой надевается накидка (впрочем, в городах национальный тип одежды все больше сменяется европейским). Кочевники-скотоводы подпоясываются широким кожаным ремнем; на нем, как правило, висит самодельный нож. В руках у них обычно палки или длинные копья, служащие оружием для охраны стад от хищных животных. Молодые люди в сельской местности иногда носят пышные прически, и, чтобы во время сна их не смять, они подкладывают под шею специальные подголовники.
Природные условия, исторически сложившиеся традиции наложили отпечаток на образ жизни населения страны, большая часть которого занимается скотоводством. Рабочий класс только набирает силу. По сомалийским данным, в 1972 г. в стране насчитывалось 87 тыс. рабочих. Из них около 46 тыс. было занято в государственном секторе, а более 41 тыс.- в частном.
Постоянного места жительства скотоводы не имеют и все время кочуют в поисках пастбищ и воды для скота. Их жилища конусообразной или овальной формы легки и удобны для транспортировки. Остов составляют изогнутые ветви деревьев, связанные между собой. Они покрываются шкурами животных или тростниковыми циновками.
Основная пища кочевников-скотоводов - мясо и молоко. Большим спросом пользуется верблюжье молоко. Верблюдицу, как правило, доят мужчины. Молоко хранится в сплетенных из прутьев или сделанных из кожи сосудах, а чтобы оно не скисало, его окуривают дымом. Дым служит и дезинфицирующим средством. Интересный способ применяется для консервации мяса. Небольшие его кусочки кладутся в сосуд с двойным дном и двойной крышкой. Затем содержимое заливается маслом. Несмотря на 30-35-градусную жару, мясо сохраняется в этих сосудах длительное время.
У кочевников-скотоводов до сих пор сохранились пережитки родо-племенного строя. Определенное влияние на образ жизни сомалийцев оказывает и мусульманская религия. По мусульманским обычаям, в Сомали, как и в некоторых других мусульманских странах, мужчины до недавнего прошлого могли иметь до четырех жен. При этом в городах жены жили в разных домах, а у кочевников-скотоводов жены кочевали отдельно, каждая со своим стадом. Конечно, такие условия жизни были характерны только для незначительной зажиточной прослойки населения. Следует отметить, что большинство сомалийцев, особенно молодежь, не придерживается этого обычая. Браки заключаются с согласия родителей обеих сторон. Повсюду свадьбы сопровождаются большим празднеством. По традиции пышное празднество устраивается также, когда в семье рождается сын.
«Кто прикасается к земле, тот унижает себя. Смотри в небо»,- эта поговорка сомалийских кочевников отражает их традиционные убеждения и свидетельствует о том, как трудно побороть в них неприязнь к непривычному для них земледельческому труду. Медленное передвижение со стадами коров, коз, овец и верблюдов, прерываемое остановками у колодцев,- пока наиболее характерный для них образ жизни. Только привязав кочевников к земле, дав им образование, объединив в сельскохозяйственные и животноводческие кооперативы и изменив некоторые вековые традиции, можно облегчить и улучшить условия их существования.
Революционное руководство страны принимает необходимые меры для перевода кочевников на оседлый образ жизни, преодоления вековой отсталости. Верховный революционный совет Сомали принял ряд специальных декретов, направленных на искоренение пережитков родо-племенного строя. В частности, запрещено считать собственностью отдельных племен источники воды и пастбища, запрещена кровная месть, проведена реформа местного самоуправления и административно-территориального устройства.
Особое значение сомалийское руководство придает массовой просветительной работе, направленной на искоренение родо-племенных традиций и обычаев. Крупной вехой в этом важном деле стала общенациональная кампания по борьбе с трайбализмом - пережитками родо-племенного строя, проходившая на всей территории страны в 1972 г.
Конечно, полная и окончательная ликвидация трайбализма не может быть решена одной кампанией. Необходима длительная и настойчивая работа по воспитанию масс, проведение прогрессивных социально-экономических преобразований в сельской местности. Одним из важных шагов в этой борьбе явилось создание письменности сомалийского языка на базе латинского алфавита. В октябре 1972 г. сомалийский язык был объявлен официальным языком страны, и уже в январе 1973 г. была введена новая письменность. До этого сомалийцы, имеющие единый язык, вынуждены были учиться и писать на английском, итальянском и арабском языках. Сегодня газеты, плакаты на улицах, вывески на государственных учреждениях, магазинах, кинотеатрах, ресторанах написаны на сомалийском языке, на родном языке ведется делопроизводство.
После введения собственной письменности, а также национализации частных школ и типографий страна переживает настоящий «образовательный бум». Успешная реализация программы по всеобщей ликвидации неграмотности в Сомали позволила в 1975 г. принять закон о введении в стране, где раньше насчитывалось 90% неграмотных, обязательного начального образования. В Сомали имеются два высших учебных заведения: университет в Могадишо и учительский колледж в Афгои. Сотни сомалийцев обучаются в СССР.
Сейчас в республике выходят восемь информационных изданий на сомалийском языке, в том числе ежедневная правительственная газета «Хиддигта Октобар». Все они призваны широко освещать ход прогрессивных социально-экономических преобразований в стране.
Сомалийский народ сохранил до наших дней, передавая из уст в уста, множество легенд, сказаний, песен (хес, габай) об историческом прошлом страны. В них восхваляются героизм, мудрость, доброта, честность, бичуются зло, жадность, предательство. Большой вклад з сомалийскую литературу внес герой национально-освободительного движения Мохаммед Абдулла Хасан. Народ бережно хранит его поэмы и песни. Сейчас, когда у сомалийского языка появилась письменность, народные сказания, песни, легенды будут навеки запечатлены для будущих поколений
СОМАЛИЙЦЫ