Патриотизм в российском и американском кино.

May 06, 2013 21:00

Оригинал взят у linorius в Патриотизм в российском и американском кино.





Роль кино в деле создания пат­риотических или антипатри­отических настроений людей достаточно велика. По этой причи­не интересно сопоставить содер­жание современной российской и американской кинопродукции «пат­риотического содержания». Разуме­ется, любая трактовка содержания ху­дожественного произведения весьма субъективна, но это совершенно нор­мально для такого рода работы. Аб­страгируемся также от того, что кино, снятое в США, относится к коммер­ческой продукции, рассчитанной на кассовые сборы во всем мире, а наши фильмы аналогичного типа практи­чески полностью предназначены «для внутреннего пользования». Оставим в стороне также техническое качество исполнения кинолент: спецэффекты, актерский состав, особенности сю­жетных линий и т. п.

Начнем с американских фильмов. Прежде всего, в них почти всегда при­сутствует идея полного единства всей американской нации - простых фер­меров, рабочих, элиты государства, а также черных, белых, латиноамери­канцев, индейцев. То есть те, что неко­гда были врагами, осознают свою об­щность именно как граждне США - и это преподносится в качестве высшей ценности. Более того, не принято по­казывать ни одной социально-полити­ческой группы американцев, выступа­ющей против такого единства: зрителя убеждают, что среди американцев нет коллаборационистов.

Простой американец предстает как самый обычный человек со своими слабостями, который в случае угро­зы для родины добровольно (именно добровольно!) встает на ее защиту. Ка­жется, что тех, кто служит стране «из-под палки», просто нет. Предельно четко определен идеал человека-пат­риота: зрителям обязательно показы­вают, каким должен быть настоящий герой и настоящий американец. Пре­жде всего, он не может быть сломлен судьбой. Этот человек активен и жиз­нерадостен всегда (чего, кстати, не сказать об образах простых людей,созданных в нашем кино). В патрио­тических фильмах всегда присутству­ет главный герой, на которого следует ориентироваться «юноше, обдумыва­ющему житье».

Итак, какие качества по-настояще­му важны для истинно американского героя? Это воля, характер, умение ру­ководить и принимать решения (дан­ное качество - одно из составляющих их идеала человека), но это - только основа. Главное - разум и професси­онализм, а не умение ложиться на ам­бразуру, что скорее приравнивается к глупости. В американских патрио­тических фильмах постоянно прово­дится идея о том, что победить врага и добиться чего-то может только про­фессионал, главным образом - в воен­ном деле, который рационально про­считывает свои действия и слабости врага и только по этой причине побеж­дает. Герой - не фанатик и не смерт­ник. Врагами могут быть хоть инопла­нетяне, но разум и профессионализм могут все - это есть высшее качество и ценность в человеке, а также основная идея американского патриотического кино. Сам же герой может быть прос­тым сержантом, но отличным военным (фильм «Говорящие с ветром»; 2002 год), обыкновенным программистом, но способным написать такой вирус, который уничтожит компьютерные системы инопланетян - как в фильме «День независимости» (1996 год) и т. п.

Такой человек может ошибаться, страдать и сомневаться, но благодаря разуму и самоконтролю в конечном итоге все равно побеждает. В этом плане американский герой полно­стью «реален»: качества, делающие его таковым, предельно ясны; а потому относительно понятным становится и то, как самому следовать предло­женному образцу - достаточно быть расчетливым профессионалом.

А теперь еще более интересная проблема: что в итоге получает герой, сражавшийся за свою страну, то есть за США? В американских фильмах героя всегда находит награда за подвиги - например любовь дочери адмирала и должность командира боевого кораб­ля, как в фильме «Морской бой» (2012 год). (Так и хочется сказать: половина царства и царская дочь в жены - как в сказке.) Тем самым в сознание зри­теля внедряются еще две идеи: патри­отизм выгоден, так как за него щедро платят, и все американские патриоты получат награду всегда - то есть ге­рои никогда не будут бедны и забыты всеми. Вот это - чрезвычайно важная мысль, работающая как на создание положительного образа этой страны в мире, так и на проявление патрио­тизма самими гражданами Соединен­ных Штатов.

Важен и вопрос, зачем вообще быть патриотом и сражаться за свою роди­ну. В американских фильмах на этот вопрос предлагаются три варианта от­вета. Во-первых, потому что США, по сравнению с иными странами, - «са­мая богатая и красивая страна», быть гражданином которой и сражаться за которую - выгодно и прекрасно. В фильмах эта идея «сказана» пано­рамами красивейших видов Амери­ки (фильм «Пирл-Харбор»; 2001 год) и картинами ее богатств. Во-вторых, потому что «мы (американцы) самые лучшие»: лишь под эгидой Америки весь мир объединяется для борьбы с неким злом, и американские герои в этой борьбе - главные действующие лица. В-третьих, утверждается абсо­лютный идеал - гражданское един­ство американцев и «свои своих не бросают». Таким образом, формиру­ется достаточно сильная мотивация патриотизма с помощью указания на материальные и моральные стиму­лы. В американских патриотических фильмах есть идеи преемственно­сти поколений, воевавших за США (в частности, фильм «Морской бой»).

О ПАТРИОТИЗМЕ В АМЕРИКАНСКОМ И РОССИЙСКОМ КИНО

Таково содержание американского патриотического кино. Все заложен­ные в нем ценности и идеи могут быть восприняты кем угодно, поскольку преподнесены чрезвычайно просто, к тому же они «упакованы» в красивей­шие динамичные картинки, что также добавляет привлекательности идеям.

Обратимся теперь к российско­му кино аналогичного типа. В большинстве фильмов не по­казана идея единства «своих» (русских или советских граждан, людей, солдат), часто даже совсем наоборот. В фильме «Александр. Невская битва» (2008 год) целая группа знати (бояре), то есть с формальной точки зрения «свои», лег­ко предают родину. В фильме «Балла­да о бомбере» (2011 год) «свой» пред­ставитель НКВД, который на фронте только сограждан арестовывает, нена­видит главного героя, то есть того, кто реально и сражается с врагом. Можно говорить, что в отечественном патри­отическом кино присутствует идея по­стоянной враждебности «своих» друг к другу. Но тогда возникает вопрос: за что сражаться? Возможно, наши режиссе­ры ставят перед собой задачу показать реалии жизни и войны, но на деле она оборачивается идеей отсутствия граж­данского единства.

Как же показаны простые люди? Какие идеалы проявляются в их по­ведении? Показательно, что тема не проработана, и в целом простые рус­ские или советские люди в фильмах представлены мало. Впрочем, есть и иные примеры: обычные солдаты в плену легко морально разлагаются и убивают друг друга, если так скажет немецкий офицер, предают друг друга и свои принципы за еду (фильм «Бал­лада о бомбере»). Сам образ солдат и партизан непривлекателен, потому как они показаны грязными и мало­культурными. Какие у них ценности и идеалы? В нашем кино получается - никаких, кроме как поесть и выжить; морали у этих героев как-то недоста­точно. В содержании российских пат­риотических фильмов трудно увидеть идею сознательного патриотизма - почти все воюют «по указке», добро­вольцев нет, а лишившись начальства, простые солдаты (читай: «народ», «свои») превращаются в неорганизо­ванную массу. Закладывается идея о том, что мы без начальства почти не способны ничего делать, поскольку глупы и неразумны (фильм «Туман»; 2010 год). Короче говоря, в наших фильмах о самих себе заложено пред­ставление о возможности и оправ­данности предательства родины, по­скольку «так делают все», приоритете целей собственного выживания над «высокими» идеалами гражданствен­ности и служения родине и т. п., что, конечно, весьма прискорбно.

Теперь к вопросу о главном ге­рое как моральном образе, которому предлагается следовать. По большей части героев-идеалов и героев-побе­дителей в нашем кино нет. Это не ге­рои, а скорее основные персонажи, которым уделено больше всего вре­мени. Образцов, на которые следует ориентироваться, часто совсем не показано (например, фильм «Туман»). Некоторая попытка изобразить ге­роизм есть в фильме «Олимпиус Ин-ферно» (2009 год), где один из основ­ных персонажей (девушка) берет всю свою волю в кулак и бегает под пулями ради благой цели - рассказать миру истину о том, кто же на самом деле начал агрессию в Южной Осетии в 2008 году. Основные качества этой героини - смелость, самоконтроль и знание, что мир делится на две части: «свои» и «не-свои».

Часто наши герои показаны в мало­реальном облике, а потому их образ не несет особого идейного содержа­ния, ему сложно (или вовсе невоз­можно) подражать. Например, ге­рой фильма «Белый тигр» (2012 год) (советский танкист) умеет слышать голоса танков, малоразговорчив, не­людим, «своих» не спасает, а охотит­ся за немецким танком-призраком, о которым вообще точно не понят­но, существует он в реальности или нет. Герой фильма «Александр. Нев­ская битва» (сам Александр Яросла-вич Невский) представлен в двадцать лет как «рыцарь без страха и упрека», почти без сомнений, при этом он не­вероятно умен, ибо сообразительнее своего воеводы, который в три раза его старше. В образе такого героя за­ложены ценности разума, воли и слу­жения родине, но они слабо «чита­ются», так как сложно понять, каким образом он стал героем и мудрецом: «ступени восхождения» к этим состо­яниям остаются за кадром.

В российском патриотическом кино не создан (или крайне редко воз­никает) образ героя, которому можно было бы следовать хотя бы отчасти, не представлен четкий набор качеств, делающих его таковым. Кроме того, российский герой за свое служение отечеству и подвиги в наших филь­мах не получает, как правило, ничего. Это сразу наводит на мысль о том, что патриотизм - это невыгодно, что об­ществу это не нужно. И комментиро­вать здесь, увы, нечего.

Остается вопрос о том, чем моти­вируется этот патриотизм. Но ответа на него в отечественной кинопро­дукции также, как правило, нет. Есть только невнятные оговорки вроде «у нас - своя вера», «родина одна на все времена». Все это может навести зрителя на мысль о том, что объеди­няет нас только общий враг, с кото­рым договориться нельзя, а, следова­тельно, приходится сражаться.

В некоторых фильмах присутству­ют чрезвычайно опасные идейные противопоставления. Например, в одном из них бояре (предатели) апеллируют к закону, говоря, что действия князя (патриота), когда он казнит бояр (предателей), незакон­ны. То есть формально закон стоит на стороне предателей, а действия патриота неправомерны (фильм «Александр. Невская битва»). Следо­вательно, патриотические действия могут осуществляться в противовес формальному закону. Патриотизм вне закона в патриотическом кино! В том же фильме указана мотива­ция предателей отечества («хотим по-западному жить»), то есть она чисто материальная. Мотивация же патриотов - чисто «идеальная» (это любовь к отечеству). Думается, что отзвук в душе у зрителя может най­ти именно «материальный» мотив, но он подан в фильме в связке с от­сутствием любви к родине, что при­менительно к реальной жизни вовсе неочевидно.

Говоря об отечественных патрио­тических фильмах в целом, укажем, что со временем качество их съемок становится все лучше, сюжет - все динамичнее, но идейное содержание часто противоположно заявленному. В итоге получается, что собственно патриотических идей в наших филь­мах, позиционируемых как «патрио­тические», в сравнении с американ­ской кинопродукцией аналогичного типа мало. Наше кино явно недоста­точно выполняет свою роль пропа­ганды любви к Отечеству. И это при том, что выпускаемые у нас фильмы - отнюдь не блокбастеры, а потому за границей показывать их не имеет смысла, коммерческой выгоды они не приносят, как, впрочем, не дают и эф­фекта «рекламы» положительного об­раза России. Вопрос о том, следует ли снимать такое кино за государствен­ный счет и продвигать его на экраны страны силами все того же государ­ства, остается открытым.

спс. А. Лигостаеву.

p/s: При обсуждении отечественного патриотического кино автор не затронул такую важную вещь, как социальную чуждость Героя обществу, ради которого он идет на подвиг. Наш Герой в фильмах может быть кем угодно: бывшим зэком, бежавшим из мест не столь отдаленных (прорва фильмов), графом, родом из РКМП (сериал Истребители) - типичный представитель на самом деле враждебного и ассоциального лагеря. Он герой не потому что герой по призванию души, а потому что нужно спасать свою мерзкую шкуру, и подвиг ему приходится совершать  ну так карта легла. Фактически только в уже давней картине "Брестская крепость" нам показали нормальных советских красноармейцев. Т.Е. получается в большинстве случаев наш, он не патриот и не Герой вовсе - скорее наоборот - действует сугубо из-под палки и чаще всего вопреки. Единственный человек, который сумел интересно обыграть тему  "потерянного поколения" - это Балабанов со своей дилогиеей "Брат", но тут уже совсем другая история.

Previous post Next post
Up