В качестве предисловия.
Уже много лет самые различные институты, министерства, ведомства, агентства и обычные люди ломают голову, как же помочь малому бизнесу (далее МБ). До кризиса, когда от продажи сырья деньги плыли рекой, курсы валют были стабильны и жизнь казалась прекрасной, про МБ вообще не думали. В текущей кризисной ситуации, когда кругом сокращения на больших предприятиях и даже госслужбе, девать людей некуда. Ну кроме как отправить всех строем открывать свой бизнес. Однако чиновники забыли, что в России просто нет условий для создания своего бизнеса. Тот, кто хоть раз открывал свой бизнес и вынужден был его свернуть, по всей вероятности уже никогда туда не вернется. Со времен перестройки в МБ попробовали себя уже многие граждане. Все они помнят, как тяжело работать на себя, как государство в лице различных инстанции только и требует денег (налоги, штрафы, взятки) и никак не помогает. И сегодня людей, которые хотели бы открыть свой бизнес остались единицы. Потому что все, кто уже был в бизнесе, давно рассказали какого там всем своим друзьям и родственникам. Поэтому в МБ могут пойти лишь вчерашние студенты и отчаянные бывшие госслужащие, которые не имеют понятия о всех проблемах МБ.
Поэтому поддерживать нужно тех, кто сейчас платит налоги, а не открывающуюся 25-ую по счету парикмахерскую в селе на 100 человек!
И так, начнем…
Приведенные цифры взяты с различных источников, являются приблизительными и служат только для понимания сути вопросов. Берем за базу - 4 млн. работающих малых предприятий (МП) в год (в т.ч. ООО и ИП).
Сегодняшние прямые потери МБ России, независимо от сфер деятельности, факта получения прибыли и хозяйственной деятельности как таковой, по вине государства и созданным им правилам работы составляют (оценочно в год):
- на ведение бухучета: 4 000 000 МП х 15 000р. (з/п бухгалтера в месяц) х 12 мес. = 720 000 000 000 р.
- закупка программного обеспечения (ПО) на ведение бухучета: 4 000 000 МП х (3000 р. базовое ПО + 500 р. ежемесячное обслуживание) = 36 000 000 000 р.
- установка системы электронной отчетности: 4 000 000 МП х 12 000р/год = 48 000 000 000 р.
- закупка справочно-правовой системы для бухгалтера: 4 000 000 МП х 6 000р. х 12 мес.= 288 000 000 000 р.
- банковское обслуживание: 4 000 000 МП х 1 500р. х 12 мес. = 72 000 000 000 р.
ИТОГО ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПРЯМОЙ НЕВОСПОЛНЯЕМЫЙ УБЫТОК МБ РОССИИ В ГОД = 1 164 000 000 000 р.(1 триллион 164 миллиарда рублей).
Сколько там государство выделяет на поддержку МБ в 2015г.??? И кто по формальному признаку может получить эту поддержку?
Пояснения:
-з/п бухгалтера меняется от региона и может составлять от 10 000р до 50 000р.;
-бухгалтерское ПО могут установить пиратское и не обновлять, однако это нивелируется за счет использования некоторыми МП более дорогих ПО (многопользовательские + приложения) и необходимости постоянного платного обучения бухгалтеров);
- установка системы электр. отчетности становиться вынужденной, т.к. отчеты по НДС уже принимаются только электронно.
- банковское обслуживание ранее было более лояльным и в некоторых случаях прохождение 1-3 платежек в месяц не считалось использованием расчетного счета. Итоговая цена ежемесячного обслуживания также не превышала 300руб. в месяц.
Главные вопросы: можно ли свести эти затраты к нулю? ДА, МОЖНО!!!
Возможна ли открытая, честная, своевременная оплата налогов без ведения бухучета как такового? ДА, ВОЗМОЖНА!!!
Можно ли открыть, а главное закрыть предприятие, без нарушения интересов государства, контрагентов и сотрудников в течение 10 минут? ДА, ЭТО ВОЗМОЖНО!!!
Об этом и будет цикл моих статей. Поскольку они будут размещены на разных ресурсах, то просьба для оперативности моих ответов вопросы освещать в первоисточнике -
здесь.
Часть 1. Регистрация предприятия
При всей кажущейся простоте, процедура регистрации юридического лица имеет те же сложности, что и много лет назад. Бизнес по регистрации компаний процветает, поскольку только те, кто ежедневно работают с этим, имеют четкое понимание как правильно все выполнять. Основные проблемы:
1. Требование юридического адреса. Можно использовать адрес прописки учредителя (соучредителя), либо купленный юр.адрес. Стоимость юр.адресов в зависимости от региона, местоположения и условий может меняться в среднем от 7 000 рублей до 50 000 рублей (в Москве верхний потолок цены не ограничен) . При открытии малобюджетного бизнеса данные затраты непосильны. По месту прописки не всегда это можно сделать, к примеру, собственники помещения могут быть против такой регистрации. А покупка дешевого юр.адреса означает, что он будет находиться за городской чертой в промзоне, где таких адресов уже выдано много. При этом сбор корреспонденции, учет компаний и т.д. там не проводится. Надзорные органы высылают свои письма и требования только по юр.адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Соответственно шансы дойти до адресата такие письма не имеют. Ссылка надзорных органов на то, что юридический адрес необходим для «общения» с компаниями не имеет основания, т.к. их приезд на данную заброшенную промзону ничего им не даст. Поэтому куда бы ни прислали свои уведомления надзорные органы, если юр.лицо не хочет «общаться», то все равно куда их отсылать: на юр.адрес или абон.ящик. Привязка к фактическому адресу также не уместна, т.к. в течение года компания может сменить 10 офисов, либо вообще не арендовать помещения, т.к. деятельность связана с постоянными поездками и командировками.
С учетом вышесказанного имеет смысл упростить жизнь начинающим свою деятельность компаниям и зафиксировать их юр.адрес за абон.ящиком. Основание - договор аренды абон.ящика у почты России на 1 год. Почему 1 год? Потому что по закону, если в течение года компания не подавала признаков жизни ее официально закрывают надзорные органы и вычеркивают со всех реестров. Важно, чтобы на почве данного нововведения почта России не подняла цену аренды абон. ящиков и не сделала цену равной коммерческой стоимости юр. адресов. Текущая цена аренды абон. ящика - примерно 1200 руб. в год.
Как же надзорным органам найти компанию для общения, если она не отвечает на письма, отправленные на абон.ящик? После 2-го предупреждения арест расчетного счета компании до момента решения возникшего вопроса, либо начала решения вопроса (в случаях, если решение требует от 7 дней и больше, то арест снимается по факту явки руководителя компании (доверенных лиц) в надзорный орган).
Это реально помогло бы при открытии бизнеса гражданам РФ из любых регионов. К тому же заинтересованные в дальнейшей работе граждане сами будут пролонгировать аренду абон.ящиков, либо получать новые адреса и своевременно уведомлять надзорные органы (вносить изменения в ЕГРЮЛ). Абон.ящик люди могут проверять в ближайшей почте хоть каждый день. А вот ездить за город и искать свои письма по промзонам зачастую просто невозможно. Для бизнеса это существенно упростит и смягчит условия открытия. Для государства в лице надзорных органов будет улучшено взаимодействие с юридическими лицами.
Наличие бизнес инкубаторов с возможностью получения юр.адреса в бизнес центре также не решает проблему, поскольку на селе и в глухих деревнях их нет. А ездить за корреспонденцией в город по месту регистрации дорогое удовольствие.
Возможность использования абон.ящиков нужно дополнить к существующим решениям: регистрация по месту аренды офиса/ регистрация по месту прописки учредителей.
В идеале юр.адрес должны предоставлять БЕСПЛАТНО многочисленные фонды по поддержке МБ.
2.Требование указания кода вида деятельности. Данное требование в современных реалиях не целесообразно. Каждые предприниматель понимает, что сегодня он может производить продукты питания, завтра продавать автомобили, а послезавтра оказывать бытовые услуги. Соответственно он указывает максимально возможное количество видов деятельности в заявлении на регистрацию юр.лица. Конечно, один вид он должен выбрать как основной. Но на практике, чтобы он не написал, по закону основным видом деятельности считается та, что приносит больше выручки. Т.о. образом каждый квартал и каждый новый год у предпринимателя может быть новый вид деятельности. Что в корне не соответствует его учредительным документам, а в последствии и всем данным органов гос. статистики.
Компании, которые получают лицензии и сертифицируются автоматически попадают в нужные реестры по видам деятельности. Остальные должны определяться органами гос. власти самостоятельно, без запросов и анкетирования малого бизнеса - только на основании отчетности налоговой инспекции по формату движения денежных средств (см. описание в след. главах).
Также не целесообразно разделение бизнеса на производство, торговлю и с/х. Любое производственное предприятие в процессе работы осуществляет множество сделок по купле продаже, помимо основной деятельности. Порой прибыль от этих сделок больше, чем по основной деятельности. Из практики, в период кризиса небольшой завод может занять своих рабочих с/х деятельностью (1-2 года). И как быть в таких ситуациях? Вносить изменения в учредительные документы? Менять коды?
3. Процедура подачи заявления. К примеру, заявление на создание юр. лица (Форма №Р11001) состоит из 24 страниц. Налоговая инспекция упростила себе задачу и внесла в один документ все возможные случаи. Т.о. обычный человек никогда не сможет с первого раза правильно заполнить заявление. Из практики, ФНС очень много заявлений бракует по формальному признаку (неправильное заполнение заявления). С учетом борьбы с фирмами однодневками требуется физическое присутствие заявителя. А если его вид не соответствует критерию оценки сотрудников ФНС, то ему отказывают. Они считают, что перед ними подставной бомж, а не фермер, который 10 часов провел в дороге после трудного рабочего дня, всю ночь ехал, чтобы успеть с утра подать заявление. ФНС считает, что главное - это соблюдение их правил. А то, что они получают зарплату с налогов тех же предпринимателей, они забывают.
В любой нормальной стране первоочередной задачей является регистрация ВСЕХ желающих открыть свой бизнес. ФНС должна создавать соответствующие условия для этого и сама упрощать все механизмы. Ведь в конечном счете это приведет к увеличению налогооблагаемой базы.
Исходя из вышесказанного, рационально будет самим сотрудникам ФНС заполнять свои придуманные бланки заявлений. И минимум раз в месяц они сами должны ездить по районам и собирать заявления на местах, чтобы начинающие предприниматели не тратились на дорогие поездки, очереди, проживание и питание по месту нахождения регистрирующей ФНС.
Исходный бланк заявления должен состоять из 1 листа и иметь следующее содержание: «Я, Иванов Иван Иванович (дата рождения, паспорт №, ИНН), прошу зарегистрировать ООО «Ромашка» по адресу. Планируемый вид деятельности - изготовление валенок». И пусть чиновники сами куда хотят туда и классифицируют эту компания и ее деятельность. Предприниматель не обязан быть экономистом, юристом, финансистом, программистом и бухгалтером в одном лице!
4. Государственная пошлина. Пока нигде не встречал обоснования суммы госпошлины. Текущая в 4 000 рублей вообще отбивает всякое желание начинать свой бизнес. К примеру, многодетный отец делает замечательные поделки из дерева. У него нет денег, но есть четкое желание официально работать и зарабатывать. Чтобы сделать деревянные поделки ему нужно выйти во двор и из любого пня сделать конечный продукт. Затем добраться до ближайшего рынка и продать их. Возникает вопрос, будет ли он брать кредит в банке или занимать деньги, чтобы уплатить госпошлину и другие сборы, когда дешевле и проще все делать не официально? А ведь он хочет платить налоги, вносить свой вклад в укрепление Родины. А что делает его Родина? А она требует непомерную госпошлину и уставной капитал деньгами.
Считаю правильным упразднить госпошлину, либо взимать ее после года успешной деятельности компании (оплата налогов ежемесячно, 12 месяцев), либо полностью датировать ее за счет местных бюджетов.
5. Уставной капитал. Пример возьмем из п.1.4. Исходя из многолетней практики, уставной капитал ни разу не решил своей основной задачи: гарантия удовлетворения интересов кредиторов. Сумма 10 000 рублей в современных российских реалиях не может покрыть даже суточных командировочных затрат представителя кредитора (билеты на поезд/самолет, гостиница, питание и т.д.). Соответственно это самообман. Мнение, что эта сумма хоть что то кому-то покроет также обманчива. Средний чек на покупку канцтоваров среднего ООО в регионах также превышает 10 000р. Но эта сумма не подъемна для целого ряда начинающих предпринимателей. В связи с приведенными фактами уставной капитал ООО одинаково бесполезен как при сумме 0 (ноль) рублей, так и при сумме 10 000 руб. Законодательное увеличение суммы уставного капитала в период кризиса в экономике также не целесообразно, как и увеличение налогов. Сама аббревиатура «ООО» уже предполагает ограниченную ответственность и не подразумевает наличия серьезного уставного капитала.
Решение - отмена требования по минимальной сумме уставного капитала.
Примерный расчет стоимости открытия бизнеса в РФ на текущий день:
- Уставной капитал - 10 000 рублей
- Госпошлина - 4 000 рублей
- Покупка юр.адреса - 11 000 рублей*
- Подготовка пакета документов консалтинговой компанией - 10 000 руб.
Итого МИНИМУМ - 35 000 рублей*.
*-в зависимости от региона сумма может меняться
Потери граждан при регистрации компаний в России в год:
200 000 (новых компаний, ориентировочно) х 35 000р. = 7 000 000 000 рублей
Примерный расчет стоимости открытия бизнеса после внедрения предложений:
- Уставной капитал - 0 рублей
- Госпошлина - 0 рублей
- Покупка юр.адреса - 0 рублей
- Подготовка пакета документов консалтинговой компанией - не требуется.
Итого - 0 рублей!!!
Заявление должно оформляться оператором ФМС при личной явке гражданина. От заявителя паспорт, ИНН и документы по юр.адресу. Всё. Проверка гражданина на дееспособность, факт нахождения в розыске и др. нюансы будут подробно рассмотрены в главе по ликвидации компании. На все про все 10 минут и распечатка готовых документов.