Расстояние от Уфы до Черного моря равно пути до озера Иссы-Куль. Первый маршрут давно исследован, основательно протоптан и потому банален. Редкий человек не бывал на тесном отрезке побережья Анапа - Сочи. Совсем другое дело Иссы-Куль. Киргизское море находится на высоте 1600 метров, что выше самой высокой горы в Башкирии. Да и сам Южный Урал после снежных вершин Тянь-Шаня покажется вам скопищем холмов.
Направляющимся за экзотикой не миновать столицы некогда братской Киргизии - Бишкека (Фрунзе в советское время, до революции г. Пишпек). Языкового неудобства вы не почувствуете: Бишкек - русскоговорящий, как и республика в целом.
Из справочной литературы можно узнать, как страдал под гнетом Кокандского ханства киргизский народ, пока не присоединился в XIX веке к России. Конечно, добровольно. После штурма русскими войсками кокандской крепости Пишпек в 1860 г. Несколько иная трактовка присоединения кроется в обращении командующего за две недели до боевых действий. «Войска русские уже выступили в поход. Укрепление кокандские Пишпек и Токмак, бывшие всегда притоном врагов России и разбойничьим гнездом, будут разрушены. Если кокандцы осмелятся сопротивляться нам в своих крепостях, то будут засыпаны там дождем чугуна и огня. Всех же Киргиз Большой Орды и Дикокаменных призываю принести покорность и вступить в подданство русскому Царю. Только под сим условием обещаем им помилование за участие их в набеге кокандцев в наши пределы; если же Киргизы не покорятся нам, то постигнет их большая беда».
…Неподалеку от пишпекских развалин сначала был установлен казачий пикет, затем появилась почтовая станция. В начале XX века будущая столица Киргизии представляла собой скорее большое зажиточное село, чем уездный город. Население: русские, украинцы, узбеки и, как ни странно, татары, в руках которых сосредоточилась торговля. В 1924 году постановлением ЦК была создана Киргизская советская республика, произошло это одновременно с обретением собственной письменности. Сей факт не стал препятствием для недавнего широкого празднования «2200-летия киргизской государственности». Боятся киргизской письменности не стоит, для владеющих великим и могучим она вполне читабельна.
Однако время от времени власти напоминают кто здесь хозяин. Известен случай, когда в суде был удовлетворен иск о защите чести и достоинства некоего безработного патриота, посчитавшего себя и весь свой народ «униженным и оскорбленным», поскольку издаваемая в республике независимая русскоязычная газета на своих страницах название страны пишет через «и», а не через «ы», Киргизия, а не Кыргызыя. Под свои претензии истец подвел идеологическую базу, утверждая, что буква «и» в имени народа - наследие тоталитарного режима. Иск поддержала администрация президента, попросившая суд "тщательно рассмотреть заявление Тезекбаева и обеспечить полное, всестороннее и объективное исследование обстоятельств дела".
Исторические параллели с Уфой не совсем корректны. По переписи 1989 года русских в Киргизии проживало столько же, сколько башкир в Башкирии, а именно 21 %. Ссылка на последнюю советскую перепись важна. С распадом СССР и обретением независимости количество русских сократилось вдвое, после чего местная промышленность перестала существовать. Там не было знакомого нам периода, когда рабочим предприятий месяцами не платили зарплату. Освободившиеся киргизы продали за ненадобностью станки и оборудование в Китай на металлолом, благо граница рядом. Большинство трудоспособного населения теперь работает на вещевых рынках, частная торговля - главная отрасль экономики республики.
Бишкек - город контрастов: на одной улице вы можете увидеть турецкий продуктовый супермаркет «Рамстор» и автоматы с газированной водой, вызывающие умиление и ностальгию.
Родственные чувства испытываешь при виде действующей маршрутки «РАФ» (тот самый «рафик»!), рожденный в перестроечные годы в советской Латвии. Названия городских улиц сходу произнесет не каждый: Манасчи Сагымбая (бывшая Новая), Бибисары Бейшеналиевой (бывшая Заводская), Джоомарта Боконбаева (бывшая Верхняя). Количество новых переименований, памятников и мемориальных табличек, вывело маленькую среднеазиатскую республику на первое место в мире по числу великих людей на душу населения. У каждого рода имеются свои национальные герои, у всех дедушки сидят на бронзовых конях или стоят на постаментах, каждый второй киргиз, согласно шежере, является потомственным аристократом.
Михаил Фрунзе - самый известный уроженец города. Отец его обрусевший молдаванин, дослужившийся до фельдшера; мать из крестьян-переселенцев Воронежской губернии. Первым подвигом будущего советского полководца стало неудачное покушение на убийство урядника, участкового инспектора милиции по-нашему. Последним - взятие Крыма, при соотношении сил 10 к 1 не в пользу Врангеля.
В Белых домах РБ и РК есть общее начало, чего нельзя сказать о гербах.
За сходством архитектуры начинаются существенные различия. Весной 2005-го митингующая оппозиция вошла в Белый дом без особых усилий. Президент бежал за несколько минут до того, как бойцы ОМОН расступились перед многотысячной толпой. В итоге 24 марта Киргизия получила новый государственный праздник - День революции, а семья свергнутого президента уголовное преследование.
Настоящий азиатский колорит ощущаешь, отъехав от города километров на десять - пятнадцать. Горы, арыки, глиняные домишки; в пыли возятся дети. Бабушки-киргизки, сидящие на лавочках, на чистейшем русском предлагают персики, груши, кумыс. Путь к Иссык-Кулю лежит через красивейшее Боомское ущелье, высота окружающих хребтов от 4266 до 4760 метров.
«Здесь масштаб гораздо шире, нежели в горах Кавказа или Альпийских; здесь склоны идут выше и выше, и только киргизские юрты нарушают величественную пустынность диких скатов, - восхищался проезжая по этим местам в 1911 году полковник Краснов. Будущий атаман Всевеликого Войска Донского, повешенный в Москве на склоне лет, проходил службу в г. Верный (сейчас Алма-Ата).
Глазея по сторонам извилистого серпантина будьте осторожны: за крутым поворотом может оказаться абориген с радаром, жадный, как и предупреждал великий путешественник. Николай Пржевальский назвал подарки для местной власти и населения, без которых ни одна его экспедиция не могла бы состояться: маленькие складные зеркала, ножницы, бритвы, иголки, духи, мыло, сигары, шкатулки, раскрашенные фотографии женщин.
За полтора века цивилизация существенно продвинулась и местные гаишники, таможенники, пограничники, ничего не признают кроме денег, отдавая предпочтение российским. Расставшись с ними, поневоле вспоминаешь другое наставление генерала Пржевальского: «Для успеха далеких и рискованных путешествий в Центральной Азии были необходимы три проводника: деньги, винтовка и нагайка. Деньги - потому, что местный люд настолько корыстен, что, не задумываясь, продаст отца родного; винтовка - как лучшая гарантия личной безопасности, тем более при крайней трусости туземцев, многие сотни которых разбегутся от десятка хорошо вооруженных европейцев; наконец, нагайка также необходима потому, что местное население, веками воспитанное в диком рабстве, признает и ценит лишь грубую силу».
Вот и долгожданный Иссык-Куль
Протяжённость озера с запада на восток равна 182 км, с юга на север - 58 км, наибольшая глубина - 700 метров. Его невозможно украсть. Если башкириский ТЭК строили всем союзным миром, то киргизский лакомый кусок появился благодаря щедрому тектоническому толчку в нужное время в нужном месте. Плата для иностранцев за въезд в курортную зону 370 рублей с авто, спартанское койко-место в частном секторе идет по цене ведра абрикосов - 150 р. Верхнего предела цен не существует. Горное море - курочка несущая в бюджет золотые яйца второй несушкой является американская военная авиабаза под Бишкеком. А что делать? Пенсия равна одной тысячи рублей. Человек с месячным доходом в 14 тысяч сомов (10 т. рублей) слывет преуспевающим.
Радушный киргиз Алик работает управляющим придорожного кафе. Он же бармен, официант и посудомойка. Держится с достоинством. В далеком прошлом он в чине руководителя предприятия объехал весь СССР. Алик собирается на заработки в Казахстан, там больше платят.
- У вас нет своей фирмы? - деликатно спрашивает «управляющий».
- Нет. На загорелом его лице плохо скрываемая досада. - А что?
- Работа нужна... Казахстан, конечно, хорошо. Но Россия, есть Россия.
Сергей Орлов, Уфа - Иссык-Куль - Уфа
.