Хороший фильм. Затрудняюсь, можно ли назвать его арт-хаусом, но что-то в этом духе. Всяко не попса. Я люблю хорошую попсу, просто это не она)). Не знаю, как описать качество съёмки, наверное, как "без фильтров". Это уже сразу выделяет фильм визуально, не режет глаз, но немного беспокоит. Потом, довольно часто кадр выстроен как у любительской съёмки, например, много места занимает просто стена, а персонаж виднеется где-то в нижней части кадра. Не всё время так, дозированно. Потом, история раскрывается пластами, она не столько про сюжет, сколько про процесс. И про выход ГГ из творческого кризиса.
Главный герой, Вэнь Шань - по образованию киносценарист. Но сценарии он не пишет. А пишет на заказ панегирики для произнесения речей о покойнике на его похоронах. Он лучший в своём деле, к работе подходит крайне серьёзно и использует при написании подход, характерный для глубокой работы над сценарием байопика. Он беседует с заказчиком, узнаёт как можно больше о покойном, старается беседовать и с другими людьми, кто на это соглашается. Всё это нужно для того, чтобы рассказать действительно о покойном, с душой, а не какие-то общие слова ради галочки. У него даже есть заказчица, которая уже года три живёт с диагнозом рак и заказала панегирик по самой себе. К ней Вэнь Шань и просто приходит в гости, помочь по хозяйству. И вообще за время фильма мы узнаём несколько историй о людях, их жизнях. Иногда ему приходится сталкиваться и с тем, что к нему обращаются разгневанные родные и близкие покойного, которые не согласны с написанным. Кто-то понимает, что ГГ работает с тем, что ему сообщил заказчик, кто-то не очень, тем более, что это в том числе их способ прокричать свою боль. И он разбирается с их претензиями, выслушивая их, помогает пережить трагедию.
Вот только со временем понимаешь, что у Вэнь Шаня как будто нет своей жизни вне этой работы. Есть квартира, куда он приходит ночевать, а всё остальное время он погружён в истории жизни своих "персонажей". Можно и без кавычек. Он весь какой-то потухший и грустный, а родителям врёт, что работает над телешоу. Хотя на курсе он был лучшим, а от работы над сценариями отказывается сам.
Также у него есть сосед по квартире, молодой парень. Со временем меня начало напрягать, что мы о соседе ничего не знаем, он всегда дома и очень хорошо в курсе работы ГГ. И это было не случайно.
Выйти из кризиса Вэнь Шаню помогло появление очередной недовольной его панегириком знакомой очередного покойного. Она, молодая активная провинциалка, со всей непосредственностью сперва накидывается на ГГ за то, что тот описал человека не так, как она его видела. А ещё девушку угнетало то, что они с покойным были лишь сетевыми знакомыми и товарищами по хобби. За время общения они стали близки друг другу, и она хотела бы увидеть его вживую, а теперь это невозможно. За время работы у ГГ скопилось много материала, и делясь им с девушкой, он помогает ей пережить утрату. И общение с ней становится для него "эффектом попутчика", когда незнакомый человек появляется в нужное время и потом уедет, не факт, что они ещё когда-то встретятся. Разговор с ней помогает ГГ проговорить вслух то, без чего он не мог продраться через свой кризис. Не она вытаскивает его оттуда, но она со своей активностью и витальностью помогает ему повернуться к собственной жизни, к действительно его персонажам, которых он выдумал.
Фильм не то, чтобы прям позитивный и жизнеутверждающий, но и не тяжёлый, смотрится легко и даёт какую-то надежду на то, что человек в кризисе может найти-таки точку опоры, главное, её не пропустить.