Этот фильм в коллекцию себе я подмела, когда смотрела на Ютубе ролик про албанцев и Османскую империю, там кадрый из этого фильма были среди прочих. Албанцы к сюжету не имеют никакого отношения, просто видеоряд использовали, мне понравилось. Он не единственный в этой связи мне в коллекцию попал. А так тут, конечно, про взятие османами Константинополя в 1453 году, собственно, к дате и приурочено, там много чего снимали по этому поводу и праздновали с размахом. У меня, конечно, есть сложившиеся стереотипы касательно деятельности османов и их завоеваний, это событие я привыкла рассматривать с точки зрения "пострадавших", так что к просмотру приходится приступать, заранее настроившись на то, под каким соусом это будет обязательно подано, что в общем-то логично, и повод гордиться этой страницей истории у них есть. Понятно, что будет пафосная историчка, возможно, даже с пророчествами (они были), но интересно, как разовьют подробности и вообще. Ну, собственно, про свою историю все снимают примерно в схожем ключе, хотя у турков есть свои фишки, я к ним готова была.
Продолжаю умиляться над отсутствием желания обосновывать своё желание куда-то пойти и что-то захапать. Хотя тут попытались. Типа если не мы Константинополь, то Константинополь нас. По-моему, Восточно-Римская Империя к тому моменту была в не лучшем состоянии что-то там захапывать себе, но ок, когда-нить я дойду до книжки про Османскую империю, может, и правда, им что-то угрожало, хотя пока что выглядело наоборот, папа Мехмеда №2 имел великую мечту завоевать славный город, но ниасилил. Или поправьте меня. Ну да ладно. Турки просто не находят нужным придумывать предлоги. Хотя вообще там была тема насчёт давления со стороны Константинополя с их желанием посадить на трон своего кандидата, это вроде покатит за повод, но вообще-то и ГГ, и его отец, и до них в ту сторону поглядывали вполне определённо.
В общем, ещё сам пророк Магомет, оказывается, предсказал рождение великого завоевателя. И вот он родился.
Кстати, это ж тот великий человек, который прославился не только как Фатих (Завоеватель), но и как автор знаменитого братоубийственного закона Фатиха. Почему-то очень страдал над телом почившего отца, что тот-де его не любил, не очень поняла, там как-то не слишком раскрывали их взаимоотношения, возможно, это просто широко известные факты, которые не было необходимости иллюстрировать. А так отец же в его пользу и от трона отрекался, правда, потом опять сместил и вернулся, и Мехмед вернулся на трон уже лет в 20. Поначалу занимался обустройством своего правления, а потом, не откладывая в долгий ящик, отправился грека воевать.
Ну, стояли они там прилично, Мехмед даже в депрессию скатился от невозможности взять город, и только духовное руководство Ак Шемседдина заставило его воспрянуть. Ну и тут-то у него всё и получилось.
На фоне всех этих великих событий для привнесения более личных мотивов в историю развивается история любовного треугольника между девушкой Эрой, константинопольским полководцем Юстинианом и османским героем Хасаном, учителем боевых искусств, обучавшего фехтованию султана. Эти два мужика прям самые мачо-шмачо фильма, реально тестостерон из экрана капал, и отвечали они за перечёркивание историчной картинки, потому что всё остальное выглядело вполне достойно для исторического фильма, а эти ребята больше похожи были на музыкантов рок группы. И заодно самые красивые мужики в этом кине, только настолько одного типажа, с похожими причёсками и манерой одеваться, что я поначалу их путала. Эра очень интересная внешне, я бы не назвала красавицей, но очень запоминающаяся и мне нравилась.
Хасан
Павер-метал-суперстарррр
Юстиниан
Эра (она тут под мальчика подстриглась)
Эра с папой, пушечных дел мастером (и вообще литейщиком), проживали в Константинополе, Юстиниан всё подкатывал с предложениями руки, сердца и прочих частей тела, но оказалмя королём френдзоны, а вот нормальный мусульманин Хасан - это да. В принципе, она не сильно парилась за вероисповедание, просто отца все пытались заставить отливать пушки, а тот всё норовил заниматься более мирными вещами. И вот как-то на их дом нападают, чтобы заставить мастера работать на злобное местное правительство, их спасает Хасан, Эра с папой бегут к османом и берутся за пушки, но не для тех, кто напал на их дом. Ну и Эры свои дополнительные причины участвовать в этом всём наравне с отцом.
В принципе, вопросы мусульманского вероисповедания не сильно педалировались, и та же Эра для мусульманки, даже выросшей не в османской среде, прям такая эмансипе, связавшись с Хасаном, могла бы и оказаться в положении "кирхе, киндер, кюхе", не то, чтобы Хасан не пытался, но та отбилась и даже заставила того извиниться за патриархальные предъявы. Вот в самом Константинополе религиозные брожения прослеживались, там бурлило православное население, которое предпочитало иметь дело скорее с османами, чем с католиками, к унии с которыми склонялся император. Кажется, с этим даже и не наврали, или наврали не сильно.
Сам султан, честно говоря, не впечатлил. Султан у актёра вышел, но как-то для личности уровня Фатиха слабовато, сила получилась, ум получился, харизма не очень. Только иногда проскальзывало что-то этакое в жестах.
Если говорить в целом, то у меня впечатления очень неоднородные. В некоторых моментах вот прям молодцы-молодцы, а где-то убогонько, и всё это в одном амбициозном проекте. Начнём с плюсов.
1. Костюмы. Особенно солдат, причём обеих армий (не считая уже помянутых мачо-шмачо). И на материалы не поскупились, и на вооружение. Ура, не было впечатления, что для того, чтобы одеть христианские локации (там ещё папская локация была) ограбили какой-то кружок театральной самодеятельности. Кроме танцовщиц на императорском пиру, они у нас чиста вакханки.
2. Антураж вообще. Хотя иногда палились на дурацких деталях типа современных ножниц, которыми, к слову, на раненом резали кольчугу. Хотя, возможно, это была не кольчуга, а вязаная кофточка серого цвета крупной вязки)).
3. Всё, что связано с военным действиями. Вероятно, все деньги там и были. Что-то они, возможно, моделировали, но драки нормальные, осадные машины, всё такое, короче, у меня как у неквалифицированного зрителя не было позывов плеваться. Возможно, более подкованные и стали бы.
4. Ну, история Эры и Хасана. Юстиниан, конечно, неудачник и изрядно картонный, но харизматичный. Я так поняла, это у нас аж целый Джустиниани Лонго, который был одним из военначальников, руководивших обороной, но по-моему, в фильме один Константин отдувался с руководством, а Юстиниан чисто красиво стоял там и сям, иногда дрался и бесился из-за Эры.
Минусы:
1. Султан не дотянул.
2. Было скучно, первую треть так уж точно, потом раскачались, но тоже с переменным успехом, в зависимости от происходящего то так, то сяк.
3. Иногда какие-то дурацкие антуражно-сюжетные решения. Простим им эмансипе Эру, которая и ни по христианским, ни по мусульманским канонам не могла себя так вести. Они там попытались в гендерную интригу, типа скрыть ото всех, что в литейном цехе женщина, но по-моему, забыли об этом сразу, как Эра переоделась в мужское платье и постригла волосы. Но Эра хороша. А вот странные выходки с танцами на официальном пиру с участием папского делегата, когда их развлекали полуголые девицы в неубедительных тряпочках на босу грудь и попу - ну это странно. Может это типа развращённость нравово, но это ж был не частный междусобойчик, а официальное мероприятие с участием духовных лиц. Отражение первого серьёзного штурма празднуют исключительно воины и блудницы. Ну и вообще какие-то такие странные проколы, не буду перечислять.
4. Император Константин. Ну не умеют турки ценить возможность показать победу над достойным противником. Сколь я поняла, император оказался так себе политиком (если, конечно, на его месте мог кто-то справиться), но личного мужества вроде как никто не отрицал. Скорее всего, даже создатели фильма. Иначе нам бы показали. А так его на гражданке показывали максимально непрезентабельно, какой-то неприятный тип в короне. Во время военных действий он стал получше, его даже причесали нормально и гадостей не изображали... Даже показали сцену, где его просят бежать, а он отказывается. Мне очень было интересно, как турки поступят с фактом его гибели в бою. А никак не поступили. Просто умер и всё. Проехали-забыли.
5. Я в общем в курсе, что Османская империя была довольно веротерпима (доводилось читать про это, обратной информации не имею) и в частности Мехмед тоже старался сохранить население города. Но после трёхдневного разграбления (не показали, конечно же). Но сцена в храме, где на него смотрят местные женщины, дети, священники и несколько затесавшися мужчин спиерва с некоторой опаской, а потом после вдохновенных слов, что теперь мы пойдём дальше вместе, все светлеют лицами, султан берёт на руки девочку, а та его обнимает и целует, ах, какой хороший дядя, и тут волны света. Ну вы врите, да не завирайтесь, а? Это не тот хороший дядя, который держал город в осаде, взял его штурмом, перемочив кучу местных мужиков? И скорее всего, не только их. Идея в общем понятна, да и турки народ эмоциональный, кино-то на внутренний рынок, но чувство меры, ну...
6. Опупенно больше количество компьютерного моделированя окружения. В любой непонятной ситуации моделируй, а не ищи локацию. Ну, к Константинополю вопросов нет, спасибо, что не не трёх улицах и лужайке, они с городом заморочились. Но местами прям я даже не знаю, причём иногда уровень убогий, бывало, что персонаж даже забывал отбрасывать тень или пытался провалиться сквозь поверхность. Но последнее я один раз только заметила.
Ффух.. ну вы заметили, да, что кинцо скучноватым показалось, впечатлений совсем нет, хехе))). Хотя я думаю, что многое тут перечисленное проистекает от того, что я не целевая аудитория. Так ведь и интересно иногда расширить горизонты)).